Инклюзивное образование. Проблемы и пути их решения

Разделы: Начальная школа, Инклюзивное образование


Одной из самых тревожных тенденций XXI стало неуклонно увеличивающееся число детей с проблемами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями. Проблемы образования этих детей в нашей стране весьма актуальны. В настоящее время ведущим направлением в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья является инклюзивное образование.

Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово "инклюзия"? (Слова должны начинаться с букв данного слова)

и - индивидуальность…, инновация
н - новизна…, необходимость,
к - комплексный подход…,
л - личность…
ю - юридическая грамотность….
з - законность…
и - индивидуальная программа развития ребенка…
я - Я-Концепция.

Модель инклюзивного образования предполагает создание для детей с особыми потребностями безбарьерной среды обучения, приспособление образовательной среды к их нуждам и оказание необходимой поддержки в процессе совместного обучения со здоровыми сверстниками.

Обучение в массовой школе, дает возможность ребенку с особыми образовательными потребностями, чувствовать себя обычным, таким же, как его друзья, одноклассники, мальчишки и девчонки во дворе. Общество не должно лишать детей с ограниченными возможностями права получить образование, развить свои способности, талант и главное, иметь среду общения с нормальными детьми. Ведь дети, как и взрослые, учатся многому друг у друга в процессе общения.

Множество проблем стоит на пути детей с ограниченными возможностями к получению образования. И родители, и педагоги отлично понимают, что в целом наше образование еще не готово к приему детей с инвалидностью в массовую, общеобразовательную среду. Необходима модернизация среды с целью ее максимальной доступности для особого ребенка. Специальную подготовку должны иметь педагоги, знать, как оценивать успехи особых детей. Важным моментом здесь является основательная подготовка дефектологов. Родители этой категорий детей также нуждаются в поддержке, формировании правильного отношения к совместному обучению ребят.

Обучение специалистов дефектологов, несомненно, очень актуальный аспект на пути внедрения инклюзивного образования, но ведь в массовых школах работают учителя начальных классов, учителя-предметники, совершенно не готовые к обучению особых детей. Весь педагогический процесс с данной категорией учащихся порой строится на интуиции учителя и обрывках информации о данном виде нарушения развития. Решение данной проблемы видится мне в организации дополнительных курсов переподготовки педагогов массовых школ, детских садов и других учебных заведений, ориентированных на норму развития. Только совместными усилиями всех структур, можно достичь того, чтобы наш социум принял в свою среду этих замечательных «особенных» детей.

Зарубежный опыт и российская практика последних лет свидетельствует об эффективности совместного обучения детей с инвалидностью. Детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей, однако, на сегодняшний день можно выделить ряд проблем инклюзивного образования:

1. Недостаточная подготовленность педагогических кадров, работающих по модели инклюзивного образования. Учителя в массовой школе, которые никогда не сталкивались с особенностями обучения детей с различными проблемами здоровья, часто не владеют необходимыми знаниями, приемами и методиками специального образовательного процесса, даже, несмотря на то, что прошли курсы повышения квалификации. Учителя не имеют необходимой квалификации как для коррекции имеющихся у ребенка нарушений, так и для вовлечения его в образовательный процесс. Кроме того, некоторые педагоги являются противниками инклюзии потому, что это доставляет им дополнительные трудности, но не приносит существенного материального вознаграждения. Педагогу необходимо осваивать новые подходы к оценке достижений своих учеников. Следовательно, инклюзивное образование должно сопровождаться специальной поддержкой педагогов, которая может оказываться как внутри самой школы, так и вне неё. Она может быть организована:

  • тьютором по инклюзивному образованию (освобожденным от уроков учителем со специальным образованием);
  • организацией профессионального диалога между специалистами, имеющими специальные знания и педагогами, работающими с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья;
  • проведением педагогических советов;
  • консультированием внешних специалистов (из центров реабилитации, логопедических служб, специальных школ и др.);
  • повышение квалификации педагогов (проведением лекций, семинаров, тренингов, обобщение опыта по данной проблеме и т.д.)

2. Неготовность общества к принятию детей с ограниченными возможностями здоровья, проявляющаяся в наличии отрицательных социальных установок по отношению к детям с проблемами в развитии. В частности в нежелании родителей здоровых детей обучать их совместно с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, у родителей здоровых детей возникают опасения, что инклюзия понизит качество обучения их детей и забота о детях с ограниченными возможностями здоровья будет осуществляться в ущерб заботе об остальных детях. Все это свидетельствует о необходимости медико-психолого-педагогического просвещения всего населения и специального обучения родителей, здоровых школьников, педагогов, направленного на изменение у всех участников учебно-воспитательного процесса школ стереотипов по отношению к детям с ограниченными возможностями.

3. Недостаточное финансирование инклюзивных образовательных учреждений. Не хватает особых технических средств обучения для детей с особыми образовательными потребностями. При включении детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное учреждение необходимо обеспечение специальными техническими средствами и оборудованием, в частности, глухих и слабослышащих детей - качественной электро-акустической аппаратурой; детей с нарушением опорно-двигательного аппарата - инвалидными колясками, пандусами, лифтами; детей с нарушениями зрения - специальными инновационными техническими средствами. Необходимо оборудовать медицинские кабинеты, кабинет лечебной физкультуры, сенсорные комнаты, помещения для логопедических и коррекционных занятий с дефектологами и психологами, работающими по модели инклюзивного образования.

4. Отсутствие системы медико-психолого-педагогического и социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в школе. Включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общие образовательные учреждения предполагает постоянное сопровождение образовательного процесса в условиях инклюзии. Это означает, что без специальных педагогов, работающих непосредственно в школе массового типа, инклюзия невозможна. Образовательный процесс с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, предполагает постоянное и целенаправленное сопровождение психологами, социальными педагогами, логопедами, специалистами-дефектологами с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Это сопровождение включает не только специальную коррекционно-развивающую работу с детьми в индивидуальной и групповой форме, но обязательно и работу с администрацией образовательного учреждения, педагогическим и детским коллективом, родителями.

Для решения обозначенных актуальных проблем развития инклюзивного образования необходимо принятие комплексной программы по развитию инклюзивного обучения в России. Дальнейшее развитие инклюзивного образования связано с совершенствованием нормативно-правовой базы, финансового, материально-технического и кадрового обеспечения данного процесса. Эффективность инклюзивного образования зависит от возможностей ребенка, желания и помощи родителей, а также наличия на всех этапах обучения квалифицированного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения.

Методы организации учебного процесса в инклюзивном классе

Итак, первый этап в организации инклюзивного образования состоит в знакомстве и формировании основ сотрудничества всех участников образовательного процесса - детей, учителя, администрации школы, специалистов, родителей.

Формы работы на этом этапе: экскурсия по школе, тренинг знакомства, анкетирование родителей.

Второй этап - это период адаптации к школьной жизни, который переживает каждый ребенок. На первых порах посещения школы детям с нарушениями развития, а особенно с нарушениями интеллектуального развития, расстройствами аутистического спектра сложно усвоить режим жизни в школе, расписание, длительность урока и перемены. Для облегчения адаптации можно предложить ребенку план дня в картинках. Тьютор или психолог может рассмотреть вместе с ребенком этот план в начале учебного дня. Очень важно предупредить ребенка о возможных изменениях - в расписании, кабинетах и т.д. Кроме этого, учителем и специалистами сопровождения должна проводиться работа по формированию у детей алгоритма деятельности в различных ситуациях - что делать, если: захотел в туалет; необходимо идти в столовую; следующий урок - физкультура; класс идет на прогулку; необходимо подготовиться к следующему уроку; звенит звонок и т.д.

У детей с особенностями развития часто снижен темп работы, поэтому важно предоставить каждому из них возможность работать в присущем ему темпе. Лучше предложить ученику пропустить очередную запись, предложить задание, для выполнения которого требуется меньше времени. Объем работы должен увеличиваться постепенно и согласовываться с индивидуальным темпом ребенка. Выполнение меньшего объема работы позволяет менее подготовленному учащемуся успешно с ней справиться, что, в свою очередь, помогает ему почувствовать себя участвующим в общей работе. Если ребенок не может выдержать в стационарном положении все 35-40 минут урока - встает, разговаривает, перемещается по классу, - тьютор или учитель разрешает ему отдохнуть:

  • выйти в игровую зону из-за парты,
  • посидеть в «домике».

Но при этом важно регламентировать время отдыха - например, с помощью песочных часов, одобряя ситуацию, когда ребенок возвращается к работе с классом по прошествии ограниченного временного периода. Результатом деятельности учителя и тьютора будет ситуация, когда ученик с ОВЗ начинает и заканчивает работу на уроке вместе со всеми детьми.

Третий этап включение ребенка во взаимодействие с одноклассниками.

Чаще всего, дети сами подходят друг к другу, знакомятся, предлагают вместе поиграть. В случае с «особым» ребенком инициатором общения детей часто становится взрослый - учитель, тьютор, психолог. Возможно, всем детям класса необходимо объяснить, почему N так отличается от них - плохо говорит, необычно выглядит, странно себя ведет. Рассказать, что N трудно, и объяснить, чем ему можно помочь. Как правило, дети с готовностью откликаются на просьбы взрослых, если имеют достаточную информацию. Ведь первоклассники формируют свое отношение к тому или иному ученику своего класса в зависимости от отношения, демонстрируемого взрослым. Если учитель показывает положительное отношение к «особому» ребенку: не старается выделить его из всех детей, включает в урок, организует взаимодействие на уроке и перемене, то в классе формируются отношения доверия, сотрудничества и взаимопомощи.

Организация образовательного пространства

Чтобы включение детей, которые нуждаются в специальных образовательных условиях, было эффективным, необходимо подключить к работе специалистов школы - дефектолога, психолога, логопеда. Они помогут учителю определить особые образовательные потребности детей и разработать рекомендации по организации образовательного процесса, организовать психолого-педагогическое сопровождение. Именно работа в команде со специалистами с привлечением родителей поможет учителю в организации инклюзивного образовательного процесса.

Технологии организации инклюзивного образовательного процесса

Особенностью инклюзивного образования является то, что учитель учитывает разнообразие детей в классе, их особенности, возможности, интересы. В связи с этим возникает необходимость менять формы, методы и технологии работы.

Учитель, создающий сценарий урока, должен помнить и понимать следующее:

  • При организации индивидуальной работы на уроке - выполнения задания на карточке, индивидуального задания в тетради - необходимо учитывать желание ребенка с ОВЗ «быть как все», выполнять задание вместе с одноклассниками. Если учитель дает карточку только одному ученику, создается ситуация искусственного выделения его из общей учебной работы. Ребенок с ОВЗ будет чувствовать себя увереннее, если получит возможность отвечать у доски, участвовать во фронтальной работе. Например, когда в процессе устного счета на уроке математики учитель включает задания, доступные ученику с ОВЗ, а карточки с индивидуальными самостоятельными заданиями получает не только он, но еще несколько учеников. При этом содержание и форма задания будут соответствовать уровню освоения материала каждым учащимся. Формированию положительной учебной мотивации способствует и выполнение индивидуальных заданий по выбору, когда ребенок сам определяет их сложность и объем.
  • Взаимное (парное) обучение как одна из ведущих технологий инклюзивного образования в школе - это ситуация, когда один ученик учит другого под наблюдением учителя. Обычно более успешный ученик учит менее успевающего учащегося.
    Взаимное обучение полезно, когда необходимо развитие навыков путем повторения, или на этапе закрепления полученных навыков и знаний. На этапе первоначального обучения используется редко. Эта технология является дополнительной по отношению к другим методам обучения.

Технологии, направленные на развитие социальной компетенции детей

Одним из основных результатов инклюзивного образования является формирование жизненных навыков или социальных компетенций (навыков взаимодействия, взаимопомощи, продуктивной деятельности и т.д). Среди технологий, направленных на повышение социальной компетенции, можно выделить три типа:

  • прямое обучение социальным навыкам;
  • организация групповых видов активности;
  • формирование социальных навыков через подражание.

При прямом обучении социальным навыкам учитель обучает детей правильному поведению через правила и примеры.

Технологии оценки результатов учебной деятельности

Одним из ключевых вопросов при разработке и реализации адаптированной образовательной программы является проектирование методов и форм оценки результатов учебной деятельности особого ребенка в инклюзивном классе. Важнейшими показателями эффективной работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения будет положительная динамика развития ребенка, прогресс в освоении образовательной программы, формирование социальной компетентности.

Приложение 1

Приложение 2