Театрализованная деятельность на уроках литературы как средство коррекции коммуникативных сфер у обучающихся

Разделы: Русский язык, Литература, Классное руководство, Инклюзивное образование, Патриотическое воспитание, Дополнительное образование


Как развивать речь и мышление учащихся с ОВЗ? Как учить постигать тайны слова? Как учить постигать мир, общаться, как воспитывать отзывчивость, сострадание, любовь ко всему живому?

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости, заторможенности, обучения чувствованию и пониманию слова - это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность.

На уроках литературы я использую приемы театрализованной деятельности. Использование драматерапии в работе с детьми позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с нравственным воспитанием, коррекцией памяти, развитием воображения и фантазии.

Благодаря правильному подбору ролей и репертуара театральная игра развивает и воспитывает многие положительные качества личности и дает реальную возможность адаптироваться ребенку в социальной среде.

Благодаря комплексной деятельности, сочетающей драматургию, пение, движение, музыку любой ребенок может компенсировать недостаток одной способности другой, более развитой в данный момент. Искусство театра, театрализованная деятельность детей с ОВЗ является эффективным средством коррекции коммуникативных сфер у детей школьного возраста.

При работе по развитию коммуникативных навыков необходимо развивать:

  • способность ориентироваться в социальных отношениях и умение включаться в них;
  • умение концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих;
  • умение воспринимать речь;
  • умение подражать;
  • умение соблюдать очередность в разговоре;
  • умение применять навыки общения в повседневной жизни.

Все эти навыки развиваются при работе в театральной студии, начиная с этапа знакомства воспитанников, составления и обсуждения репертуара и сценария, проведения репетиций и, конечно, на выступлениях.

Следующий значимый для социализации и развития коммуникативных способностей - умение комфортно чувствовать себя в обществе. Театрализованная деятельность невозможна без коллективной работы. В студии ребятам необходимо общаться. Коллективная работа способствует формированию нравственных качеств ребят, обучает нормам достойного поведения. Одна из задач педагога создать комфортный микроклимат, чтобы дети чувствовали себя единым дружным творческим коллективом.

Организация кружка театрализованной деятельности для детей с ОВЗ в условиях образовательного учреждения становится предпосылкой для расширения их возможностей в плане инклюзии и социализации.

Театральный кружок является интересной и полезной формой внеклассной работы. Педагог здесь не командует и не руководит. Он создает условия полноценного разностороннего самоутверждения ребенка в любимой деятельности. Сами они не просто организаторы такой деятельности, но и полноправные ее соучастники. У педагогов и детей общие заботы, переживания и дела, а это не маловажный фактор, формирующий жизненно необходимые ценности, личностные установки.

Театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, обсуждения характеров героев и их поведения, процесс творческого переживания и воплощения, ну и, безусловно, конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения.

Целью организации театрального кружка является развитие творческих способностей детей, формирование навыков социальной адаптации средствами театральной деятельности.

Для достижения основной цели организации театральной студии поставлен ряд задач:

1. Первая и самая главная задача - это социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети в студии общаются на равных, учатся слушать друг друга, просить совета или помощи.

2. Развитие и совершенствование эмоциональной сферы детей. Играя разные роли, исполняя танцы, где эмоциональные характеристики каждого героя позволяют детям испытать разнообразные чувства (гнев, страх, радость, печаль и т.д.), значительно обогащается эмоциональный опыт детей, они учатся не только правильно проявлять эмоции, но и контролировать их.

3. Повышение уровня самооценки у детей. На этом этапе очень важно сформировать у детей уверенность в себе, в свои силы, свои возможности и способности. Выступая на праздниках, принимая посильное участие в музыкальных постановках и театрализованных играх, перед зрителями, дети учатся преодолевать тревожность, робость и страх. Коллективная театрализованная деятельность предоставляет детям равные возможности для участия в инсценировках и праздниках.

4. Реализация творческих возможностей каждого ребенка. На любом музыкальном празднике, в любой театрализованной постановке, независимо от выраженности диагноза (двигательных способностей детей, уровня умственного развития), каждый ребенок исполняет доступную для него роль.

5. Формирование умения вступать в диалогическое взаимодействие с детьми и взрослыми. Участие в театрализованной деятельности, применение элементов театрализованной игры положительно влияет на речевое развитие детей. Оно способствует обогащению словарного запаса, формированию грамматического строя речи, формированию монолога и самое главное диалога.

В работе кружка предусматриваются следующие направления:

  • «Знакомство с театральной культурой». Знакомство с видами театрального искусства. Приобретение знаний о профессиях, костюмах, атрибутах театра. Формирование культура зрителя.
  • «Учимся говорить». Развитие речевого аппарата и четкой дикции, разнообразной интонации речи; умения сочинять небольшие сказки, подбирать простейшие рифмы, произносить скороговорки; расширять словарный запас.
  • «По следам сказок». Развитие умений и навыков воображения, сценического внимания, перевоплощения. Развитие игрового поведения, находчивости, способности творчески относиться к любому делу, умений общения со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях, формирование навыков действия с воображаемыми предметами.

Совместное творчество - это возможность развития мотивации к общению. В театрализованных постановках каждый играет, пускай и не очень важную, но все же такую необходимую роль. Детям во время творческого процесса предоставляется возможность понять простую истину, что люди разные и это нормально. Каждый участник понимает, что если на спектакль не явится ребенок, исполняющий далеко не самую главную роль, без его участия сорвется весь спектакль.