Методические рекомендации для обучающихся 11-х классов "Алгоритм выполнения заданий по чтению" при подготовке к ЕГЭ по английскому языку

Разделы: Иностранные языки

Класс: 11

Ключевые слова: Подготовка к ЕГЭ по английскому языку


Рассмотрим, как проверяется чтение на ЕГЭ. Раздел чтение содержит три задания. Одно задание базового уровня с кратким ответом (на соответствие). Одно задание повышенного уровня с кратким ответом (на соответствие). Одно задание высокого уровня с выбором ответа из четырёх предложенных. Максимум за успешное выполнение всех заданий раздела - 20 баллов. В первом задании 10 надо установить соответствие между заголовком (темой) и небольшим текстом. Даётся семь коротких текстов и восемь заголовков (тем), один заголовок (тема) - лишний. За каждое правильное установленное соответствие даётся один балл, максимум за успешное выполнение задания - 7 баллов. Во втором задании 11 надо установить соответствие между частью текста и фрагментом предложения. Даётся текст с 6 пропусками и семь фрагментов предложений для вставок, один фрагмент - лишний. За каждое правильно установленное соответствие выставляется 1 балл, максимум за успешное выполнение этого задания - 6 баллов. В третьем задании 12-18 вам надо выбрать правильный ответ из четырёх предложенных. Даётся семь вопросов и к каждому - четыре варианта ответа, из которых только один является правильным. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл, максимум за успешное выполнение этого задания - 7 баллов.

Для того чтобы успешно выполнить задания ЕГЭ не обязательно знать все слова, которые используются в предлагаемых устных и письменных текстах. Первое и второе задания не требуют внимательного, вдумчивого чтения с полным пониманием текста. Используйте приёмы просмотрового и поискового чтения, чтобы найти правильный ответ. Не впадайте в панику, если вам кажется, что в тексте много незнакомых слов. Игнорируйте трудные слова и незнакомые вам выражения. Не застревайте на трудном для вас вопросе. Выполняйте задания дальше, вернитесь к этому вопросу, когда ответите на другие вопросы этого задания. Завершив задания, проверьте свои ответы и перенесите их в бланк ответов. Отметьте верный ответ, а затем вновь проверьте его правильность. Для этого необходимо найти и подчеркнуть то место в тексте, которое подтверждает ответ. Вопросы обычно перефразируют текст, так что, отвечая на них, ищите в тексте не точное повторение слов и фраз из вопросов, а их синонимы. Намерения автора не всегда выражены прямо и открыто. Поэтому надо не только проанализировать использованные в тексте выражения, но и понять скрытый смысл, который может содержаться в тексте. Задание 10 - найти соответствие между заголовком и небольшим текстом. В этом задании проверяется умение понимать основное содержание текста. Сначала надо прочитать все заголовки. Нужно подумать какое содержание должно быть у текста, соответствующего тому или иному заголовку.

Прочитайте первый текст и подберите к нему заголовок. Возможно, что к нему подойдут два или три заголовка из предложенного списка. По мере чтения станет ясно, какой из заголовков подходит больше.

Прочитайте следующий текст и подберите к нему заголовок. По мере чтения каждого последующего текста соответствия будут становиться яснее.

Если остаются нерешённые вопросы, попробуйте отвлечься от предложенных заголовков и сосредоточиться на самом тексте. Прочтите его ещё раз и придумайте к нему заголовок, потом найдите похожий в списке.

Задание 11 - найти соответствие между частью и пропущенным фрагментом предложения. Здесь проверяется ваше умение понимать структурно-смысловые связи текста.

Сначала просмотрите текст, чтобы понять его общее содержание. Затем внимательно прочитайте предложенные фрагменты предложений. Помните, что один из них - лишний, он вам не понадобится. Проанализируйте, какой частью предложения или каким членом предложения является каждый фрагмент (придаточное определительное, группа сказуемого и т.п.). Подумайте, что может ему предшествовать в тексте или идти после него. Прочитайте текст до первого пропуска. Определите, какая структура (часть предложения) вырезана. Обращайте особое внимание на слова непосредственно перед пропуском и после него. Найдите нужную структуру в списке фрагментов. Проверьте, соответствует ли выбранный фрагмент смыслу предложения в целом. Проработайте, таким образом, весь текст.

Проверяя свои ответы, помните, что фрагмент предложения должен соответствовать предложению в целом и по структуре и по содержанию. Проверяя свои ответы, проследите также, не нарушается ли связь существительного и заменяющего его местоимения или не нарушается ли согласование подлежащего и сказуемого. Обращайте также внимание на союзы, союзные слова и другие элементы, служащие для связи слов в предложении и придающие тексту логическую завершённость.

Задания 12-18 - выбрать правильный ответ из четырёх предложенных ответов.

Алгоритм выполнения заданий по «Чтению» близок к алгоритму выполнения заданий множественного выбора раздела «Аудирование». Здесь проверяется полное и детальное понимание текста. Некоторые текстовые вопросы могут проверять понимание деталей - они связаны с конкретным отрезком текста. Другие вопросы могут проверять понимание всего текста, понимание мыслей и намерений автора.

Эти задания - наиболее сложные в разделе «Чтение», поэтому если сам текст или задания кажутся вам слишком трудными, а время приближается к 30 минутам, отложите выполнение этих заданий и перейдите к следующему разделу «Грамматика и лексика». Когда вы выполните остальные задания, можете вернуться к пропущенным вопросам 12-18. Даже если вы не успеете к ним вернуться, вы потеряете только 7 баллов. Если вы не выполните остальные задания, вы потеряете гораздо больше.

Ознакомьтесь с общим содержанием текста, постарайтесь уловить развитие сюжета или развитие мысли автора. Не пугайтесь незнакомых слов и длинных сложных предложений. Не читайте текст ещё раз, сначала изучите тестовые вопросы. Потом прочитайте текст ещё раз. Просмотрите все тестовые вопросы 12-18 (т.е. начала предложений, концовки которых вам надо выбрать) к данному тексту. При этом не читайте варианты ответов. Читайте только начала предложений. Просмотрев, таким образом, все тестовые вопросы и составив о них представления, начинайте работать с ними по порядку. Прочитав первый тестовый вопрос (т.е. начало первого предложения), подумайте, как бы вы исходя из прочитанного, закончили предложение.

Откройте и прочитайте первый предложенный вариант ответа, это то о чём вы подумали? Перечитайте начало предложения, откройте и прочитайте второй вариант ответа, затем - третий и четвёртый. Если вы явно отдаёте предпочтение одному из вариантов, определите, к какой части текста относится текстовый вопрос, и найдите там подтверждение своему выбору. Если вы не можете сделать выбор, перейдите ко второму этапу.

Сосредоточьтесь на вариантах ответов. Определите, что роднит и что отличает четыре варианта ответа: они могут быть очень похожи с одним различием. Эту деталь и надо найти в тексте, что поможет вам уверенно выбрать правильный вариант ответа. Помните, что если два варианта ответа совпадают по смыслу (синонимичны), ни один из них может быть правильным. Обращаясь к тексту для проверки своего ответа, читайте только тот отрезок текста, который вам для этого необходим.

Прочитайте выбранные вами ответы - все подряд. Проверьте, складываются ли они в логическую картинку и не противоречат ли содержанию текста.

Обобщая все выше написанное можно дать такие рекомендации:

  1. Использовать смысловую и языковую догадку при предварительном ознакомлении с вариантами ответов.
  2. Стараться понять смысл текста, не обращая внимание на отдельные незнакомые слова.
  3. Быть особенно внимательным к сходным формам в тексте и варианте ответа, поскольку варианты ответов зачастую содержат ложные подсказки.
  4. Обращать внимание на синонимы в тексте и в варианте ответа.
  5. Быть особенно внимательным к видовременным формам, так как лексически наполнение варианта ответа может соответствовать тексту, но имеется в виду другой период времени или характер действия.
  6. Быть внимательным к отрицательным формам, поскольку они меняют значение на противоположное.
  7. Использовать легко вычленяемые единицы в ответах (имена собственные, числительные) для быстрого поиска соответствующей информации в тексте.

Не рекомендуется:

  1. Пытаться понять каждое слово в тексте.
  2. Руководствоваться формальным сходством форм в ответе и тексте.
  3. При выполнении задания В2 опираться на первое встретившееся подтверждение, следует найти несколько подтверждений правильному ответу.
  4. Выводить значения словосочетаний, стоящих в кавычках, их значения отдельных слов, поскольку они могут быть идиомами и приобретать иное значение.
  5. При выполнении задания В3 опираться либо на лексические, либо на грамматические соответствия, следует использовать комплексный лексико-грамматический подход.
  6. Руководствоваться общими представлениями и логикой при выборе варианта ответа, следует найти в тексте соответствующее подтверждение.
  7. Оставлять задания без ответа.