Квест-игра: «Край наш поломский»

Разделы: Биология, Внеклассная работа, Классное руководство, Экология, Краеведение, Патриотическое воспитание


Цель игры: патриотическое и гражданское воспитание, посредством включения обучающихся в активную исследовательскую деятельность по изучению истории родного села.

Формой проведения воспитательного мероприятия является квест. Квест - интеллектуально-экстремальный вид игр на улицах села и за его пределами. Квест является современной динамичной формой воспитательной работы. Логично выстроенные познавательные задания стимулируют интерес подростков к теме, а командная работа учит генерировать идеи, делиться знаниями, распределять обязанности в ходе поиска информации.

Для проведения квеста необходимы кадровые ресурсы: на каждом этапе работы команды сопровождают организаторы (педагоги, родители или старшеклассники), с которыми также проводится инструктаж по технологии проведения квеста и сбору ответов.

К методическим ресурсам относятся основные положения разработки воспитательного мероприятия: обоснование выбора, цель, задачи, технология, приёмы, форма проведения.

Материально-техническая база предполагает наличие помещений (кабинетов, рекреаций) с компьютерной техникой и доступом в Интернет.

Информационные ресурсы представляют собой разработанные классным руководителем задания (кроссворды, ребусы, фотографии и др.), музейные экспонаты, экземпляры растений, подготовленные заранее ссылки на видео, сайты, тексты, изображения и материалы для организаторов (ключи для проверки ответов команд и подсчёта баллов).

Основная часть

1. Организационный этап

В назначенный день и час все участники игры собираются в одном месте, где и происходит знакомство с командами, приветствие команд, разъяснение правил игры.

Правила игры:

  1. На посещение каждой из «станций» команде отводится ровно 10 минут. Участники игры не могут покидать станцию до того момента, пока не справятся с заданиями.
  2. Перед началом путешествия каждая из команд получает «Маршрутный лист» (Приложение № 1), фиксирует в нем название команды. В «Путеводном листе» четко определен маршрут (очередность) посещения «станций» каждой из команд. В бланке «Путеводного листа» имеется поле для выставления заработанных командой баллов на каждой из «станций». Баллы выставляет руководитель и подтверждает их количество личной подписью. Команда также получает Подсказки, где расположены «станции» (Приложение № 2).
  3. Правило последнее и самое главное! В течение всего путешествия команды соблюдают правила ТБ и дисциплину.
  4. Команда, нарушившая правила игры дисквалифицируется!!!

Описание проведения воспитательного мероприятия.

Ход мероприятия

- Добрый день! Сегодня здесь собрались самые умные, самые любознательные, самые смелые и самые дружные ребята. Именно такие смогут разгадать загадки прошлого.

- Вам предстоит разгадать фамилию человека, который находится в тайной комнате школы. Карточки с буквами вы получите во время игры на каждой станции на территории нашего села. Как только будут собраны все буквы, вы возвращаетесь в школу и собираете из них фамилию нашего гостя.

- Друзья, настало время отправиться в путешествие, где вы узнаете много нового и интересного, проявите свои знания в области биологии, истории, географии. Узнаете факты об истории нашего села. (команды выходят на старт, отправляются по маршруту с промежутком в 5 минут).

Станция 1. «Определительная»

Из предложенных 15 экземпляров растений нужно отобрать десять представителей флоры населенного пункта, и по определителю дать название отобранным экземплярам. Оцениваются правильно отобранные и верно названные экземпляры.

Количество баллов, заработанных командой, соответствует количеству правильных ответов.

Станция 2. «Живут у нас»

Участники получают текст, записывают на отдельных листочках ответы, потом им выдаются подсказки на вопросы, которые вызвали затруднения (ответ без подсказки 4 балла, с подсказкой - 2 балла) (10 мин).

1. Гнездо, которое строит зверек, называется гайно. Сначала он сплетает из толстых веток и прутьев основание, затем делает стены, а сверху - крышу. Дома у зверька тепло и чисто. Внутри свое жилище хозяйка выстилает мхом, лишайником, сухими травинками, листьями и шерстью. В таком гнезде обычно один или два входа, которые в сильные морозы хозяйка затыкает сухим лишайником.

Подсказка. Зимой этот зверек серый, летом - рыжий. На кончиках ушей - длинные кисточки, пушистый хвост красиво выгнут за спиной.

2. Французский натуралист Жорж Луи Бюфффон так охарактеризовал это животное: «Мерзкий лик, дикий вид, устрашающий голос, невыносимый запах, коварный нрав».

Подсказка. Этого зверя называют санитаром леса.

3. Это удивительный зверек. Слух у него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное - зверек чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест он очень много. Обычно за ночь съедает столько, сколько весит сам. Ест все: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей.

Подсказка. Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них.

4. У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает он очень легко - так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами.

Подсказка. Его считают большим трусишкой.

5. Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, имеет острые зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шашками. Этот танец получил название «Фокстрот». Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, иногда и животными: ежами, зайцами.

Подсказка. Убегать от преследователей помогает рыжий пушистый хвост, которым он заметает следы.

6. Этот зверь очень подвижный и ловкий: может быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья и плавать. В гору бежит быстрее, чем по равнине. По лесу шагает осторожно, старается не шуметь, ноги ставит немного вовнутрь.

Подсказка. Его считают неуклюжим сладкоежкой.

Ответы: 1. Белка. 2. Волк 3. Ёж. 4. Заяц 5. Лиса. 6. Медведь.

Станция 3. "Поделочная" (10 минут)

Определить из какого растения изготовлены предложенные экспонаты:

  • Туес (береза)
  • Березовый веник (береза)
  • Лапти (липа)
  • Спички (осина)
  • Плетеные корзины (ива)
  • Плетенные из корней корзины (сосна)
  • Пихтовое масло (пихта)
  • Канифоль (сосна)
  • Деготь (береза)

Станция 4. «Лента времени»

Кроссворд

Количество баллов, заработанных командой, соответствует количеству правильных ответов.

По горизонтали

1. Название ГЭС (Октябрьская).

4. Один из известнейших государственных и партийных деятелей советской эпохи 1920-1930-х гг. и ближайших соратников И.В. Сталина. Именем этого революционера был назван колхоз в селе Полом (Киров).

5. Первый крупный удмуртский просветитель, основоположник национальной удмуртской художественной литературы, учёный-этнограф, общественный и религиозный деятель рубежа XIX-XX столетий. Родился в селе Полом (Верещагин).

7. Русских Елена Дмитриевна жительница нашего села. За вклад в развитие сельского хозяйства награждена орденом «Знак Почета». Кем работала Елена Дмитриевна? (доярка)

9. Организатор советской школы (Есипов).

10. Какую должность занимал Русских Борис Иванович, краевед в нашей школе? (директор)

11. Каким полезным ископаемым богат поломский край? (торф)

13. Распространенная озимая культура, широко использовалась нашими предками (рожь).

По вертикали

2. Какому деятелю культуры 2016 году в МБОУ «Поломская СОШ №2» была открыта мемориальная доска? (Косолапов)

3. На территории какого муниципального образования расположено село Полом? (Поломское)

6. Головкова Калиста Борисовна за вклад в развитие сельского хозяйства награждена Орденом Ленина. Профессия орденоносца (птичница).

8. Это учреждение в с. Полом было открыто в 1912 году. В 1969 году была преобразована в Поломский детский санаторий (больница).

12. В этой деревне проживали лесозаготовители (Медьма).

Станция 5. «Географическая»

Разгадайте ребусы. В ребусах спрятаны названия местных географических объектов.

Количество баллов, заработанных командой, соответствует количеству правильных ответов.

Станция 6. «Слепой ботаник»

Несколько хорошо известных растений с сильным запахом дают осмотреть и понюхать детям. Затем им по очереди завязывают глаза и предлагают по запаху определить растение (осторожно с растениями, вызывающими аллергические реакции).

Можно использовать мяту, укроп, душицу, ромашку пахучую, бытник, тимьян и другие ароматические растения.

Количество баллов, заработанных командой, соответствует количеству правильных ответов.

Станция 7. «Наша гордость»

Участникам игры предлагаются карточки с изображением людей, прославивших Поломскую землю. Участники должны назвать их фамилию, имя и отчество; заслуги; чем знамениты.

Количество баллов, заработанных командой, соответствует количеству правильных ответов. Дополнительные баллы присуждаются в случае дополнительной информации.

Можно использовать фотографии жителей с. Полом, д. Малый Полом, членов колхоза им. Кирова, орденоносцев.

Верещагин Г.Е.
Есипов Б.П.
Косолапов Н.А.

Станция 8. «Краснокнижники»

Ответьте на вопросы. Количество баллов, заработанных командой, соответствует количеству правильных ответов.

Викторина

  1. Раннецветущее растение семейства Лютиковые, внесенное в Красную книгу. Символ Удмуртии (Купальница европейская).
  2. Хищная птица семейства ястребиных. Размах крыльев до 2 м. Место гнездования - лес, выбирает самые крупные деревья. В результате хозяйственной деятельности человека резко сократилось количество. (Беркут)
  3. Хищник из семейства Куньих. Данный вид находится под угрозой исчезновения на территории республики. Встречаются особи в Глазовском, Ярском, Кезском и Балезинском районах. (Россомаха)
  4. Семейство Орхидные, занесен в Красные книги России и Удмуртии. Удмуртское название «Кут кадь гудыри сяська». Зацветает на восемнадцатом году жизни. (Венерин башмачок)
  5. Растет по болотам, лугам, лесным полянам, лесам,болотам. Цветет в мае-июне. Занесен в Красную книгу УР (Ятрышник кровавый).
  6. Часто встречается по лесам, кустарникам. Цветет в мае - июне в смешанных лесах, на опушках, зарослях кустарников, лесных оврагах. Редкое. Ядовитое (Купена лекарственная).
  7. Растет по лесам, кустарникам. Цветет в июне - июле. Редкое растение (Любка двухлистная).
  8. Это птица из семейства соколообразных. Последний раз в Удмуртии гнездился в 60-х годах, в настоящее время не гнездится вообще. Лишь зимой отмечаются редкие залеты (Сапсан).
  9. Бабочка с размахом крыльев 55-60 мм. Окраска бархатисто-черная с ярко-красной поперечной полосой на передних и задних крыльях, поэтому по аналогии с лампасами воинского мундира бабочка так и называется. Встречается у нас очень редко (Адмирал).
  10. В каком году вышло первое издание «Красной книги УР», автором которой является В.В.Туганаев? (2001 г.).

Фото к викторине

В конце квест-игры из букв учащиеся составляют фамилию человека, который был приглашен на встречу с учащимися. Это могут быть труженики сельского хозяйства, жители села.

Жюри объявляет результаты. Подсчитываются баллы. Объявляются победители.

Критерии оценки и подведение итогов: по итогам игры-квеста награждаются все команды за активное участие, познания, стремление к определенным результатам. Лучшие команды определяются по количеству набранных баллов во время прохождения квеста.

Далее встреча с известными людьми.

Список использованной и рекомендуемой литературы

  1. Вести краеведов удмуртии, № 14. - Ижевск Книгоград, 2012.
  2. Владыкин В.Е., Христолюбова Л.С. Этнография удмуртов: Учебное пособие по краеведению.- Ижевск: Удмуртия, 1997
  3. Кезский район история и современность. - Ижевск: Удмуртия, 2016.
  4. Красная книга Удмуртской Республики: Сосудистые растения, лишайники, грибы. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет» 2001.
  5. Русских Б.И. Кезский район. Страницы биографии. - Ижевск: Удмуртия, 1999.
  6. Туганаев В.В., Баранова О.Г. Зеленые спутники человека. Ижевск: Издательство Удмуртского университета, 1992.

Интернет-ресурсы

  1. www.1urok.ru
  2. https://infourok.ru
  3. https://урок.рф
  4. https://nsportal.ru