Урок русского языка по теме "Путешествуя в город "Состав слова". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: русский язык, состав слова, УМК «Школа России»


Автор УМК: Русский язык. 4 класс, «Школа России». В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Тип урока: обобщение полученных знаний.

Цель: Закрепление полученных знаний учащихся о морфемном составе слова и роли каждой значимой части слова.

Задачи:

Предметные:

  • Умения выделять в слове приставку, корень, суффикс, окончание и основу, определять их роль в слове;
  • Развивать речь, мышление, внимание, применять знания в нестандартных ситуациях.

Познавательные:

  • Развивать умения работать со словами:
  • Наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в соответствии с поставленной целью.

Коммуникативные:

  • Учить сформировывать собственное мнение и позицию;
  • Развивать умение взаимодействовать друг с другом для решения проблемного вопроса.

Регулятивные:

  • Формировать умения планировать, моделировать, контролировать учебные действия в ходе учебного процесса.

Оборудование для индивидуальной и фронтальной работы: персональный компьютер, интерактивная доска, программное обеспечение для интерактивной доски, рабочая тетрадь, наглядные пособия.

Средства (оборудование):

  • карточки в виде айфонов (телефонов);
  • наклейки;
  • картинки на доску (приставка, корень, суффикс, окончание, основа, смайл).

Ход урока

Этап

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

Результаты:
форм-е УУД

1. Оргмомент Приветствие и проверка готовности к уроку. Положительный настрой на урок.
- Ребята, я предлагаю вам встать и взяться за руки.
- Что вы ощущаете?
- Это поддержка ваших товарищей сегодня на уроке.
- Ведь сегодня необходимо понять, как мы умеем активно и дружно работать.
Дети встают, взявшись за руки.
Ответы детей:
- Тепло, поддержку и т.д.

Личностные: формирование положительного отношения к процессу;

Коммуникативные: слушать, отвечать, реагировать на реплики учителя.

Регулятивные: настроиться на работу, нацеливание на успешную деятельность.

Мотивация к учебной деятельности Проверка готовности.
- Сегодня на уроке нам понадобится: тетрадь, дневник пенал. Будем пользоваться дополнительным материалом, он лежит на краю парты.
- Сегодня будет необычный урок, мы совершим путешествие.
Проверяют свое готовность.

- Мотивация:
Так же на уроке будет разрешено пользоваться айфонами (телефонами). И первое что я сделаю, я отправлю большой веселый смайл вам на телефоны, поддержу вас, подниму вам настроение. Возьмите каждый свой айфон (телефон) и поддержите, соседа по парте отправив ему смс поддержку в виде смайла. В течение урока активные учащиеся будут получать смс наклейки на айфон.

Дети берут айфоны, наклеивают на экран соседа смайл.

2. Актуализация знаний
а) сказка о частях слово
Чтение сказки.
- Однажды веселый паровозик в очередной раз ехал мимо города «Состав слова». В городе было темно. Всех жителей городка не было на месте. Приставка ускакала в лес, корень спрятался под лавку. Окончание шло и плакало по дороге. И паровозик решил разобраться во всем. Но одному ему не справится, он обратился за помощью в 4 «Г» класс школы № 168.
Учащиеся слушают сказку.

Познавательные: формировать умения выстраивать понятия по заданной теме в единую систему, устанавливать связи между ними.

Коммуникативные: формировать умения слушать и слышать, ясно и четко излагать сове мнение, выстраивать речевые конструкции.

Регулятивные: формировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

б) сформировать тему и цель урока

Диалог, основанный на предположении детей.
- Ребята, о какой городе идет речь?
- Как помочь жителям города?
- Сформулируйте тему и цель урока?

- Готовы помочь паровозику и посетить город «Состав слова»? Поехали.

Ответы детей: да. Состав слова.
Отправиться в этот город и расставить всех по местам.
Да. Закрепление полученных знаний учащихся о морфемном составе слова и роли каждой значимой части слова.

3. Работа по теме урока

а) работа с ЭОР

Работа с ЭОР.
- Работает активно, так чтобы суффикс захотел вернуться домой.
Повторение знаний о суффиксе.
- Какую роль играет суффикс в слове?
Суффикс - это значимая и изменяемая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.

Познавательные: актуализировать ранее полученные знания.
Коммуникативные: совершенствовать умения слушать и вступать в диалог, развивать умение внимательно слушать учителя и адекватно отвечать на его вопросы, умение взаимодействовать со сверстниками в парах и группах; формировать доброжелательность, открытость, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

Регулятивные: использовать речевые, опорные и наглядные средства для выполнения задания; уметь выделять определенную информацию, согласно данной установке. Уметь действовать согласно поставленной задачи, осуществлять контроль работы.

Личностные: совершенствовать умение выделять только нужную информацию. Формировать самооценку на основе успешно выполняемых учебных действий, развить умение быстро реагировать на вопросы учителя, формировать доброжелательность, открытость, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

Учитель дает установку. Задача учеников: образовать с помощью подходящих суффиксов новые однокоренные слова, приставив соответствующий суффикс после корня перед окончанием.
- Ребята, вы справились с заданием, суффикс вернулся домой (учитель на доску прикрепляет домик суффикса).
Оценивание: кто активно и хорошо работал, получают наклейки.
- Со своего айфона я отправляю смс ребятам, которые активно и хорошо работали.
Ученики выходят по очереди к доске и выполняют задание.
б) работа в группах - Учитель раздает карточки со словами и ножницы. Задача учеников: отрезать в словах лишние части и оставить только корень. Слова: морозный, переехал, заезд, слон, молочный, березонька.
- Теперь нам нужно постараться вернуть корень, а вернем мы его, сделав правильно задание.
Проверка. По очереди каждая группа встает и называет слово, остальные поднимаю корни, сравнивают и тд.
Повторение знаний о корне.
- Скажите, а корень для чего нужен слову?
- У нас получилось вернуть корень домой (учитель на доску прикрепляет домик корня).
Оценивание: кто активно и хорошо работал, получают наклейки.
- Со своего айфона я отправляю смс ребятам, которые активно и хорошо работали.

Учащиеся взаимодействуют в группах, отмечают верные утверждения, осуществляют самопроверку.

Ответы детей: корни: мороз, ех, езд, слон, молоч, берез.

Корень - это главная значимая часть слова, которая выражает
основное значение данного слова и общее лексическое значение всех
однокоренных слов.

б) работа в парах - Учитель раздает карточки с картинками и словами. Задача учеников: подобрать к слову нужно окончание и составить словосочетание.
- Ребята вам нужно быть внимательными, и выполнить задание очень хорошо.
Учащиеся заимодействуют друг с другом в парах, отмечают верные утверждения, существляют самопроверку.

Картинки

Слова

Кукла

красивый

Мальчик

умно

Книга

интересные

Воробей

шустрые

Ответы детей: красивая кукла, умный мальчик, интересная книга, прекрасная картинка.
- А почему словах красивая и интересная окончание -ая. А в словах умный и шустрый окончание -ый?
Проверка. Повторение знаний об окончание.
Слова красивая и интересная ж.р. А слова умный и шустрый м.р.
- Какую роль играет окончание в словах?
- (учитель на доску прикрепляет домик окончания).
Оценивание: кто активно и хорошо работал, получают наклейки.
- Со своего айфона я отправляю смс ребятам, которые активно и хорошо работали.
Окончание - это изменяемая часть слова, которая служит для образования разных форм одного и того же слова, а также для связи слов в словосочетании и предложении.
в) игра «Девочки, мальчики» - Учитель называет слова.
Задача учеников: хлопать мальчикам, если в слове есть приставка, хлопать девочкам, если в слове нет приставки. Слова: окно, балкон, переезд, девочка, звонок, обвал, переходит, зайчик, сгорел, сверху.
Мальчики и девочки внимательно слушают и хлопают в нужный момент.

- Очень интересное задание приготовила приставка.
Повторение знаний о приставки (учитель на доску прикрепляет домик приставки).
- Роль приставки в слове?
Оценивание: кто активно и хорошо работал, получают наклейки.
- Город расцвел, оживился, и возле трех домиков расцвела травка. А как вы думаете почему?

Приставка - изменяемая часть слова, служит для образования новых слов.

Дети получают и приклеивают наклейки на айфоны.

4.Обобщение знаний

а) самостоятельная работа с самопроверкой

Учитель называет слово. Задача учеников самостоятельно составить и этого слова новые однокоренные слова.
- Веселый паровозик не хочет от вас уезжать. Он приготовил последнее для вас задание. Вам нужно из слова сад. Образовать новое однокоренное слово.
- Разберите по составу.
- Свои листочки положите в мультифоры. Проверив пришлю вам смс.

Учащиеся работаю самостоятельно.

Разбирают слова

Познавательные: актуализировать ранее полученные знания; развитие операций мышления.
Коммуникативные:
формирование умения слушать и слышать, умение взаимодействовать друг с другом.
Личностные:
Формировать самооценку на основе успешно выполняемых учебных действий, развить умение быстро реагировать на вопросы учителя, формировать доброжелательность, открытость, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

5. Итог урока
а) рефлексия учебной деятельности

- Учитель интересуется, понравилось детям путешествие. Напоминает цель урока.
- Ваши впечатления о нашем путешествии? - Что особенно понравилось вам на уроке?
- Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока? Мы ее достигли? Оценивание.
Учитель подсчитывает количество наклеек, выставляет оценки.
- Давайте подсчитаем ваши наклейки.
- Оцените свою работу на уроке.
- Спасибо вам за урок. До свидания.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Делают выводы.

Учащиеся подсчитывают наклейки.

Познавательные:
оценить процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: выражать собственные выводы.
Личностные:
понимать значение знаний. Уметь оценивать личные достижения на сравнении с другими.