Профилактика дисграфии и дислексии у обучающихся с ОВЗ

Разделы: Начальная школа, Инклюзивное образование

Ключевые слова: ОВЗ


Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации и возникающих в связи с этим трудностей в поведении. У обучающихся с ОВЗ очень часто встречаются нарушения чтения и письма.

Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с ОВЗ и речевыми нарушениями.

К мерам ранней профилактики дисграфии и дислексии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, достаточная сформированность которых необходима для нормального овладения процессом письма и чтения.

Наиболее ранняя и целенаправленная коррекция речевого и психического развития дошкольников является одним из важнейших условий эффективности логопедической работы, обеспечения готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, а также служит предупреждению вторичных отклонений в развитии аномального ребёнка. Значимость проблемы профилактики дисграфии и дислексии обусловлена тем, что у детей с ОВЗ выявляются определённые особенности формирования речевых и не речевых функций и процессов, связанных с овладением письмом и чтением. Дисграфия - это частичное нарушение расстройства письма, проявляющееся в стойких ошибках на письме, обусловленных недоразвитием высших психических функций. Их основным симптомом является наличие стойких специфических ошибок. Дисграфия и дислексия обычно встречаются в сочетании. Основными симптомами дисграфии являются специфические ошибки, которые носят стойкий характер, и возникновение которых не связано с незнанием правил орфографии или с нерегулярностью его школьного обучения. Исследователи применили принцип поуровневого анализа специфических ошибок - для удобства их систематизации, как в целях их детального исследования, так и в целях лучшей организации коррекционного воздействия. Это позволило выделить три группы специфических ошибок:

  • ошибки на уровне буквы и слова;
  • нарушение структуры слов (ошибки на уровне слова);
  • нарушение структуры предложений (ошибки на уровне предложения).

Основные задачи по профилактике дисграфии и дислексии у детей с ОВЗ:

  • Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.
  • Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.
  • Обогащение словарного запаса, расширение активного словаря.
  • Развитие высших психических функций: мышления, памяти, внимания.
  • Формирование связной речи.
  • Совершенствование пространственно-временных представлений (в схеме собственного тела, на листе бумаги и т.д.).

Решение всех этих задач помогает сформировать базу для овладения навыками письменной речи.

Можно применять следующие игры и упражнения, направленные на профилактику дисграфии и дислексии.

1. Предупреждение ошибок на уровне букв

- Игра «Волшебная буква»

Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы, и в каком количестве. Определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные, так и ложные (зеркальные) буквы. Ощупывание картонных или объемных букв с закрытыми глазами.

Необходимо определить на ощупь, какая буква в руках, назвать ее, придумать слова, содержащие данную букву, положить ее на стол так, чтобы она отражала верное написание. Найти недостающие элементы буквы. Для этого обращаются к игре "Буква сломалась". Обведение букв по трафарету, шаблону, вкладывание контура буквы шариками марблс, цепочками и т.д.

- Игра «На что похожа буква?»

Придумывание и зарисовка картинок, напоминающих образ изучаемой буквы. Желательно фонетическое сходство («Х» - хлеб, «О» - обруч, «Ч» - червяк).

- Определение буквы, "написанной" на спине (пальцем по коже медленно проводится контур буквы), на ладони, в воздухе (с закрытыми глазами, с открытыми глазами).

- Поиск и называние букв, наложенных друг на друга.

Необходимо выделить буквы, написанные одна на фоне другой.

- Реконструирование букв. Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку. Определение букв, которые можно выложить из трех (И, А, П, Н, С, К) и из двух (Т, Г, Х) палочек.

2. Предупреждение ошибок на уровне слогов

- Игра "Живые буквы". Ученикам раздаются буквы. Они должны найти себе пару, так чтобы получился слог (любой или же заданный по опорной гласной, либо по опорной согласной букве, либо слог называется сразу полностью).

- Составление слога по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слова, вторых от конца и т.д. Например: даны картинки, на которых изображены улитка, муравей. Составим слог по первым звукам: УМ.

- Придумываем слова с данным слогом: УМный, УМник, УМница.

- Поменяем картинки местами и выясним, какой теперь получился слог?

3. Предупреждение ошибок на уровне слов

- Заучивание считалок. На письме все слова пишутся отдельно, поэтому детям предлагается учить считалку, взмахом рукой ограничивая каждое слово. Особое внимание

уделяется предлогам, союзам, для того чтобы дети запомнили, что это отдельные слова и не соединяли их с другими.

- Игра "Слово рассыпалось". Составление из данных букв слова.

Например:

  • М. Т. С. О - мост;
  • Ы, 3, Б, У - зубы.

- Игра "Потерялась буква". Например, даются следующие сочетания: ДУ. Д . М Какое получится слово, если вставить буквы? ДУ. - дуб, дух, душ; Д . М - дым, дом, дам, дум.

4. Предупреждение ошибок на уровне словосочетаний

- Сочетание существительных с прилагательными.

а) Подбор как можно большего количества слов к предлагаемому, отвечающих на вопросы: Какой?, Какая?, Какие?, Чей?, Чья?, Чье?, Чьи? Например: яблоко (какое?) - сочное, спелое, вкусное, зеленое, красное, крупное, червивое, целое, надкусанное, ароматное; след (чей?) - заячий, волчий, лисий, и т.д.

б) Подбор существ

ительного к данному прилагательному. О чем можно сказать: теплый, теплая, теплое? Например: теплый - день, вечер, пирог, чай, свитер,...теплая - погода, кофта, весна, рука,...теплое - молоко, платье, письмо, озеро, ...

в) Соединение стрелками слов, чтобы получилось верное словосочетание, при этом используя как относительные, так и притяжательные прилагательные. Например: зеленый лист, зеленое платье, зеленые лужайки.

г) Предъявление словосочетаний с пропущенным окончанием прилагательного. Например: кофта - красн..., син...; туфли - красн..., син...

д) Предъявление детям неверно составленных словосочетаний. Игра типа "Помоги Незнайке исправить ошибку". Например: длинная вечер (длинный), черный крылья (черные).

- Сочетание существительных с глаголами.

а) Подбор как можно большего количества к данному слову. Например: Что можно сделать с яблоком? Сорвать яблоко - купить, съесть, помыть, разделить, сварить, запечь, нарисовать, и т.п.

б) Подбор существительного к данному глаголу с предлогом. Например: Прийти к ... (дому, отцу, решению); уйти от... (дедушки, дома, проблемы).

в) Подбор нужного глагола в зависимости от рода и числа существительного. Например: Женя упал - Женя упала; Саша ушел - Саша ушла; яблоня цветет - яблони цветут. Это задание нужно проводить, используя картинки.

- Сочетание существительных с числительными.

Необходимо учить правильно согласовывать числительные 1,2,5 с существительными: один цыпленок, два цыпленка, пять цыплят; одна курица, две курицы, пять куриц; одно яйцо, два яйца, пять яиц. При выполнении такого задания успехом у детей пользуются игры типа "Дразнилки". Детям даются карточки, на которых изображены картинки с определенным количеством предметов; при этом дети проговаривают: "У меня два конверта, а у тебя нет двух конвертов", "У меня пять лимонов, а у тебя нет ни одного лимона".

Иногда детям заранее даются карточки с любыми предметами, и ставится такое условие: в начале у Саши всех предметов будет по одному, у Миши - по два, а у Оли - по пять. Затем они меняются карточками между собой.

5. Предупреждение ошибок на уровне предложений

- Составление предложений по схемам:

________. Зима. ________ ________. Наступила зима.

________ ________ ________. Наступила холодная зима.
________ ________ ________ ________. Наступила холодная вьюжная зима.

Дается также и обратное задание: составление схем к данным предложениям. Исключение слова из предложения, для того чтобы предложить детям исправить ошибку, составив нужное предложение.

а) Пропуск предлогов: Мы гуляли... лесу. Кошка сидит... окне.

б) Пропуск существительных: Яблоки растут на...

в) Пропуск прилагательных: Летом листья клена зеленые, а осенью...

г) Пропуск наречий: Скажу я слово высоко, а ты ответишь... (низко). Скажу я слово далеко, а ты ответишь... (близко).

д) Пропуск глаголов: Саша... машину. Папа... из машины.

- Выделение границ предложений в тексте.

а) Предлагается детям хлопнуть в ладоши, когда, по их мнению, смысловая фраза закончилась. Взрослый монотонно читает фразы.

б) Постановка точек в предложениях, предъявленных на доске или на карточках. Дети должны усвоить, что начало предложения всегда пишется с большой буквы, а в конце ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.

Актуальность профилактики дисграфии и дислексии у дошкольников с ОВЗ состоит в наиболее ранней, целенаправленной коррекции речевого и психического развития дошкольников, обеспечение готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, предупреждение вторичных отклонений в развитии аномального ребенка. Учитывая, что у детей с ОВЗ зачастую нарушено формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, звукослоговой структуры слов, фонематических процессов, языкового анализа и синтеза, несформированностью монологической связной речи, лексико-грамматического строя речи, зрительного гнозиса, оптико-пространственного праксиса, памяти, внимания, моторной функции, мышления; имеет место недоразвитие познавательной деятельности и соответственно не сформированы речевые и неречевые предпосылки овладения письмом.

В связи с этим логопедическая работа по профилактике дисграфии должна быть направлена на формирование как речевых, так и не речевых психических функций и процессов, обуславливающих нормальный процесс овладения письмом.

Литература

  1. Глозман Ж.М. Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе - под ред. Ж.М.Глозман. - М: В.Секачев, 2006 .
  2. Е.В.Мазанова. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. - М: Издательство Гном, 2014.
  3. Мисаренко Г.Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе: учебн. пособие. - 3-е изд., перераб. - М.: Институт инноваций в образовании им. Л.В.Занкова: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003.
  4. А.Е.Соболева, Е.Н.Емельянова. Русский язык с нейропсихологом. - СПБ.: Питер, 2008.