Применение форм, методов и приемов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: литературное чтение


Номинация: Формы, методы, приемы ведения урока в рамках стандарта второго поколения.

Тема: Применение форм, методов и приемов технологии развития критического мышления на уроках чтения.

Цель: трансляция преподавательского опыта освоения и применения технологии развития критического мышления.

Задачи мастер-класса:

  • создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
  • распространение педагогического опыта.

Ход мастер-класса

  • Вступление

Целью модернизации российского образования является достижение нового качества, которое бы соответствовало актуальным запросам современной жизни.

«Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов». «Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта», /Стандарты второго поколения/.

Другими словами нужен ученик, который не только овладел знаниями, умениями и навыками, но хочет и умеет самостоятельно добывать их.

А значит одно из главных требований к условиям реализации общеобразовательных программ - проектирование учителем личностно ориентированного урока. Основными условиями построения такого урока считаются приоритет индивидуальности, вариативность, открытость.

Приоритет индивидуальности предполагает признание ученика основным участником образовательного процесса, самоценного и личностно значимого субъективного опыта.

Условие вариативности предполагает определённую позицию учителя, обеспечивающую самореализацию каждого ученика в обучении.

Условие открытости предполагает использование на уроке разнообразных видов общения: учитель-ученик, ученик-ученик, учитель -ученики и т.д.

Условие открытости предполагает и совместный поиск истины: умение принять другую точку зрения, взаимопонимание.

Таким образом, возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые методы, формы, приёмы и современные общеобразовательные технологии.

В 210 году я начала апробацию по введению ФГОС второго поколения. Что там скрывать, сначала испытала страх, смогу ли? Ведь всегда трудно быть первым.

Понимала, что надо поставить всё «с ног на голову». Ездила на курсы, смотрела уроки коллег, но ничего для себя не находила. Много лет работала над мотивацией учения школьников и понимала, пока не заинтересую детей, ничему их не научу. К сожалению, как бы учитель ни старался, но если у ребёнка не вызван интерес к учению, никакие методы не помогают. Стала искать. И нашла очень интересную для меня технологиюТРКМ, элементы которой я применяла в работе, но не догадывалась, что существует целая и очень эффективная технология. Не стала ждать. Начала работать. Работаю по данной теме 4 год. За это время я много изучила теоретического материала, выступала на МО школы, совершенствую свои практические навыки, общаюсь с коллегами.

1 этап: Мотивация

Рассмотрим современную технологию развития критического мышления (ТРКМ)

Данная технология позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию.

Остановимся на некоторых методах, формах и приёмах, которые используются на уроках в начальной школе. Заметьте «используются».

Мышление развивается в проблемной ситуации,
Когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете.
(Л.Выготский)

Что такое критическое мышление? По-моему, это умение человека реально оценить происходящие вокруг него события, определить своё «я» в нём. Далеко не каждый взрослый может это делать. Поэтому уже с детства необходимо развивать самостоятельное мышление, которое носит индивидуальный характер. В основе технологии - творческое сотрудничество ученика и учителя, развитие у учащихся аналитического подхода к любому материалу. Она рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения, является общепедагогической, надпредметной. Это универсальная, проникающая, технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями.

Уровнем развития критического мышления является не объём полученной информации, а умение применять её в жизни. Следовательно, перед учителем стоит важная задача по формированию критического мышления учащихся. Нужно помнить, что оно состоит из трёх этапов:

  • I этап - вызов,
  • II этап - осмысление содержания,
  • III этап - рефлексия.

Я хочу сегодня поделиться своим умением пользоваться данной технологией при работе с художественным текстом.

2 этап: Теоретическая часть

Цель - обеспечить понимание участниками правильного составления урока по технологии критического мышления. Понять цели каждого этапа урока.

Чтобы правильно составит урок по данной технологии надо соблюдать 3 стадии. Каждая, из которых имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов.

Стадия вызова - «создание мотива к обучению». Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать ученика к учебной деятельности; побудить к активной работе не только на уроке, но и дома.

На данном этапе можно использовать следующие приемы и методы:

  • составление списка «известной информации»,
  • рассказ - предположение по ключевым словам;
  • графическая систематизация материала в кластеры, таблицы, схемы;
  • верные и неверные утверждения;
  • перепутанные логические цепочки;
  • рассматривание иллюстраций;
  • мозговой штурм;
  • плюс-минус-интересно;
  • плюс-минус-вопрос.

На стадии вызова у ребенка должно сформироваться представление, чего же он не знает "Что хочу узнать?"

Стадия «Осмысление». Ее присутствие на каждом уроке обязательно. На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на те вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (Что хочу знать?). Она дает возможность ученикам: получить новую информацию и освоить различные способы работы с ней; осмыслить информацию; соотнести новые знания с уже имеющимися.

Функции этапа:

  • получение новой информации;
  • ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);
  • соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;
  • поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.

Здесь могут быть предложены следующие методы:
1. Инсерт-система маркировки текста.
2. «Знаю - хочу узнать - узнал» - маркировочная таблица.
3. Чтение с остановками.
4. Дневники.
5. Бортовые журналы.
6. Таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?»
7. Таблица «тонких» и «толстых» вопросов.

Стадия «Рефлексия» - размышления. Необходимо, чтобы ученики сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей.

Функции этапа:

  • выражение новых идей и информации собственными словами;
  • целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;
  • анализ всего процесса изучения материала;
  • выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).

На стадии рефлексии «работают» все выше перечисленные приёмы. Таблицы, схемы становятся основой для дальнейшей работы: обмена мнениями, эссе, исследований, дискуссий и т.д.

3 этап. Практическая часть. (тихо звучит музыка)

Цель: участники увидят на примере художественного произведения некоторые приёмы работы на каждом этапе урока.

Теперь я предлагаю рассмотреть методы и приёмы на разных этапах урока, работая над конкретным художественным текстом.

Вы сегодня в роли учеников 2 класса.

- Как вы думаете, кто может исполнять это музыкальное произведение? (симфонический оркестр, музыкант)

- Действительно вы слушали произведение большого симфонического оркестра. (Симфонический оркестр - это большой коллектив музыкантов)

- А кто такой музыкант? (это артист, играющий на музыкальных инструментах)

- Кто из вас догадался, какое произведение мы будем читать? (Музыкант)

- А знаете ли вы, кто автор этого произведения?

- А хотели бы узнать? Тогда расшифруйте:

На доске координаты: (1,5), (3,2), (2,6), (4,1), (5,4), (6,5)

Б и а н к и

(учитель поочередно показывает координаты, дети называют букву)

6

п

а

о

т

у

ч

5

Б

ь

ю

з

й

и

4

ц

с

ы

к

м

3

е

ё

в

ж

э

ъ

2

п

и

л

ч

1

я

а

б

н

х

у

1

2

3

4

5

6

- Тема нашего урока? (В.В.Бианки «Музыкант»)

- Как будем получать новые знания? (выясню, что я знаю, и что хочу узнать)

Стадия «Вызова»

На данном этапе использую один из приемов технологии развития критического мышления «Таблица ЗХУ».

1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали», «Хочу знать больше».

З - знаем

Х - хотим узнать

Узнал +
Не узнал -
Сомневаюсь ?

Хочу узнать больше!

Написал произведение В.Бианки
Называется произведение «Музыкант»

О жизни В.Бианки
Какие книги он писал
Это произведение рассказ или сказка
Почему оно так называется?
Чему учит?

К приему «Знаю, узнал, хочу узнать» можно обращаться как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

Прием «Дерево предсказаний»

Ствол - вопросы, ветви - предположение, листья - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

После прочтения рассказа, вместе с классом выясняем, что из предсказаний подтвердилось, а что нет.

При использовании этого приема необходимо помнить следующее:

  • не стоит использовать прием на уроке больше одного раза,
  • все версии должны быть аргументированы, основаны на предложенном тексте,
  • после прочтения дети возвращаются к своим предсказаниям и смотрят, какие из них сбылись, а какие нет и почему.

(провести с участниками мастер-класса)

На листе ватмана нарисовано дерево. На стволе дерева записаны вопросы:

Что может произойти в произведении с таким названием?

Чем закончится произведение?

- Обсудите в парах ответы на эти вопросы. Предсказания записываются на веточках.

- Как вы думаете, какой прием мы использовали на стадии вызова?

Стадия «Осмысления»

На стадии «Осмысления» при работе с данным текстом использую следующий прием.

В учебнике информации о В.Бианки нет, поэтому ребята получают карточку для чтения.

Карточка для чтения:

В.В.Бианки вырос в семье ученого-биолога. Отец Бианки работал в музее и мальчик с малых лет был его посетителем. А дома всегда было много зверья, птиц, был аквариум с рыбками, черепахи, ящерицы, змеи. Летом, отдыхая в деревне, Бианки выкармливал птенцов, зайчат, ежей, белок…

Много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю. Создал для маленьких читателей множество произведений о природе. Их герои - звери, птицы, растения. Он написал около трехсот произведений. Все они рассказывают о живом мире природы. Учат детей бережно относиться к ней, любить ее. И мы с вами постараемся об этом помнить всегда.

Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки:

  • «+» - если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;
  • «-» - если то, что вы читаете, является для вас новым;
  • «?» - если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

- Как вы думаете, какой прием мы использовали?

Прием «Инсерт»

Данный прием позволяет информацию разделить на известную, новую, интересную, непонятную.

Следующий прием (провести с участниками мастер-класса)

- Давайте вместе с писателем отправимся в охотничий домик на опушке леса. Прочитаем произведение и узнаем, верны ли наши предположения.

(Участники читают рассказ до первой остановки. Он разбит на смысловые части. Учитель останавливает и предлагает вопросы разного уровня. По ходу идет и словарная работа.)

ЗАВАЛИНКА - читают в словаре учебника.

МЕДВЕЖАТНИК - где мы можем узнать значение этого слова, в нашем словаре его нет? (спросить у взрослых: человек, который охотится на медведя)

1 остановка:

- Что делал старик, когда встретил колхозника?

- Пойдет ли старик на охоту или нет, как вы думаете?

- Как называются приемы, которые сейчас использовали? (чтение с остановками и дерево предсказаний)

Интересный приём - «чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.

Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

2 остановка:

- Как поступил старик?

- Что он услышал в лесу?

- Какие чувства он испытывает при этом? Подтвердите словами текста? Почему он удивился?

- Кто в лесу мог издавать звонкий, ласковый звук?

3 остановка:

- Кто же издавал в лесу тонкий, ласковый звук?

- Что делал медведь?

- Как он услышал свою музыку? Зачитай.

- А старик? Зачитай.

- Какой вывод можно сделать? (они оба неравнодушны к музыке, животные и люди чувствуют одинаково)

- Как оценил старик игру музыканта? Зачитай.

- Как поступит мужик с медведем?

4 остановка:

- Как поступил старик с медведем? Почему он его не убил, он же медвежатник? (увидел в нем такого же музыканта)

- Какие чувства испытывает охотник, объясняя, почему он не смог стрелять в медведя? А колхозник? Прочитай по ролям отрывок, показывая, что чувствует при разговоре каждый из участников.

- А как бы вы поступили на месте охотника?

- Это произведение рассказ или сказка? Почему?

- Почему рассказ называется «Музыкант»?

- Что удивило вас в рассказе «Музыкант»? (мы очень похожи с братьями нашими меньшими, мы можем чувствовать одинаково).

- Вернемся к «Дереву предсказаний» оправдались ли ваши предположения. О ком наше произведение? (работа с участниками мастер-класса)

МЫ ПРЕДПОЛАГАЛИ ……. (обращается к дереву предсказаний)

А НА САМОМ ДЕЛЕ ОКАЗАЛОСЬ ……

Стадия «Рефлексии» (провести с участниками мастер-класса)

На доске слова и фразы:

Могучий, музыкальный, талантливый, трусливый, прислушивается,спит,наслаждается, музицирует,

Медведь умеет слушать и наслаждаться музыкой.

Одну лапу сосет, да всю зиму сыт живет.

музыкант, топтыгин

- Выберите те, которые соответствуют теме «Медведь»

- Какой прием использовался на данной стадии?

Приём «Синквейн». В переводе с французского слово «синквейн» означает «пять». В данном случае речь идёт о работе, состоящей из пяти этапов. - это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейна:

  • В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
  • Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
  • Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами
  • (глаголы).
  • Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к
  • теме (чувства одной фразой).
  • Последняя строка - это синоним из одного слова, который выражает суть темы.

Сразу дети написать синквейн не смогут, этому необходимо учить постепенно.

Сначала мы учились вместе с детьми составлять синквейн по алгоритму. Это могли быть заготовки фраз, слов, из которых дети выбирают самые важные и точные.

Применение данных приемов на уроках чтения позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал.

Работая с текстом таким образом, дети могут выделить нужную информацию, составить текст самостоятельно, доказать свою точку зрения.

Проанализируйте мастер-класс и на листе пожеланий, используя метод «ХИМ» запишите, что на ваш взгляд было хорошо, интересно, мешало.

хорошо

интересно

мешало

Затруднения, которые испытываю я, работая в данной технологии:

  • Реализовать полностью урок в данной технологии в рамках классно-урочной системы очень сложно (как и другой любой).
  • Не все дети способны работать с большим объёмом информации. Техника чтения не у всех одинакова, не все синхронно могут работать.
  • Технология не всегда эффективна в слабых классах (как и любая другая, развивающая).
  • Хотелось бы пройти необходимые курсы, посетить семинары, уроки коллег.
  • Непринятие некоторых приёмов детьми, нелюбимые (творческого характера и работа с большим объёмом информации).
  • В технологии огромное количество приёмов - затруднение в выборе.
  • Сложность в подборе материала (из разных источников).
  • Большие моральные и временные затраты.

Чем привлекает меня данная технология? Детей нелегко мотивировать. И нам приходится постоянно придумывать, как заинтересовать ребенка? Порой в этом процессе мы больше отдаем предпочтение форме и забываем о содержании. Данная технология с четкой структурой, схематичностью и наглядностью ее приемов, графической организацией материала позволяет не только разнообразить урок, сделать его нестандартным, но и достичь конкретных образовательных результатов:

  • формирование нового стиля мышления (открытость, гибкость, рефлексивность, осознанность, альтернативность);
  • развитие базовых качеств личности (креативность, коммуникативность, критическое мышление, мобильность, самостоятельность, ответственность);
  • формирование культуры чтения и письма;
  • формирование умения задавать вопросы, формулировать гипотезу;
  • стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности;
  • запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Работая в технологии ТРКМ, мои ребята стали более активные на уроках, более уверенные в своих ответах, рассуждениях, предположениях. Наблюдается положительная динамика развития учебных достижений. А самое главное - повышается мотивация ребят к учению. Школьникам стало интересно учиться. Мои ребята охотно принимают участие в школьных научно-практических конференциях, в региональных, всероссийских конкурсах и занимают призовые места.

Французский писатель Анатоль Франс когда-то сказал: «Не старайтесь удовлетворить свое тщеславие, обучая их слишком многому. Возбудите только любопытство. Откройте своим слушателям глаза, но не перегружайте мозги. Достаточно заронить в них искру, огонь сам разгорится там, где для него есть пища».

Я желаю вам творческих успехов и дарю небольшие буклеты, которые помогут вам в работе.