Методы и приёмы обучения математике детей с ОВЗ в начальной школе

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: математика, ОВЗ


Добрый день, уважаемые коллеги, так сложилось, что мы работаем в классах, в которых учатся дети с ограниченными возможностями здоровья. Целью образования детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении является их полноценное развитие, и освоение ими общеобразовательной программы, наряду со сверстниками с учетом их индивидуальных особенностей. Включение таких детей в образовательный процесс обычного класса влечёт за собой ряд трудностей, которые приходится преодолевать учителю.

При обучении математике следует учитывать, что для овладения даже элементарными математическими понятиями от ребёнка требуется достаточно высокий уровень развития таких процессов, как внимание, память, логическое мышление (анализ, синтез, сравнение и обобщение). Именно эти способности, необходимые для успешного овладения математическими знаниями, у учащихся с ОВЗ очень слабо развиты. Математика является одним из самых непростых предметов для этой категории учащихся. С одной стороны, это объясняется наличием абстрактных математических понятий, а с другой, особенностями усвоения математических знаний учащимися. И те затруднения, которые возникают у детей в процессе обучения математике в конечном итоге могут привести к снижению или вовсе потери интереса к предмету. Для успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ необходимо с первых же дней школьной жизни пробудить у них интерес к учебным занятиям, увлечь, направить их внимание на математику, активизировать познавательную деятельность. Для достижения этой цели я стараюсь использовать разнообразные методы и приёмы преподавания математики, применяю дидактический материал, наглядные пособия, игровые и сюжетные моменты.

Особенности развития детей с ОВЗ:

  1. Низкий уровень развития восприятия.
  2. Недостаточно сформированы пространственные представления.
  3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую.
  4. Заметное преобладание наглядной памяти над словесной.
  5. Снижена познавательная активность.
  6. Выраженное отставание в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
  7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
  8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.
  9. Все компоненты языковой системы не сформированы.
  10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости.

Как же должен строить свою работу учитель?

  1. Каждый урок - продолжение предыдущего.
  2. Многократное повторение основного материала.
  3. Учёт низкой скорости чтения, счета и письма.
  4. Для лучшего запоминания чаще предлагать однотипные задания.
  5. Задания, идущие от простого к сложному.
  6. Постоянно поддерживать у ребенка уверенность в своих силах.
  7. Нужно дать некоторое время для обдумывания, если ответ не верный, попросить ответить через некоторое время.
  8. Не отвлекать во время выполнения задания, на какие - либо уточнения, дополнения.
  9. Использовать зрительные опоры, схемы, таблицы.
  10. Равномерные включения в урок динамических пауз (через 10-15 минут).
  11. Предоставлять учащимся права покинуть рабочее место и уединиться, когда этого требуют обстоятельства.

Так в начале урока активные методы позволяют создать психологический настрой обучающихся на уроке, способствует формированию исходной мотивации, вовлечению всех обучающихся в учебный процесс, созданию ситуации успеха.
С этой целью в начале урока могут использоваться различные приветствия.

Когда встречаем мы рассвет,
Мы говорим ему...(Дети хором) ПРИВЕТ!!!
С улыбкой солнце дарит свет,
Нам посылая свой...(Дети хором) ПРИВЕТ!
При встрече через много лет. Вы крикните друзьям...Привет!
И улыбнутся вам в ответ
От слова доброго.... Привет!
И вы запомните совет:
Дарите всем друзьям ...Привет!

Такое приветствие позволяет позитивный эмоционально-психологический фон, настроиться и включиться в работу.

Также хорошо помогает настроиться на работу мозговая гимнастика. Приведу несколько примеров упражнений.

Положительную роль в развитии внимания и памяти играют ежедневные упражнения, рекомендуемые психологами, которые можно проводить в начале каждого урока. Это помогает сконцентрировать внимание учащихся после перемены или предыдущего урока.

«Шапка для размышлений»

Упражнение мозговой гимнастики «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, правописание, ясное восприятие и речь).

«Надеть шапку» - дети должны «мягко завернуть» уши от верхней точки до мочки 3 раза. Это помогает им слышать резонирующий звук своего голоса, когда они говорят или поют.

«Качание головой»

Упражнение мозговой гимнастики «Качание головой» (улучшает мыслительную деятельность, чтение).

Для расслабления мышц шеи и плеч. Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение, подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. После этого голос звучит более уверенно.

«Ленивые восьмерки»

Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки» (активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания).

Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем повторить это движение обеими руками.

Устный счет является неотъемлемой частью в структуре урока математики. Он помогает, во-первых, переключить ученика с одной деятельности на другую, во-вторых, подготовить учащихся к изучению новой темы, в-третьих, в устный счет можно включить задания на повторение и обобщение пройденного материала, в-четвертых, он развивает интеллект учеников. Поэтому можно выделить одну из важнейших задач обучения школьников математике - формирование у них вычислительных навыков, основой которых является осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.

Игры для устного счета: «Найди пропущенное число», «Вставь пропущенное число», «Солнышко», «Молчанка», эстафеты, мини-соревнования.

Приведу пример игры «Молчанка»: учитель, молча, указкой показывает число, знак действия и второе число, а ученик должен назвать число, которое является результатом данного действия. Эта игра очень нравится мне тем, что в классе воцаряется тишина. Ведь детям нужно сосредоточиться на задании, правильно вычислить и назвать ответ.

Учитель вызывает ученика и просит его в течение одной минуты назвать числа в порядке убывания. Следующий ученик должен за одну минуту называть числа в порядке возрастания.

Игры при изучении нумерации чисел

Кто знает, пусть дальше считает.

Учитель называет числа 258, 259. Ученик должен считать дальше (то же при обратном счете). 10, 20 - кто знает, пусть дальше десятками считает. 400, 500 - кто знает, пусть дальше сотнями считает (и обратно).

Какие числа пропущены? Дается ряд чисел:247,248,249, 252,253, 255, 257, 259, 262.

Какие числа пропущены?

Назови соседей. Игра состоит в названии соседей предложенных учителем чисел.

Например:

«Назови соседей чисел 100, 80, 999. Какое число «живет» между 59 и 61, 939 и 941 и т.д.»

СЛАЙД. Самым эффективным приемом для нормализации учебной деятельности учащихся с ОВЗ является алгоритмизация. Это различные памятки-инструкции, в которых записываю последовательность действий при решении задач, уравнений, трудных случаев умножения и деления. Памятки учат детей правильно рассуждать и контролировать себя во время выполнения самостоятельных работ.

(ПАМЯТКА)

Особые затруднения у данных учащихся вызывают решения составных арифметических задач. Учим ребят выстраивать цепочку рассуждений, чтобы ответить на главный вопрос задачи. Продумываю методику изучения такой задачи, чтобы найти в ней наиболее трудное звено и прорабатываю упражнения, которые подготовят учащихся к восприятию задания. В это же время уточняю понимание терминов, необходимых для решения задачи (цена, стоимость, скорость, время, и др.). У данных детей очень низкая скорость чтения, что резко снижает уровень восприятия заданий. Обязательно приучаю ребят читать задачу не менее четырех раз для лучшего понимания смысла. Стараюсь ввести ученика в задачу как действующее лицо. Пусть ребенок представит себя: как он покупает в магазине товар, едет в метро, собирает урожай и т.д. и т.п. Например, для консервирования вы купили 8 кг огурцов по 20 рублей за килограмм и столько же томатов по 40 рублей за килограмм; во сколько раз вы заплатите больше за томаты, чем за огурцы? Все слова задачи должны быть понятны ученикам, особенно это касается тех слов, которые помогают уяснить зависимости величин: столько же, поровну, одновременно и др. Для пояснения ситуации использую наглядные действия или чертеж, учу находить ключевые слова.

Дифференцированные задания с учетом особенностей каждого ребенка помогают мне восполнить пробелы в их знаниях и заложить основу для дальнейшего изучения курса математики. Дети с большим интересом включаются в решение простых творческих задач: отыскать, отгадать, раскрыть секрет, составить, видоизменить, установить соответствие, смоделировать, сгруппировать, выразить математические отношения и зависимости любым доступным им способом, например: на ЭКРАНЕ.

Также ежедневно используем индивидуальные карточки:

  • игра "Магазин" (взвешивание, работа с %);
  • игра "Составь фигуру" (по шаблону выложить из геометрических фигур картинку);
  • игра "Накорми друзей" (деление целого на части);
  • "Соедини по точкам" (порядковый счет);
  • "Найди отличия"(игра на внимание):
  • "Найди недостающее число".
  • различные кроссворды, головоломки, ребусы, занимательные задачи, задачи-шутки и многое другое.

Работая с детьми с ОВЗ, я сделала для себя следующие выводы:

  • Отмечать хорошее поведение ребенка, а не плохое.
  • Использовать промежуточную оценку, чтобы отразить прогресс.
  • Применять ИКТ-технологии.
  • Проводить обязательно несколько физкультминуток.
  • Вызывать интерес к изучаемой теме, чтобы учащиеся не только хорошо усвоили материал, но и надолго запомнили его.
  • Чередовать виды деятельности через 7-10 мин.
  • Разнообразить формы предъявления материала: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа (не менее 3 за урок).
  • Учитывать наличие мотивации (а для чего, зачем это), т.е. подбирать задания из повседневной жизни учащихся.
  • Использовать эмоциональные разрядки («лирические отступления»).

Организация зрительной гимнастики на уроке

Одной из коррекционных и здоровьесберегающих задач на уроке в классе, где обучаются дети с ОВЗ, является соблюдение режима учебной нагрузки.

Упражнения для развития остроты зрения

1. Исходное положение (и.п.) - сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., а затем открыть на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз. Задание укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц.
2. И.п. - сидя. Быстро моргать в течение 1-2 мин. Задание способствует улучшению кровообращения век.

Обязательно наличие физминуток на уроках математики, хорошо, когда их можно связать с темой, которая рассматривается на уроке, это поможет переключить внимание детей на другой вид деятельности, даст возможность учащимся отдохнуть и в то же время сделает акцент на использовании того, что изучается на уроке.

Игра «Морские волны». Развитие переключения внимания. Игру хорошо использовать в качестве физминутки или как вариант смены деятельности на уроке. По сигналу педагога «Штиль» все дети в классе «замирают». По сигналу «Волны» дети по очереди встают за своими партами. Сначала встают ученики, сидящие за первыми партами. Через 2-3 секунды поднимаются те, кто сидит за вторыми партами и т.д. Как только очередь доходит до обитателей последних парт, они встают и все вместе хлопают в ладоши, после чего дети, вставшие первыми (за первыми партами), садятся и т.д.

Активные методы рефлексии

Рефлексия деятельности.

Что на вас произвело наибольшее впечатление? Пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке, в дальнейшей жизни? Что нового вы узнали на уроке? Подумай, что тебе нужно изменить, чтобы работать лучше?

  • что я делаю?
  • зачем я делаю?
  • как я делаю?
  • что нового я узнал?
  • каким способом я это узнал?
  • чему я научился?

«Солнышко». На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку:

  • желтого цвета - мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации;
  • голубого цвета - занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

«Яблоня». На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки двух цветов - красные и зелёные. Они приклеивают яблоки на яблоню:

  • зелёные - я считаю, что сделал всё на отлично, у меня хорошее настроение;
  • красные - плохое настроение.

Таким образом, применение активных методов и приемов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ. Мир активных методов и приемов обучения яркий, удивительный, многогранный. В нем комфортно чувствуют себя и учителя, и ученики. Войдите в этот мир и станьте его полноправным хозяином. Откройте для себя его тайны и возможности, научитесь управлять его мощным потенциалом, сделайте свою работу намного интересней и эффективнее, а своих учеников благодарными, успешными и счастливыми.