Интегрированный урок по алгебре и информатике по теме «Моделирование биоритмов человека в Microsoft Excel»

Разделы: Математика, Информатика, Общепедагогические технологии


Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков (2 часа).

Пед.технология: метод проектов.

Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, групповая.

Цели:

  • закрепить и проверить навыки работы среде MS Excel;
  • используя методы активного обучения, метод проектов (создание реального творческого продукта), построить графики биоритмов в среде MS Excel;
  • показать межпредметную связь учебных предметов - биология, алгебра и информатика;
  • закрепить умение строить и анализировать графики, обобщать и делать выводы, обосновывать свою точку зрения;
  • повторить свойства функции у=sin x, ее свойства и график.

Учебные задачи, направленные на развитие обучающихся:

  • в личностном направлении: обеспечить познавательную мотивацию обучающихся при изучении новых понятий и определений, провести рефлексию деятельности после проделанной работы.
  • в метапредметном направлении: формирование умения самостоятельно формулировать учебную задачу урока, развитие операций мышления (сравнение, сопоставление, выделение лишнего, обобщение, классификация), формирование отдельных составляющих исследовательской деятельности (умения наблюдать, умения делать выводы и умозаключения, умения выдвигать и формулировать гипотезы).
  • в предметном направлении: изучение функции у=sin x, ее свойства и график, построение графика биоритмов в среде MS Excel.

Техническое обеспечение:

Алгоритм урока

  1. Организационный момент.
  2. Мотивационно-целевой этап.
  3. Построение моделей.
  4. Компьютерный эксперимент.
  5. Анализ результатов.
  6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Ход урока

1. Организационный момент

Психологический настрой обучающихся. Обеспечение нормальной обстановки на уроке.

2. Мотивационно-целевой этап

- Юлия Николаевна, как настроение?

(ответ «осьминожкой»)

- Ребята, а вы с каким настроением пришли к нам на урок?

Настроение - это эмоциональная сфера нашей жизни, а что с физическим состоянием?

(учитель показывает свое)

- А думать сегодня получается? Интеллектуальное состояние на высоте?

Учащиеся отвечают, показывая смайлик (смайлики заранее приготовлены у каждого на парте)

Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему наша жизнь как зебра: сегодня нам все удается, а через неделю элементарная задача кажется очень трудной; сегодня, несмотря на пасмурный день, настроение отличное, а через 3 дня нас раздражает все вокруг.

Ученые установили, что жизнь человека подчиняется трем циклическим процессам, называемым биоритмами.

  • Физический биоритм характеризует жизненные силы человека, т.е. его физическое состояние, энергию, силу, выносливость. Периодичность ритма составляет 23 дня.
  • Эмоциональный биоритм характеризует состояние нервной системы, настроение. Продолжительность периода эмоционального цикла равна 28 дням.
  • Интеллектуальный цикл определяет мыслительные способности, способность обрабатывать информацию. Цикличность его - 33 дня.

Вот так выглядят биоритмы графически:

3. Построение моделей

Ребята! Как вы думаете, какая функция может описывать эти биоритмы?

Ответ. Функция y=sinx

Действительно, кривая, которая описывает эти биоритмы имеет синусоидальный характер. Для того чтобы понять, как осуществляются расчеты, как строятся графики биоритмов, необходимо вспомнить свойства функции у=sinx, алгоритм построения графика функции у=sinx.

На партах рабочий лист. Учащиеся самостоятельно заполняют его, вместе проверяем.

Вернемся к теории биоритмов.

В чем же суть теории? В момент рождения человека все три цикла стартуют с нулевой точки (указать) В первой половине каждого периода, когда значения синусоиды положительны, наступает подъем работоспособности и улучшение физического, эмоционального и интеллектуального состояния (указать на графике) В дни второй половины периода, когда значения синусоиды отрицательны, наступает негативная фаза, которая значительно снижает возможности человека во всех областях. Пройдя обе фазы, цикл возвращается в исходную точку, и весь процесс повторяется.

Ученые считают, что пересечение же графика с осью абсцисс (укажем эти точки) считается критической точкой, в такие критические дни человек может ожидать для себя наибольших опасностей. Необязательно считать, что должно произойти несчастье, просто в этот день нужно быть начеку, так как ваши физические, интеллектуальные или эмоциональные возможности снижены.

Не все считают эту теорию строго научной, но многие верят в нее. Более того, в некоторых странах людям рискованных профессий (летчикам, каскадерам и т.д.) предоставляется выходной в тот день, когда нулевую отметку пересекают одновременно две или три кривые биоритмов.

Мы сегодня создадим модель, позволяющую рассчитывать биоритмы человека.

4. Компьютерный эксперимент

Сейчас мы проверим гипотезу о биоритмах. Для этого выполним практическую работу: "Как научиться жить в согласии с природой биоритмов или построение биоритмов человека".

Ваша задача построить график кривых своих биоритмов на текущий месяц. И на основе анализа индивидуальных биоритмов спрогнозировать благоприятные и неблагоприятные дни для различного рода деятельности.

Для работы вам необходимо использовать лист с практической работой.

5. Анализ результатов

Итак, каждый из вас сейчас построил собственные биоритмы и их проанализировал. Давайте вернемся к вопросу: "Соответствует ли теория практике?"

Давайте теперь ответим на вопросы, согласно построенным графикам.

  • Эмоциональное состояние?
  • Интеллектуально?
  • Физическое?

Если значения сходятся, то можно сказать что данный биоритм вам подходит. Если же значения расходятся, то вы, наверно, находитесь под влиянием множества побочных факторов.

Вывод запишите на листочках и положите учителю на край стола после окончания урока.

Вы посмотрели на свои графики, давайте подумаем и дадим друг другу советы, что нужно сделать:

  1. если на спаде физический цикл? (постарайтесь в это время преодолевать свою ленность, не забывайте о прогулках на свежем воздухе и побольше физических занятий)
  2. а если на спаде эмоциональный цикл? (учитесь властвовать собою, начните день с улыбки, скажите несколько комплементов себе, окружающим, радуйтесь теплому солнечному дню…)
  3. сложнее если в это время идет спад интеллектуальный… Что же делать в этом случае? (но и тогда не стоит огорчаться. Вспомните все то, что вы знаете. Ваши отличные и хорошие отметки соответствуют вашему интеллектуальному развитию. Значит, вам нужно только поверить в удачу и успех. А может, стоит принимать витамины или поработать с тестами - для развития памяти, внимания).

6. Подведение итогов. Рефлексия

Наш урок подошел к концу и нам бы хотелось, чтобы вы продолжили фразы, которые вы видите на экране.

Считаю, что теория «трех биоритмов» существует (не существует)

  • На уроке я научился…
  • На уроке я понял…

Сократ говорил: «Что самое трудное в жизни человека - это познание самого себя ...»

Я надеюсь, что этот урок пополнил ваши знания не только в области информатики, но и знания о себе.

Существует еще масса других биоритмов: интуитивный, биоритм удачи. Специалисты насчитывают до 120 биологических ритмов. Уже доказано, что каждый человек успешно сочетает в себе целый комплект всевозможных биоритмов. У кого-то их может быть больше, у кого-то - меньше. Биоритмы рождаются вместе с самим человеком.

Помните, необходимо задумываться над каждым днем нашей жизни. Биоритмы - биоритмами, но главное верить в себя. Урок окончен. До свидания.