Песочная игротерапия

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: песочная терапия, Игротерапия


Слайд 1

Уважаемые коллеги, приглашаем вас принять участие в семинаре-практикуме по теме «Песочная игротерапия».

Презентация

Слайд 2

Песок обладает удивительными свойствами. Сыпучесть песка, его приятная на ощупь текстура и возможность песчинок цепляться друг за друга делают песок привлекательным для детей и даже взрослых.
Игра с песком - одна из форм естественной активности ребенка, которую взрослые организуют в воспитательно-образовательный процесс.
Песочная игротерапия зарекомендовала себя и как эффективный метод коррекционно-развивающей работы с детьми.

Слайд 3

Песочная терапия будет полезна всем, однако наиболее актуальна она для детей, которые столкнулись со следующими проблемами:

  1. Невротические нарушения: повышенная тревожность, энурез, тики, заикания и прочие.
  2. СДВГ.
  3. Фобии, страхи, тревожность, панические состояния.
  4. Кризисные ситуации (утрата, разлука, развод родителей, рождение сестры или брата).
  5. Нежелание рассказывать о себе.
  6. Агрессивность.
  7. Конфликтная ситуация со сверстниками. Различные межличностные и внутриличностные конфликты.
  8. Замкнутость, подавленность, низкая самооценка, застенчивость
  9. Также занятия показаны воспитанникам с расстройством аутистического спектра.

Помимо психологической помощи ребенку, песочная игротерапия предоставляет следующие возможности:

  1. Помогает увидеть свой внутренний мир, разобраться в себе. Взрослый, сопровождая игры ребенка, учит его прислушиваться к себе, проговаривать свои ощущения, помогает выразить чувства, переживания для которых не всегда находятся подходящие слова.
  2. Способствует развитию навыка самостоятельно находить пути выхода из сложных ситуаций.
  3. Формирует чувство комфорта, чувство защищенности.
  4. Развивает творческий потенциал.
  5. Формирует образно-логическое мышление.
  6. Развивает тактильно-кинестетическую чувствительность и тренирует мелкую моторику рук.
  7. Снимает мышечное и эмоциональное напряжение.
  8. Строит гармоничный образ мира.

Слайд 4

Ознакомимся с противопоказаниями к использованию песочной терапии.

  • Эпилепсия или шизофрения;
  • Астма или аллергия на пыль и мелкие частицы;
  • Кожные заболевания и порезы на руках.

Предельно осторожно ведется работа с песком с жертвами насилия. С насилием, особенно телесным, метафора погружения в песок - это всегда метафора погружения в собственное тело. Если к Вам на занятие пришёл человек, у которого был опыт телесного насилия или сексуального, или любого другого, то у него могут быть сложности с песком. Часто могут возникать резкие негативные чувства.

Сейчас самое время провести осмотр своих рук и заклеить пластырем порезы и ранки. Протереть руки влажной салфеткой.

Слайд 5

На следующем слайде вы можете ознакомиться с требованиями к работе с песком.

Требования к работе с песком

  1. Ребёнок должны быть настроены (замотивированы, заинтересованы), если мотивации нет - работать нежелательно.
  2. Взрослый должен так организовать работу, чтобы у ребенка появилось доверие к песку: дать возможность познакомиться с песочницей, игрушками, рассказать о методе до начала основной работы.
  3. Нельзя трогать игрушки клиента без его разрешения.
  4. Желательно не называть игрушки такими словами или именами, которыми их не называл ребенок.
  5. После работы ребенок должен разобрать свою песочную картину и вернуть все игрушки на место, а песок привести в исходное состояние.

Применять в коррекционной работе песочные игры необходимо и возможно кто-то из нас проводим и терапевтическую работу с песком.
Предлагаю сегодня всем нам поделиться своим опытом с аудиторией и в качестве разминки приглашаю принять активное участие в игре, в которую мы часто играем с детьми в детском саду.

Слайд 6

Игра «Встаньте те, кто…»

Встаньте те, кто…

  1. Использует игры с песком в работе с детьми
  2. Использует терапевтическую работу с песком
  3. Участник вебинаров или курсов повышения квалификации по песочной терапии
  4. Тема самообразования связана с песочной терапией
  5. Самостоятельно повышает профессиональную компетентность (например, читает книги по данной теме), обретает опыт и инструменты эффективных практик песочной терапии (например, просматривая видео интернет ресурсов).
  6. любит практики песочной терапии и верит в их исцеляющий ресурс.

Спасибо за участие.
Пожалуйста, придвигайтесь к столам.

Слайд 7

Техника знакомства с песком (модифицированная Е.Тарарина)

Цель: знакомство со свойствами и возможностями песка.

Задачи:

  • активизация обоих полушарий;
  • развитие мелкой моторики руки;
  • включение творческого потенциала личности.

Инвентарь: песочница с песком.

Время работы: 10-15 минут.

Возрастные рамки применения: клиенты от 3 лет и старше.

Алгоритм работы.

Каждому ребенку предоставляется ящик с песком, в котором предлагается совершить определённые манипуляции.

Пожалуйста:
- положите руки на песок и покопайтесь в нём. Определите контакт, который вам приятен;
- создайте максимально высокую горку из песка; изобразите водоем.
- представьте, что песок имитирует дождь;

Игра «Дождик из песка» для самых маленьких.

Педагог или родитель просит кроху положить ручки в песочницу и сыпет песок на детскую ладошку в виде дождика. Можно создавать маленький дождь, а можно большущий ливень. Когда малыш освоится и полюбит песок, предложите ему соорудить дождь самому, пусть теперь он льется на ваши руки.

  • создайте блинчик толщиной в мизинец;
  • с помощью отпечатка собственных рук создайте образ какого-нибудь животного;
  • создайте одновременно двумя мизинцами лучи, сферу;
  • двумя руками одновременно нарисуйте два одинаковых круга;
  • изобразите два одинаковых глаза. Прорисуйте их указательными пальцами. «Наведите красоту»: прорисуйте контур глаз двумя безымянными пальцами;
  • нарисуйте два одинаковых цветка;
  • создайте два разных цветка двумя руками одновременно, прорисуйте их большими пальцами;
  • изобразите двумя руками одновременно двух человек. Любыми пальцами прорисуйте эти образы.

Игровое упражнение «Вслепую».

Применяется с целью познакомить детей со способами рисования на песке для развития моторики рук и улучшения координации.
Педагог завязывает крохе глаза и предлагает нарисовать на песке геометрическую фигуру, животное или предмет (в зависимости от возраста ребенка).

Выводы. Знакомство со свойствами песка является обязательным элементом до начала работы с ним. Это помогает ребенку установить контакт с материалом, снять механизмы психологических защит, погрузиться в безопасное состояние контроля своих действий.

Слайд 8

Техника «Волшебные ладошки» (авторская, И.Дронь)

Цель: повышение самооценки, установление доверительного контакта.

Задачи:

  • развитие мелкой моторики рук;
  • развитие внимания;
  • снятие напряжения;
  • повышение уверенности в себе.

Инвентарь: песочница с песком.

Время работы: 15-20 минут.

Возрастные рамки применения: дети дошкольного и младшего школьного возраста.

Алгоритм работы.

Знакомство с песочком: «Пройдитесь» по поверхности песка поочерёдно каждым пальцем сначала одной, потом другой руки, затем указательными, большими, средними, безымянными, мизинцами обеих рук одновременно. «Поскользите» ладонями по поверхности песка, делая зигзагообразные и круговые движения (как машинка, санки, змейки и т.д.). «Поиграйте» на поверхности песка, как на клавиатуре пианино, сравните с ощущениями от тех же движений по твердой поверхности. Порисуйте на песке палочками. Пофантазируйте. Поищите сходство песочных узоров с объектами окружающего мира. В конце разровняйте песочек и сделайте на поверхности отпечатки ладошек. Возьмите карандаш или палочку и обведите их, а затем выложите красивыми камешками (бусинками и т.д.). Затем посмотрите на свои ладошки. Обратите внимание, что на наших ладошках в отличие от тех, которые остались на песке, есть разные линии. Слегка обведите карандашом свои линии на ладошке, а затем перенесите их на «песочную» ладошку. Можно дать ей имя. Обязательно попрощайтесь с песочком и поблагодарите его.

Выводы. Такая работа помогает лучше познакомиться с ребёнком, установить с ним более доверительные отношения, она даёт ощущение собственной уникальности и развивает речевую креативность.

Слайд 9

Техника «Пальчиковые походы» (авторская, Е.Тарарина)

Цель: развитие произвольности психических процессов.

Задачи:

  • развитие внимания и мышления;
  • развитие тактильной чувствительности;
  • повышение работоспособности головного мозга;
  • стимуляция развития речевого центра головного мозга.

Инвентарь: лист бумаги АЗ, А4 или А5 (в зависимости от возраста ребёнка), бусинка или маленькая игрушка, повязка для глаз.

Время работы: индивидуально для каждого ребёнка.

Возрастные рамки применения: дети от 3-х до 8 лет.

Алгоритм работы.

Вступление. Берём лист бумаги соответственно возрасту ребёнка (3 года - АЗ, 4-8 лет - А4), завязываем ребёнку глаза. Размещаем бусинку в пределах листа бумаги.

Основная часть.

Ребёнок должен найти бусинку касательными движениями одного пальца руки. Шажки должны быть очень маленькими, за один ход палец нельзя перемещать с одного края листа на другой. В следующей попытке ребёнок может сменить руку или использовать другой палец. Чтобы разнообразить тактильные ощущения ребёнка, в работе можно использовать бумагу для рукоделия разной фактуры или на лист обычной бумаги можно насыпать манку; также бусинку можно искать и в песочнице.

Выводы. Дети с нормой в развитии передвигаются по всей плоскости листа. Дети с задержкой психического развития двигаются по кругу. Гиперактивные дети учатся концентрировать внимание и правильно его распределять, усваивают понятие границы.

Слайд 10

Как вы себя чувствуете?
Хотели бы вы сообщить о практике применения игр с песком в коррекционной работе своего детского сада
Есть ли у вас вопросы?

В заключение хочу пожелать беречь в себе специалиста, продолжать использовать практику песочной терапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. А также применять ее как практику самопомощи, профилактику эмоционального выгорания.