Конспект урока по русскому языку на тему "Имя существительное как часть речи"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: русский язык, УМК «Школа России»


Название учебной дисциплины: Русский язык.

Образовательная система: «Школа России».

УМК (авторы): Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Тема урока: Имя существительное как часть речи.

Тип урока: систематизации знаний.

Цель: уточнить представление об обобщённом лексическом значении имён существительных, распознавать имена существительные по обобщённому лексическому значению и по вопросам.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • научатся находить имена существительные, отличать от других частей речи;
  • определять у имени существительного значение;
  • соотносить вопросы кто? что? с предметами.

Метапредметные:

  • регулятивные:
      умение формулировать цель своей деятельности;
    • понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
    • вносить необходимые коррективы;
    • прогнозировать конечный результат;
    • отвечать на вопросы; оценивать свои достижения на уроке;
    • выполнять задания по правилам.
  • коммуникативные:
      умение работать в паре, в группе;
    • слышать и слушать учителя, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
  • познавательные:
      умение работать с книгой, с упражнением, искать и выделять необходимую информацию, анализировать и обобщать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи, расширять знания о значении слов, умение объединять предметы по общим признакам.

Личностные:

    • формирование учебно-познавательного интереса к русскому языку, способности к самооценке деятельности;
    • аккуратности при письме, памяти;
    • интереса к родному языку, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

Оборудование: ИКТ, презентация, Русский язык 3 класс, 2 часть, тетради, раздаточный материал (карточки с заданиями «Кто?» и «Что?» (12 шт.), Карточки №1,2,3 (24 шт.)), листочки для тестирования (24 шт.)

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя
(методы и приемы)

Деятельность учащихся

I. Организационный момент (1 мин)

Слайд 1

Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.

Урок русского языка. Проверьте свои рабочие места, всё ли в порядке? Готовы начать урок? Готовы хорошо поработать и добыть новые знания вместе со мной?

Приветствуют учителя и одноклассников, настраиваются на урок, проверяют готовность рабочих мест.

II. Актуализация Целеполагание. Мотивация и самоопределение к деятельности.
(7 мин)
Словарная работа
Для начала откройте тетради, садитесь правильно, красиво и аккуратно запишите число. Сегодня …, ниже - классная работа. Чтобы настроится на урок проведём словарную работу у доски и в тетради. Записывайте слова с красной строки с большой буквы, остальные через запятую, подчёркиваем орфограмму.
Вет_р, д_кабрь, м_роз, к_ньки, м_тель, сн_гирь.
- Поставьте ударения в словах.
- Обменяйтесь тетрадями в парах. Вместе проверим. Ставьте + или -.
- Ребята, какие орфограммы встретились вам в словах?
Слайд 2 - Кто из вас не сделал ни одной ошибки? 1-2 ошибки?
Затруднение в деятельности. Выход к теме урока
Сейчас мы поиграем в «Расселение». Каждый из вас будем мэром и распределит данные слова на сладе в три столбика по определенным общим признакам.
Слайд 3. Бегать, солнце, красный, летит, желтеть, огромная, небо, бумажное, девочка.
- Записывают в тетрадях число. «Классная работа».
Выполняют орфографический диктант на доске и в тетради, подчёркивают орфограммы, объясняют правила написания слов.
- По какому признаку вы разделили слова?
- Какие слова отнесли к первой группе?
- К какой части речи относятся эти слова?
- На какие вопросы отвечают эти слова?
- Какие слова вы отнесли ко второй группе?
- К какой части речи относятся эти слова?
- На какие вопросы отвечают слова второй группы?
- Какие слова вы отнесли к третьей группе?
- К какой части речи относятся эти слова?
- На какие вопросы отвечают имена существительные?
- По частям речи.
- Бегать, летит, желтеть.
- Глаголы. Что делать? Что делает?
- Красный, огромная, бумажное.
- Имена прилагательные. Какой? Какая? Какое?
Солнце, небо, девoчкa.
- Имена существительные Кто? Что?

- Послушайте стихотворение и если правильно закончите его, то сможете сформулировать тему урока.

«Вещи, люди и цветы,
Носороги и коты,
Джинсы, майки и билеты,
Называются ПРЕДМЕТЫ.
Шубы, шапки и зонты,
Гвозди, гайки и болты,
Сёла, города, планеты -
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ.
АХ, какие все слова
Восхитительные,
Называются они……

Слушают стихотворение.

Слайд 4 - Тема нашего урока: СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ!
- Как вы думаете, все об имени существительном мы знаем? Нет. Значит, что мы будем делать сегодня на уроке?
- Сформулируйте задачи по опорным словам:
Слайд 5. Сегодня мы будем повторять…
Закреплять…
Узнавать…
-…всё об им. Существительном
-…имеющиеся знания
-… об им. сущ. что-то новое
III. Систематизация знаний (30-35 мин) - Как вы думаете, каких частей речи в русском языке больше всего? Правильно, именно существительные составляют самую большую группу.
- Ребята, что вам уже известно об имени существительном?
Ответы детей.
- Откройте учебники на стр. 8.
- Кто желает громко прочитать правило?
- Расскажите правило по памяти сначала в парах самостоятельно.
- Кто желает рассказать правило вслух?
- Молодцы!
- Имя сущ. - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос Кто? Что?

Работа по карточкам в парах.
У вас на партах лежат карточки. Сейчас поработаем в парах. На листочке даны имена существительные. 1 вариант записывает сущ., отвечающие на вопрос Кто?, 2 вариант - на вопрос Что?
(Кто?)- кот, директор, ласточка, бабушка, Барсик, пчела
(Что?) - ветер, Гайны, пион, карандаш, коньки, снежинка.
- Давайте сделаем вывод: какие имена существительные отвечают на вопрос кто?, какие на вопрос - что?

По одному ученику от каждого варианта - отвечает. Ученики сверяют свои ответы с экраном.
- Имена существительные, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто? (одушевленные). Другие имена существительные отвечают на вопрос что? (неодушевленные)

V. Физминутка (30 сек)

Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
А потом прыг-скок
И ещё разок.
А потом вприсядку,
И снова - попорядку.
(повтор)

Выполняют движения за учителем.

Первичное закрепление

Упр. 9

- Прочитайте задание. Что необходимо сделать?
- Прочитайте слова просебя.
- Докажите, что данные слова - это имена существительные.
- Слово самолёт обозначает вид транспорта, слово врач - профессию, доброта - качество человека. Устно объясните, что обозначают остальные имена существительные?

- Нужно прочитать слова и доказать, что они являются существительными.
- Дождь - явление природы, осадки; Алёша - имя мальчика, заяц - животное, скрипка - муз. инструмент, синица - птица, Россия - наша страна, январь - месяц, пятница - день недели, помидор - овощ, пальто - одежда, жмурки - игра, суффикс - неизменяемая часть слова, окунь - рыба, Москва- город, север - сторона горизонта, овёс - зерновая культура, тетрадь - школьная принадлежность, молоток - инструмент.

- Запишите в тетрадях упражнение 9. Разделите тетрадь на 2 колонки и распределите данные имена существительные в 2 столбика по вопросу.
1-я колонка - существительные, отвечающие на вопрос Что?
2-я колонка - на вопрос Кто?

Обменяйтесь тетрадями. Взаимопроверка в парах. Посмотрите на слайд, если существительное распределено верно, ставьте «+», если нет, то «-»

Устно составьте предложение с одним из слов.

- Что? (Самолёт, доброта, дождь, скрипка, Россия, январь, пятница, помидор, пальто, жмурки, суффикс, Москва, север, овёс, тетрадь, молоток)

- Кто? (врач, Алёша, заяц, синица, окунь)

- Москва - столица нашей большой страны.

Упр. 11

- Прочитайте задание. Что необходимо сделать?
- Запишите слова в тетрадь.
- Докажите, что они являются однокоренными.
- Выделите в каждом слове корень.
- Какой частью речи является каждое слово? Над именами существительными укажите часть речи так: сущ.
- Прочитайте только имена существительные, к каждому задавая вопрос.
- Какие орфограммы встретились в словах? Подчеркните их.

- Прочитать слова и доказать, что слова в каждой паре однокоренные.
Записывают слова в тетрадь и выделяют корни.
- Существительными, глаголами и прилагательным.
- (Кто?) смельчак, (что?) смелость, (что?) ходьба, (кто?) бегун, (что?) треск, (кто?) хитрец, (что?) чудеса, (что?) жизнь.

Поработаем в группах. На слайде представлена картина, на которой нужно найти как можно больше существительных. Начинаем с 1 ряда. Называйте существительное, задавая к нему вопрос. Работают по командам.

Слайд 6-10. Система контроля качества знаний.
На партах у вас лежат листочки, выполняем тест, в каждом вопросе 1 правильный вариант ответа.
1) Имя существительное - это:
А) часть слова;
Б) часть речи;
В) часть предложения.
2) Имя существительное обозначает:
А) действие предмета;
Б) предмет;
В) признак предмета.
3) На какие вопросы отвечают имена существительные?
А) Кто? Что?
Б) Какая? Какое? Какие?
В) Что делать? Что сделать?
4) Какое из однокоренных слов, является именем существительным?
А) походка;
Б) проходил;
В) проходной.
5) В какой строке все слова являются именем существительным?
А) рисовать, рисунок, рисование;
Б) море, моряк, приморье;
В) лес, лесник, лесной.

Слайд 11. Проверьте свою работу по ключу в парах. Обменяйтесь тетрадями.
1) б
2) б
3) а
4) а
5) б
Поднимите руки, у кого всё правильно. Молодцы!

Теперь поработаем по рядам по карточкам. Первый ряд выполняет задание №1, 2 ряд №2, 3 ряд №3. После окончания работы листочки сдаём на проверку.
(Приложение - Карточки №1,2,3)

Самостоятельная работа.

VII. Итоги урока. Рефлексия. (2 мин)

Каждому ученику предлагается поставить себе отметку.

- Доволен ли тем, как прошёл урок?
- Было ли тебе интересно?
- Сумел ли ты получить новые знания?
- Ты был активен на уроке?
- Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?
- Учитель был внимателен к тебе?
- Ты сумел показать свои знания?

Отвечают на вопросы рефлексии. Осуществляют самооценку деятельности на уроке.

VIII. Домашнее задание (30 сек)

Открывайте дневники и записывайте домашнее задание. Упр. 13, стр. 10. А также повторите всё об имени существительном. Прочитайте задание. Всё ли понятно? Есть вопросы?
Вы были сегодня на уроке умелые, сообразительные, догадливые, внимательные, прилежные, старательные. Просто молодцы! Желаю вам и на следующем уроке также активно работать.

Записывают домашнее задание в дневник.