Наставник и молодой педагог

Разделы: Профессия — педагог

Ключевые слова: наставничество


Придя в школу, выпускники педагогических вузов не всегда оказываются профессионально подготовленными к работе с детьми.

Статистика последних лет показывает, что профессиональная адаптация молодого учителя, особенно в первые два года работы, характеризуется высоким эмоциональным напряжением.

Наставничество - одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации молодых учителей, способствующая повышению их профессиональной компетентности и закреплению в образовательном учреждении.

В этой статье поделюсь своим опытом наставничества. В моей практике наставничество рассматривается как постоянное взаимоотношение молодого учителя с представителями педагогического сообщества, которое помогает новому учителю войти в профессию. Наставник должен быть психологически настроен на работу со своим молодым коллегой и обладать навыками консультирования и оценивания. Важно при этом быть открытым и готовым к диалогу, понимать потребности и образ мыслей молодого учителя, обладать терпением и спокойствием, а также быть примером для молодого учителя в отношениях с учащимися, с учительским сообществом и с родителями. Приказом по школе «Об организации работы с молодым специалистом» за молодым специалистом закрепляется наставник.

Опытный наставник сможет привить молодому работнику высокие нравственные качества, научить секретам профессии, воспитать любовь к труду, желание учиться, овладевать культурой труда и стать активным членом трудового коллектива.

Деятельность наставника - важное общественное поручение в школе. Роль наставника педагогическая, сочетающая в себе воспитание и обучение. Первое, что нужно сделать наставнику - выстроить отношения доверия и взаимопонимания с молодым педагогом. Если молодой педагог доверяет своему наставнику, то он на любом этапе возникшей проблемы спросит совета, выслушает рекомендации, проанализирует, и таким образом, разрешит интересующийся его вопрос достаточно оперативно.

Затем определяется совместная работа начинающего учителя с наставником. Чтобы взаимодействие с молодым специалистом было конструктивным, не надо быть ментором, поучающим молодого преподавателя и доминирующим свой собственный опыт. Наставничество - это постоянный диалог, межличностная коммуникация.

Следующий этап - разработка индивидуальных программ адаптации и развития молодого учителя, в рамках которой наставник проводит консультации, практикумы, мастер-классы, практические занятия, диспуты, взаимопосещение уроков с последующим анализом, открытые уроки и уроки, разработанные совместно.

Чтобы взаимодействие с молодым педагогом было конструктивным и приносило желаемые результаты педагогу-наставнику необходимо помнить о некоторых правилах общения: не приказывать («вы должны»), не проповедовать («на вас лежит ответственность…»), не поучать («если бы вы послушали меня…»). Один из важных моментов в совместной деятельности - это не подсказывать решения, не учить жизни молодого педагога. Необходимо так представить ситуацию, чтобы молодой педагог сам нашел правильные пути решения. Наставник должен стимулировать процесс профессиональной поддержки молодого педагога.

Итоги работы с молодым специалистом фиксируются на педагогических советах, методических объединениях: молодой специалист отмечает выполненные им виды работы; наставник дает краткую характеристику итогов их выполнения и реализации профессиональных компетентностей молодого специалиста.

На основе отчета проходит обсуждение с молодым специалистом особенностей его профессиональной деятельности, даются рекомендации по ее дальнейшему совершенствованию, способствуя тем самым адаптации специалиста к профессиональным и организационным аспектам работы.

Процесс адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности можно считать законченным, если:

  • учитель овладел необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками организации своей учебной деятельности;
  • проведение занятий стало привычным, работа не вызывает чувства страха, неуверенности;
  • показатели качественно стабильные.

При завершении периода становления составляется заключение, в котором определяется эффективность адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности.

Педагогический опыт можно почерпнуть из книг, методических пособий, Интернета и других источников информации, но человечество еще не придумало лучшего способа передачи опыта, чем личный контакт и творческое взаимодействие педагогов-единомышленников разных поколений.

Современный учитель должен быть профессионально-компетентным, самостоятельно мыслящим педагогом, психически и технологически способным к реализации гуманистических ценностей на практике к осмысленному включению в инновационные процессы. С молодыми учителями мы сегодня связываем свои надежды на будущее нашей России.