Рабочая программа факультативного курса "Комплексный анализ текста". 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8

Ключевые слова: анализ текста


Предметная область: филология.

Срок реализации программы: 1 год для 8 класса.

Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учётом планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ г. Иркутска СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 19.

Место предмета в учебном плане: факультативный курс школьной части по выбору учебного плана.

Предметная область: филология.

Уровень подготовки учащихся: базовый.

Программа составлена на основе рабочей тетради «Комплексный анализ текста» для 8 класса А.Б.Матюкина. Курс рекомендован для учащихся 8 класса общеобразовательной школы. В школьной практике всё чаще используется комплексный анализ текста, в котором наблюдения над текстовыми характеристиками сочетаются с языковым разбором: синтаксическим, морфологическим, лексическим, фонетическим, пунктуационным, орфографическим. Актуальность темы курса состоит в том, что компетентностный подход к обучению русскому языку требует формирования коммуникативной, языковой и культурологической компетенции. Коммуникативная компетенция предусматривает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся. Это потребовало усиления практической направленности преподавания русского языка

Программа курса предусматривает более глубокое овладение навыками комплексного анализа текста, совершенствование и систематизация знаний по русскому языку, а также подготовка учащихся к школьной итоговой аттестации.

Она включает в себе уроки повторения и систематизации знаний из разных областей русского языка и литературы, практические занятия по комплексному анализу текста, анализу лирических миниатюр, творческие работы и практические и контрольные работы. Итогом работы элективного курса будет комплексный анализ текста.

Цель курса: овладение учащимися практической грамотностью, языковой и речевой компетентностью; тренировка зрительной памяти, орфографической зоркости при детальном исследовании текстов; активизация пассивного словаря учащихся. умение делать комплексный анализ текстов разных стилей и типов, освещение важнейших аспектов теории и практики комплексного анализа текста.

Задачи курса:

  • при работе с текстом вырабатывать умение доказывать, что предложенный отрывок является текстом, с этой целью обращать внимание на тему, композицию, лексические и грамматические связи, опорные слова;
  • анализируя содержание текста, выделять главные и второстепенные мысли, делить текст на смысловые отрезки и устанавливать между ними логическую связь, находить опорные слова;
  • в процессе работы над текстом определять тему текста, функциональный стиль и тип речи, что способствует формированию навыков устной монологической речи в её жанровом и стилистическом своеобразии;
  • систематически повторять фонетику, лексику, орфографию, орфоэпию, пунктуацию, стилистику, синтаксис, которые формируют навыки грамотного письма, грамотную устную и письменную речь.

Комплексный анализ предполагает не только выработку практических навыков грамотного письма и речевого развития, но и даёт каждому учащемуся возможность реализовывать и развивать свой потенциал, поэтому программа рассчитана на выработку следующих основных умений:

  • систематизировать имеющиеся знания, заполнить существующие «пробелы»;
  • самостоятельно анализировать текст, видеть и понимать отдельные языковые явления и их место в системе языка в целом;
  • наблюдать за «жизнью» слова в лексическом контексте и интерпретировать текст;
  • редактировать свою и чужую письменную речь, качественно её изменять;
  • овладев умением осмысленно читать текст и комментировать авторские приёмы, развивать способности по созданию связных текстов.

Таким образом, учёт внутреннего опыта учащихся и опора на их познавательные способности на уроках КАТ становятся необходимым условием для эффективного формирования знаний, умений, навыков и делают процесс обучения полезным и увлекательным.

Общая характеристика курса

Факультативный курс для 8 класса «Комплексный анализ текста» даёт возможность каждому ученику реализовать свои возможности и коммуникативные способности. Систематизировать знания школьников, соединить деятельность по закреплению практических навыков грамотного письма и речевому развитию позволяет работа с текстом как основной дидактической единицей. Занятия сопровождаются дидактическими материалами - текстами из произведений русской литературы. К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия. Выполняя конкретные задания, школьники учатся анализировать текст. Система заданий для анализа включает вопросы по орфографии и пунктуации, при ответе на которые ученик использует знания, полученные на уроках русского языка и литературы. Задания предусматривают систематизацию имеющихся знаний, их переосмысление, а также углубление материала. Преимущество этого вида работы с текстом заключается в том, что при комплексном анализе текста школьник учится наблюдать за словом, за мыслью автора, а научившись осмысленно читать чужой текст и комментировать авторские приемы, развивает навыки создания своих текстов. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволит не только совершенствовать важнейшие речевые умения, сформировать навыки комплексного анализа и осознанного чтения текстов разных стилей, но и научиться находить авторскую позицию и комментировать ее. Поскольку предлагаемая программа ориентирована в основном на работу с текстом, задания для учащихся будут носить комплексный характер, т.е. наряду с освоением материала очередной темы учащиеся смогут анализировать стилевые особенности текста, содержащиеся в нём изобразительно - выразительные средства, пунктуацию и её роль в данном тексте и т.д. Во всех темах программы предусмотрен материал, который позволит учащимся, во-первых, лучше осознать ранее изученное, во-вторых, углубить их представление об изученном, в-третьих, расширить знания о тексте и его особенностях. Всё это поможет развить интерес школьников к русскому языку как учебному предмету.

Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся.

Учебный план школы предусматривает на изучение курса 34 часа из расчета 1 час в неделю.

Формы организации образовательного процесса. Основной формой обучения является урок. .Выбор форм зависит от уровня подготовленности учащихся, от объема изучаемого материала, его новизны, трудности. Основные формы организации образовательного процесса: индивидуальные, групповые, фронтальные.

Технологии обучения: Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала. Информационно-коммуникационные технологии, тест-технологии; Здоровьесберегающие технологии: использование различных наглядных средств, Технология уровневой дифференциации. Технология обучения в сотрудничестве. Проектная технология.

Формы и методы контроля: Формой оценки достижения результатов освоения программы промежуточная аттестация - это оценка качества усвоения учебного года.

Текущий контроль осуществляется по результатам выполнения практических заданий, самостоятельных работ, видов разбора, устных сообщений учащегося, письменных работ.

Итоговый контроль - итоговая контрольная работа в формате ОГЭ с системой заданий, зачетная тестовая работа

Планируемые результаты

Личностными результатами изучения курса являются следующие умения и качества:

  • чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат словесные тексты, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
  • самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
  • самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);
  • владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
  • уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
  • оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

  • по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;
  • по лексике: пользоваться разными видами словарей;
  • по морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разбор наречий и деепричастий; образовывать новые слова с помощью характерных для изученных частей речи способов словообразования;
  • по морфологии: давать определения изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи; различать омонимичные формы разных частей речи;
  • по синтаксису: образовывать словосочетания с наречием и деепричастием в качестве одного из компонентов; выполнять разбор словосочетаний; составлять предложения с разными видами обстоятельств; составлять предложения с разными способами связи между частями;
  • по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 7-м классе слова с непроверяемыми написаниями;
  • по пунктуации: находить смысловые отрезки, пунктуационно правильно оформлять предложения изученных типов; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки;
  • по связной речи, чтению и работе с информаципей: составлять предложения с учётом текстообразующих свойств изученных групп слов; использовать синонимику предложений с деепричастными оборотами и сложноподчиненных предложений, стилистически обоснованно использовать предлоги, союзы; использовать частицы в стилистических целях; находить в тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля речи; излагать подробно, сжато и выборочно текст публицистического стиля; осознанно и бегло читать тексты публицистического стиля; описывать внешность, состояние и действия человека; создавать тексты изученных типов речи, тексты, сочетающие в себе разные типы речи.

Содержание учебного курса

I. Введение

Комплексный анализ текста как один из способов реализации педагогической технологии формирования текстовой компетенции.

II. Работа над текстом

Текст и его строение. Определение функционального стиля текста. Работа со смысловыми типами речи.

Работа с основной мыслью текста. Тема и микротемы. Абзац «абзацное членение», его значения в смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения в тексте. Средства связи смысловых частей текста. Освоение приёмов логического разворачивания основной мысли (тезиса). Приемы сжатия текста. Сжатое изложение. Композиция текста

Работа с языковыми средствами, обеспечивающими связность текста. Анализ изобразительно-выразительных средств языка, оформляющих функциональные стили речи.

III. Виды грамматического разбора

Фонетический, орфографический, морфологический разбор слов, морфемный и словообразовательный анализ, синтаксический разбор словосочетаний и предложений.

IV. Целостное рассмотрение текста

Комплексный анализ текстов различных стилей речи.

Тематическое планирование курса

Тема

Кол-во часов из них:

Из них:

Теория

Практика

Контр. работа

Самостоятельная работа

1

Введение

2

2

0

2

Работа с текстом

26

9

17

3

15

4

Целостное рассмотрение текста

7

1

6

1

5

5

Итого

35

12

23

3

20

Календарно-тематическое планирование курса

Календарно-тематическое планирование составлено с учетом Программы воспитания МБОУ г. Иркутска СОШ № 19. Воспитательный потенциал факультативного курса «комплексный анализ текста» обеспечивает реализацию целевых приоритетов воспитания обучающихся.

Тема урока

Всего час.

Дата

Примечание

план

факт

1

Введение. Текст и его строение. Признаки текста.

1

1н.

1 четверть

2

Введение. Текст и его строение. Признаки текста.

1

2 н.

3

Текст как речевое произведение. Грамматическая связь между частями текста

1

3 н.

4

Абзац. Микротема. Анализ текста.

1

4 н.

5

Тема текста и его микротемы. Тренировочные упражнения.

1

5 н.

6

Работа с основной мыслью текста

1

6 н.

7

Основные средства связи предложений в тексте (теория)

1

7 н.

8

Основные средства связи предложений в тексте Лексические средства связи. (практика)

1

8 н.

9

Местоимения и союзы в связующей функции.
Тренировочные упражнения.

1

9 н.

2 четверть

10

Парцеллированные конструкции.

1

10 н.

11

Смысловые и грамматические связи предложений. Контрольная работа.

1

11 н.

кр

12

Типы речи.
Повествование. Анализ текста.

1

12 н.

13

Описание. Анализ текста.

1

13 н.

14

Рассуждение. Анализ текста.

1

14 н.

15

Практикум «Анализ текстов разных типов речи».

1

15 н.

16

Основные приемы компрессии (сжатия) текста.

1

16 н.

17

Практикум «Работа над сжатием текста».

1

17 н.

3 четверть

18

Написание сжатого изложения по предложенному тексту.

1

18 н.

19

Практикум «Упражнения на восстановление текста».

1

19 н.

20

Практикум «Тестовые задания к тексту и алгоритм их решения».

1

20 н.

21

Практикум «Тестовые задания к тексту и алгоритм их решения».

1

21 н.

22

Анализ текста с заданиями, аналогичными заданиям ОГЭ.

1

22 н.

23

Практическое занятие. Комплексный анализ текста

1

23 н.

24

Практическое занятие. Комплексный анализ текста

1

24 н.

25

Контрольная работа.

1

25 н.

кр

26

Анализ композиции текста.

1

26 н.

27

Анализ композиции текста. Тренировочные упражнения.

1

27 н.

28

Изобразительно-выразительные средства языка.

1

28 н.

4 четверть

29

Изобразительно-выразительные средства языка. Тренировочные упражнения.

1

29 н.

30

Изобразительно-выразительные средства языка. Поисковая работа.

1

30 н.

31

Изобразительно-выразительные средства языка. Самостоятельная работа.

1

31 н.

32

Урок - практикум «Комплексный анализ текста»

1

32 н.

33

Многоаспектный лингвистический анализ текста

1

33 н.

34

Промежуточная аттестация Комплексный анализ текста.

1

34н.

Кр

35

Итоговый урок

1

35н.

ИТОГО: 35 часов

Список используемой литературы

  1. Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Русский язык. Единый государственный экзамен. Анализ текста и написание рецензии. - М. : Айрис-пресс, 2004.
  2. Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. - М.: Просвещение, 1983.
  3. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. - М.: Айрис-пресс, 1999.
  4. Смирнова М.М. Русский язык и культура речи: комплексный анализ текста. Методические рекомендации по проведению устного и письменного экзамена по русскому языку и культуре речи. Интернет, 2004

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Демонстрационный вариант экзаменационной работы для проведения в 2019 году государственной итоговой аттестации по русскому языку.
  2. Баронова М.М. Русский язык: Рабочая тетрадь: Тематические задания уровней А, В, С для подготовки к ГИА, 9 класс. - М.: Астрель, 2010
  3. Беднарская Л.Д. Обучение сочинению-рассуждению при подготовке к ЕГЭ по русскому языку: Русский язык в школе, 2009, №9, 10.
  4. С.В.Драбкина, Д.И.Субботин Русский язык 8 класс. Практикум по орфографии и пунктуации. Готовимся е ГИА (учебное пособие) - М: Интеллект-центр,2015
  5. Добротина И.Н. Обучение приемам содержательной компрессии текста как этап подготовки к сжатому изложению: Русский язык в школе, 2009, №3.
  6. Зайцева О.Н.Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста: 8 класс, ФГОС 4-е изд., перераб. и доп. - М: Изд-во «Экзамен», 2018.
  7. Крайник О.М. Анализ текста как этап подготовки к сочинению-рассуждению: Русский язык в школе, 2009, №10.
  8. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 8 класс-М: ЦТ Сфера, 2019.
  9. Степанова Л.С. Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы: Учебное пособие. - М., 2005.