Развитие креативности у обучающихся

Разделы: Математика, Информатика


Современный человек постоянно оказывается в ситуации выбора оптимального варианта решения проблемы. Успешнее это будет делать тот, кто умеет искать разнообразные варианты решений.

Согласно определению из «Большой психологической энциклопедии», творческое, или креативное, мышление - один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию.

Креативное мышление помогает быстрее реагировать на задачи, умело выходить из сложных ситуаций, жить не по шаблону и генерировать восхитительные идеи. Формирование креативного мышления обуславливается разными факторами. Влияет воспитание, детство, круг близких, установки в семье и другой опыт.

На данный момент существует богатая библиотека по теме «Развитие креативности», в том числе авторских тренингов. Мы убеждены, что развивать креативность можно всю жизнь. Мы подобрали тему из области математики, благоприятную для развития креативности у обучающихся во время образовательного процесса.

На уроках математики с 5-го класса, приучаем к фразе «математическая дата». Важно, чтобы ребята спокойно играли с числами, переставляли у них цифры, комбинировали из них примеры. Например, первый год учимся видеть следующее:

  • Дата 17.02.19 - «математическая», так как можно из неё составить пример 17+2=19 или 19-2=17. Эту логику дети быстро подхватывают и следующая «математическая дата» от нас не ускользает.
  • Дата 08.04.20 - «математическая», так как в этой записи участвуют числа кратные 2 и 4.
  • Дата 30.09.21 - «математическая», так как в этой записи участвуют числа кратные 3 или можно увидеть пример 30=21+9

Эти рассуждения мы проводим в начале урока, пока проводим оформление в тетрадях даты. Но в 6 классе дети начинают креативить, а именно:

  • Дата 03.09.21 - «математическая», так как в этой записи участвуют числа кратные 3 или ещё вариант:

Дети предлагают рассмотреть запись даты полностью 03.09.2021, им нужна ещё одна 2, чтобы использовать её во втором примере (21+9):3=10 и что? Теперь 10:2=5 - это «моя отметка сегодня на уроке»! - КРЕАТИВ. На этапе рефлексии мы возвращаемся к этому высказыванию, чтобы опровергнуть его или согласиться.

  • Дата 04.10.21 - «математическая», так как в примере 21-(10+4)=7 и что? А через 7 дней у меня день рождения или, продолжает ученик, а 7=5+2, где первая отметка - моя, а вторая - соседа. Компромисс: 7=4+3, где первая отметка - моя, а вторая - соседа.

Использование таких примеров позволяют обучающимся проявлять креативность и двигать её дальше. Подобный пример одноклассника становится заразительным. Для многих это определяющее направление в будущей профессии. От учителя в эти моменты учащиеся получают только поощрения.

Перед учителем стоит задача не только обучать учащихся отдельным мыслительным приемам, но и развивать умение делать выбор подходящего приема в зависимости от содержания материала. Спорить и убеждать можно, конечно, опираясь и на здравый смысл, но он тоже, хотя и в неявной форме, основывается на применении простейших законов логики. Если приходится вскрывать и анализировать возникающие в ходе спора ошибки, то обращение к логике становится неизбежным. Поэтому именно логика, также изучаемая на уроках информатики, помогает овладеть навыками критического и креативного мышления.

Возрастной период 15-17 лет является благоприятным временем для развития креативного мышления. Личность старшеклассника до конца не сформирована, поэтому открыта позитивным изменениям. Старший школьник отличается естественной гибкостью восприятия, мышления, поведения, желанием освободиться от стереотипов, стремлением к оригинальности, может ставить перед собой задачи, выполнять их, целенаправленно воздействовать на формирование собственных личностных качеств. У старшеклассников велика тяга ко всему новому, необычному, нестандартному.

Учитель может предложить ребятам самим поучаствовать в спорах. Упражнения помогают научить выявлять обычные нарушения требований логики, которые лежат в основе софизмов; развивают логическое мышление.

Занятие по теме «Софизмы» Цели которого: научить определять корректность и некорректность аргументов спора. Познакомить с типичными софизмами и, на конкретных примерах, показать нарушения требований логики. Научить успешно справляться с софизмами, встречающимися в процессе дискуссии или спора. Дать возможность каждому ребёнку составить свои софизмы.

Софизм - это умозаключение или рассуждение, обосновывающее какую-нибудь заведомую нелепость, абсурд или парадоксальное утверждение, противоречащее общепринятым представлениям.

Софизмы являются логически неправильными рассуждениями, выдаваемыми за правильные и доказательные. Убедительность многих софизмов обусловлена хорошо замаскированной ошибкой, нарушением правил логики.

В языке есть омонимы - одинаково звучащие, но разные по значению слова (язык животного, язык пламени, язык - пленный). Эти особенности языка мешают воспринимать мысль однозначно, что создаёт благоприятную почву для софизмов. Поэтому, чтобы распознавать софизмы, встречающиеся в процессе дискуссии, надо обладать хорошим кругозором и обладать навыками логического анализа рассуждений.

Вот несколько софизмов для самостоятельной тренировки:

"Сидящий встал; кто встал, тот стоит; значит, сидящий стоит".

"Но когда говорят: "камни, брёвна, железо", то ведь это - молчащие, а говорят!".

"Знаете ли вы, о чём я сейчас хочу вас спросить?"

- "Нет".

- "Неужели вы не знаете, что лгать - нехорошо?"

- "Конечно, знаю..."

- "Но именно об этом я и собирался вас спросить, а вы ответили, что не знаете; выходит, что вы знаете то, чего вы не знаете".

"Вор не желает приобрести ничего дурного; приобретение хорошего есть дело хорошее; следовательно, вор желает хорошего".

"Лекарство, принимаемое больным, есть добро; чем больше делать добра, тем лучше; значит, лекарство лучше принимать в больших дозах".

На таких занятиях ученики изучают искусство спора, учатся распознавать некорректные приёмы в споре и использовать их для достижения своих целей; развивают креативность, повышают уровень логического мышления.

Итог занятия: попробовать составить свои софизмы.

Удачные проекты пишут ребята, где демонстрируют свою «базу софизмов».