Проектная задача как способ формирования УУД младших школьников

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: метод проектов


Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

На начальной ступени образования особое значение имеет готовность школьников применять приобретенные знания и УУД в решении конкретных жизненных ситуаций. Уровень освоения УУД предопределяет успешность всего последующего обучения учащихся.

Для решения этой проблемы как нельзя лучше подходит актуальный в образовательном процессе метод проектов. Но полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Переносить способы работы из основной школы в начальную школу, не подготовив для этого необходимую почву, неэффективно и, как правило, вредно. Прообразом проектной деятельности для младших школьников стали проектные задачи, применение которых становится возможным, начиная с 1 класса. Но в чем же сущность данной инновации? Научить детей в условиях системно-деятельностного подхода переносить полученные знания на нестандартные жизненные ситуации, где итогом будет реальный детский продукт.

Выскажем предположение, что, применяя систему проектных задач, можно подготовить ученика начальной школы к полноценной проектной деятельности в среднем и старшем звене.

Цель: показать важность использования проектных задач при формировании УУД младших школьников.

Задачи:

  1. Описать структуру проектной задачи
  2. Изучить модель формирования УУД младших школьников средствами проектных задач
  3. Установить эффективность проектной задачи, как новой формы учебной деятельности.

Определяя понятие «проектная задача», согласимся с точкой зрения А.Б.Воронцова, что проектная задача - это набор заданий, стимулирующих систему действий учащихся, направленных на получение «продукта», и одновременно качественное самоизменение учащихся. Проектная задача носит принципиально групповой характер.

Основная педагогическая цель проектных задач - способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. Именно такие задачи, по мнению А.Б.Воронцова, дают возможность учителю наблюдать за способами работы как отдельных учащихся, так и целой группы школьников.

Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных.

Таким образом, в ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • рефлексировать (видеть проблему);
  • анализировать сделанное - (почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
  • целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • планировать (составлять план своей деятельности);
  • моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели);
  • проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи; отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других).

Проектные задачи:

  • Предметные
  • Межпредметные
  • Разновозрастные
  • Одновозрастные

Структура проектной задачи связана напрямую с общим способом разрешения проблемных ситуаций. Моделирование исходной ситуации позволяет провести анализ задачи и выделить в ней отдельные предметные составляющие задачи, что диктует выбор соответствующих средств и способов работы с этими составляющими. На этапе синтеза полученные результаты, касающиеся отдельных сторон рассматриваемой ситуации, объединяются в единый (цельный) «продукт». При этом нужно подчеркнуть, что на этапе синтеза вполне естественным является возврат к этапу анализа с целью коррекции полученных на этом этапе частных решений.

Структура проектной задачи состоит из следующих этапов:

1. Описание проблемной (квазиреальной, модельной) ситуации.

Постановка задачи. Задача должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации (формулировка задачи скрыта в описании проблемной ситуации).

2. Система заданий, которые должны быть выполнены группой детей. Количество заданий в проектной задаче - это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена (создан какой-то реальный «продукт», который можно представить публично и оценить).

3. Итоговое задание. Место сборки «продукта», оформление итогового результата. Что значит «задача решена»? Это означает, что создан какой-то реальный продукт, который можно представить публично и оценить.

Этапы работы над проектной задачей:

  1. Формирование рабочих групп; знакомство с содержанием задачи; распределение заданий между членами группы.
  2. Выполнение заданий в группах; наблюдение учителя за работой групп; оказание необходимой помощи каждой группе.
  3. Сведение отдельных выполненных заданий в один «продукт»; соотнесение полученной модели с реальностью.
  4. Представление результатов решения задачи; обсуждение результатов работы.

В содержании проектной задачи нет конкретных ориентиров на ранее изученные темы или области знаний, к которым относятся те или иные задания. Школьники находятся в состоянии неопределённости относительно способа решения и тем более конечного результата.

Основной оценочной процедурой при решении проектной задачи учащимися может стать встроенная экспертная оценка внешнего наблюдателя (другого учителя, старшеклассников, родителей и т.п.). Оценивание со стороны экспертов происходит через разные аспекты деятельности младших школьников в малой группе в ходе непосредственного решения проектной задачи.

Всего в течение года были реализованы 3 проектные задачи:

  1. Проектная задача «Покорители космоса»
  2. Проектная задача «Геометрические фигуры»
  3. Проектная задача «Родительский комитет»

Более подробно хочу остановиться на ПЗ «Покорители космоса». Проектная задача «Покорители космоса» направлена на формирование социальной самостоятельности, творческой активности и развитие познавательных способностей младших школьников. Выполняя задания, дети переносят известные способы действия в новую для них практическую ситуацию.

Цель: формирование и проявление у младших школьников универсальных учебных действий в нестандартной ситуации.

Тип задачи: межпредметная (математика, окружающий мир, изобразительное искусство).

Продолжительность: 4 урока.

Четвероклассникам было предложено подготовить информационные листки, рассказывающие о мужественных покорителях космического пространства. Работая в творческих группах, ребята увлеченно искали интересный материал по своей теме в справочной литературе, в Интернете. Четко организовать самостоятельную работу в группах помогали письменные инструкции. Презентация готовых информационных листов прошла ярко, с использованием разнообразных форм. Ребята увлекательно рассказали о том, что нового и интересного узнали в процессе совместной де-ятельности по теме.

При работе с данной технологией для себя выделила сильные стороны. Работа с текстом дает возможность правильно понимать поставленную задачу. Дети стали меньше задавать вопросов, так как всю информацию черпают из заданий. Планируют свою работу, пытаются распределить между собой роли. Мне, как учителю-наставнику, представилась возможность работать со ВСЕМ классом одновременно!

Конечно, есть и слабые стороны. На начальном этапе у детей были затруднения в выделении существенной информации в тексте. Неумение самостоятельно работать по инструкции. Низкий навык групповой работы. Низкая скорость работы. Слабые стороны выявились при подготовке к занятию. Уходит много времени на поиск и разработку проектной задачи. Мало практического материала. На занятии трудно удержать внимание детей и регулировать дисциплину, так как проектная задача носит групповой характер. Работа над задачей, порой, выходит за рамки 40-минутного урока.

Проектная деятельность, несомненно, помогает формировать универсальные учебные действия. И наша задача приложить все усилия для создания благоприятных условий в реализации разного рода проектов.

Презентация

То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра
каждый из них сможет сделать самостоятельно.
Л.Выготский

Список литературы

  1. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.; под ред. А.Г.Асмолова. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
  2. Воронцов, А.Б. Проектные задачи в начальной школе / А.Б.Воронцов и др. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с.
  3. Воронцов, А.Б. Сборник проектных задач. Начальная школа: пособие для учителей / А.Б.Воронцов, В.М.Заславский, О.В.Раскина и др. - Вып. 2. - М.: Просвещение, 2012. - 144 с.
  4. Сафонова, Т.В. Проектная задача как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников / Т. В. Сафонова, И.А.Чумакова // Интеграция образования. - 2012. - № 2. - С. 21-26.