Конспект мероприятия с родителями подготовительной группы «Семейные традиции»

Разделы: Работа с родителями

Класс: д/с

Ключевые слова: взаимодействие с родителями, подготовительная группа


Круглый стол по теме: "Семейные традиции".

Цель: помочь родителям осознать значимость семьи в жизни человека.

Задачи: активизировать внимание уставших родителей, создать атмосферу праздника, доброжелательный настрой и взаимопонимание между педагогами и родителями, способствовать более легкому запоминанию сути бесед.

Предварительная работа:

  • Оформить приглашение на собрание.
  • Подготовить столы для проведения собрания, разложить на них все необходимое для участия родителей в его работе.
  • Подготовить атрибуты для проведения конкурсов.
  • Провести анкетирование родителей по теме «Семейные традиции».
  • Разработать памятку для родителей.

Оборудование

  • Карточки задания,
  • викторина,
  • игры-конкурсы,
  • ножницы, цветная бумага, клей, салфетки,
  • рецепты для праздника,
  • памятка «Основные семейные традиции».

Вступительное слово воспитателя: - Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье, о семейных традициях и их значении в воспитании и развитии ребенка.

О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях и, следовательно, ее потенциальных воспитательных возможностях можно судить по установившимся в ней традициям.

Традиция в переводе с латинского означает «передача». Традиция - это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи). (Словарь русского языка С.И.Ожегова).

Если Вы произнесете слово «детство» и закроете при этом глаза, то наряду с любимыми людьми родными стенами в сознании возникнет что-то особенное, присущее только вашей семье. Это «что-то» и есть семейная традиция. А запоминается она только потому, что много раз повторялась, прочно поселилась в детской памяти и уже неразрывно связана с определенной реакцией на какое-либо событие. Какие традиции живут в вашем доме? Наверняка те, которые запомнились Вам в детстве.

Вот что о праздниках и семейных традициях рассказали Ваши дети. Им всем без исключения нравится быть дома, потому что дома много игрушек, телевизор, компьютер, один из опрошенных сказал, что дома тихо, можно отдохнуть, другой - дома родные люди, там весело, мы вместе играем. Ваши дети вспоминают такие общенародные праздники, как Новый год, 23 февраля, 8 марта, Пасху. Из праздников, которые бывают у вас дома, назвали Новый год и День рождения. День рождения они любят потому, что им дарят подарки, и только единицы говорят, что в этот день приходят друзья, вспоминают клоуна, торт, свечи.

На вопрос «Куда ты любишь ходить с родителями?» дети отвечают: в магазин, на карусели, в цирк. Единицы сказали, что любят ходить в театр, гулять, кататься на лыжах, ездить в деревню к бабушке.

Мы предлагаем вам вспомнить семейные традиции, немного расслабиться и поиграть.

Сегодня ждет нас игра,
Любит это занятие детвора.
Но на собрании дети наши не играют,
А родителям место уступают.

Родители делятся на 2 команды

Разминка

Воспитатель: Я задам Вам задачу: попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек:

Послушай, вот моя семья
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка
Сестра, невестка, дочка.
А самая младшая - я.
Какая же у нас семья?
(6 человек)

Воспитатель: С давних пор о доме и семье говорили с улыбкой и любовью. Из этого далека до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки. Давайте их вспомним. Я начинаю, а вы - заканчивайте.

Задание 1 "Закончи предложение"

  1. В гостях хорошо, а … (дома лучше).
  2. Не красна изба углами, а … (красна пирогами).
  3. В семье разлад, так и дому … (не рад).
  4. В семье согласно, так и дело идет … (прекрасно).
  5. Когда семья вместе, и … (сердце на месте).
  6. Семья - ключ к … (счастью).

Воспитатель: Если 1 сентября вы с ребенком сажаете деревце или под Новый год с детьми наряжаете елку, а 9 мая по-особому поздравляете дедушку или соседа - ветерана, все это скрепляет семейные узы, помогает в воспитании детей.

Задание №2 "Ассоциации"

Напишите на карточках праздники отмечающиеся в вашей семье.

Государственные

Религиозные

Профессиональные

Семейные

В каждой семье есть традиция: по вечерам мы с ребенком ведём задушевные беседы, садимся рядышком и рассказываем друг другу о прожитом дне, о впечатлениях, о новшествах.

Конкурс 3 "Семейная викторина"

  1. Скажите по латыни "семья". (Фамилия.)
  2. А теперь скажите "семья" ;по-итальянски. (Мафия.)
  3. Как известно, греческая богиня Афина была богиней мудрости, и ее птицей считалась сова. А вот богиня Гера, супруга Зевса, считалась покровительницей семьи вообще и материнства в частности. Догадайтесь, какая птица считалась "птицей Геры"? (Аист.)
  4. Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры? (Выносить сор из избы.)
  5. Вот русская пословица: "Жить для себя - тлеть, для семьи - … (пропущен глагол), а для народа - светить". Назовите пропущенный глагол. (Гореть.)
  6. По легенде, Россию охраняют три сестры: Вера, Надежда и Любовь и их мать. Назовите имя матери трёх сестёр. (Софья, то есть Мудрость.)
  7. Первый, старший ребёнок в семье - первенец. А как на Руси назывался третий ребёнок в семье? А последний? (Третьяк, поскрёбыш.)
  8. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери? («Яблоко от яблони недалеко падает».)
  9. О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: "Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства"? (О матрёшке.)
  10. С какого возраста, согласно законодательству РФ, можно вступать в брак без разрешения родителей? (С восемнадцати лет.)
  11. Как называется фамилия женщины до её замужества? (Девичья.)
  12. Содержание одной из статей Всеобщей декларации прав человека таково: "Брак может быть заключён только при обоюдном и свободном согласии обеих сторон". Назовите сказку Андерсена, в которой её героями эта статья нарушается. ("Дюймовочка".)
  13. В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: "Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать"? ("Снежная Королева". Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец.)
  14. Назовите самую семейную геометрическую фигуру. (Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.)

Воспитатель: Праздники для ребенка - это хорошая семейная традиция. В доме праздник - нужно подготовить подарки, украсить комнату, всё вымыть, убрать - так входит труд в жизнь ребёнка. А когда мы поем, рисуем, читаем стихи, танцуем, гримируемся, слушаем музыку - разве не воспитываем мы своих детей эстетически?

Конкурс 4 "Творческий"

Для вас, дорогие родители мы тоже приготовили заготовки, чтоб вы попробовали сделать сказочных героев.

Предложив детям сделать на празднике нечто подобное, вы обретете детскую любовь и понимание, да и сами вспомните свое детство.

Воспитатель: Семейные чтения, когда читают не только родители, но и старшие дети, бабушки, дедушки - это прекрасная возможность с пользой для дела провести вечер в кругу семьи, отдохнуть, пообщаться и оставить в памяти ребёнка незабываемые впечатления об этих вечерах

Конкурс 5 "Литературные родственники"

- В названия известных произведений вставьте пропущенные слова, являющиеся названием членов семьи.

  1. "..." М.Горький. ("Мать".)
  2. "...-разбойники", А.С.Пушкин. ("Братья-разбойники")
  3. "... Карамазовы", Ф.М.Достоевский. ("Братья Карамазовы".)
  4. "Три ...", А.П.Чехов. ("Три сестры")
  5. "... Ваня", А.П.Чехов. ("Дядя Ваня".)
  6. "... Мазай и зайцы", Н.А.Некрасов. ("Дед Мазай и зайцы".)
  7. "Капитанская ...", А.С.Пушкин. ("Капитанская дочка".)
  8. "... полка", В.П.Катаев. ("Сын полка".)
  9. "... капитана Гранта", Ж.Верн. ("Дети капитана Гранта")
  10. "... Фёдор, пёс и кот", Э.Успенский. ("Дядя Фёдор, пёс и кот".)

Воспитатель: Сохранение доверия в семье - ещё одна хорошая традиция. Доверие - это возможность честно и прямо обсуждать любые, даже самые сложные, темы друг с другом. Сохранить взаимное доверие в семье - одна из самых важных задач родителей.

Конкурс 6 "Дискуссия"

- Допустим, что вы собрались семьей провести выходной день в лесу, а в этот день идет дождь. Что вы будете делать?

- Вы приехали на экскурсию в природный парк, а он закрыт в этот день для посетителей. Что вы будете делать?

Воспитатель: Ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Праздник для ребенка не то, что для нас, взрослых. Праздник - это событие в детской жизни, и ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как мы свои года от одного важного события до другого.

Конкурс 7 "Вопрос - ответ"

- У меня в руках цветок - ромашка, на каждом лепестке которого вопрос для обсуждения. (Родители по очереди отрывают лепесток, читают вопрос, и мы вместе обсуждают ответ).

Вопросы на лепестках ромашки

  1. Помогают ли праздники в воспитании у ребенка положительных черт характера?
  2. Можно ли посадить за один праздничный стол со взрослыми детей? В каких случаях да, а в каких нет?
  3. Предложите детскую забаву-игру для празднования дня рождения.
  4. Какие праздники, кроме дня рождения, вы устраиваете для ребёнка?
  5. Вы приглашены в гости. О каких правилах и в какой форме напомните ребенку?
  6. Вы ждете гостей, друзей вашего ребёнка. О чем напомните ему до прихода гостей?
  7. Дети, пришедшие в гости разбросали игрушки. Как поступить хозяевам?
  8. Вашему ребенку подарили игрушку, которая у него уже есть. Как он поступит?
  9. Какие подарки Вы дарите детям?
  10. Как Вы устраиваете детские праздники в своей семье?

Воспитатель: Какие чистые, невинные наши детские мечты. Помните: тот заряд внутреннего тепла и оптимизма, который несет в себе каждый из нас, приобретается в детстве и чем он больше, тем лучше. Характер ребенка формируется не в один день, но можно сказать с уверенностью: чем больше в нем радости, тем счастливее наш ребенок в дальнейшем.

Воспитатель: Мы предлагаем вам окунуться в детство и вспомнить, о чем вы мечтали, когда были детьми. У меня в руках плюшевый медвежонок, которого каждый из вас будет брать в руки, и рассказывать нам о мечте детства.

А как вы думаете, о чем мечтают ваши дети? А мы сейчас с вами послушаем.

Конкурс 8 "Устами младенца"

- Каждой команде надо отгадать то, о чем говорят дети.

Запись 1 разговора

  • Он бывает у каждого.
  • Его долго ждешь, а он быстро проходит.
  • Он бывает в разное время года.
  • Бывает очень весело, когда много гостей.
  • И всегда что-то дарят.
  • Я его очень люблю.
  • Что это? /День рождения/.

Слушаем дальше:

  • У него есть рога.
  • Его любят мальчики и девочки. Он бывает маленький и большой.
  • У него есть два колеса, бывает и три.
  • На него садятся и крутят.
  • Я люблю на нем кататься.
  • - Что же это такое? /Велосипед/.

Воспитатель: Семейные традиции - это не только праздники, но и торжественный обед каждое воскресенье, когда вся семья в сборе, а из серванта извлечен праздничный сервиз - тогда через много лет пожилые родители не будут сидеть за воскресным столом в одиночестве.

Можно приводить много примеров разных семейных традиций. Общее в них та трепетность, с которой все их вспоминают, появляется желание перенести их в свою семью. Если в Вашей семье нет традиций, придумайте их. Это сделает вашу жизнь и детство ваших детей намного богаче. Добрые семейные традиции оказывают огромное влияние на детей, прежде всего потому, что они сплачивают семью, позволяют сберечь те зерна разумного и доброго, которые старшими членами семьи были найдены раньше и, сделать их достоянием подрастающего поколения.

Мы предлагаем вам памятку, которая надеемся вам поможет увеличить число семейных традиций (памятка родителям, приложение).

Анкета для родителей

1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:
1) хорошие
2) отличные
3) нормальные
4) не очень хорошие

2. Считаете ли вы свою семью дружной?
1) да
2) не совсем

3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи?
1) праздники
2) ужин в кругу семьи
3) поездки
4) всё, многое
5) праздники и поездки
6) не знаю
7) выезд на природу, просмотр ТV, ужин

4. Как часто ваша семья собирается вместе?
1) ежедневно
2) часто
3) как получится
4) когда как
5) редко
6) всегда

5. Что делает ваша семья, собравшись вместе?
1) каждый занимается своим делом
2) всё (всё понемногу, всем, много чем)
3) обсуждаем учёбу
4) занимаемся трудом и ходим летом на участок
5) смотрим TV, обсуждаем жизненные проблемы
6) занимаемся семейно-бытовым трудом
7) делимся впечатлениями
8) смотрим TV передачи
9) общаемся
10) вместе проводим досуг
11) читаем
12) шутим, смеёмся
13) отдыхаем

6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?
1) редко
2) иногда
3) нет