Приемы развития речи учащихся начальных классов

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: развитие речи


Думаю, каждый учитель, достаточно долго работающий в школе, наблюдает тенденцию к снижению словарного запаса обучающихся, сужению кругозора. Чтение из увлекательного занятия превратилось для многих современных детей в скучную обязанность. Многочисленные гаджеты и интернет, способные моментально дать ответ на любой вопрос, не дают возможности развивать мышление и память. В результате мы получаем грустную картину: дети не всегда понимают прочитанное и затрудняются выразить свою мысль.

Перед учителем встает задача помочь ребенку сформулировать свои мысли, научить грамотно их озвучивать.

Традиционно в начальной школе многие учителя просят учащихся вести читательские дневники. Большим плюсом в данной инициативе является свободный выбор произведения для прочтения. Это повышает интерес к чтению. Краткая запись о прочитанном позволяет развить память, умение точно и емко описать ключевые моменты: автора, название, основной сюжет, героев, идею произведения. Регулярное ведение дневника расширяет кругозор школьника, оттачивает навыки письменной речи, подготавливает к написанию изложений и сочинений, повышает орфографическую зоркость (важное условие - систематическая проверка читательских дневников учителем).

Примерная таблица для заполнения читательского дневника:

Дата

Автор

Название

Краткое содержание прочитанного

Главные герои

Мои впечатления

Рисунок

Сейчас есть много готовых читательских дневников на печатной основе. Но я всегда предлагаю детям вести свой дневник. Ребята проявляют фантазию при оформлении, создают свой стиль, стараются соблюдать аккуратность.

Конечно, нельзя обойти вниманием лексическую работу. Как правило, она активно применяется на уроках литературного чтения, так как заложена в учебные задания. Мы с ребятами стараемся использовать такую работу на уроках по разным предметам. Сначала «первичное чтение с карандашом», когда ученики отмечают незнакомые слова. Интересно, что часто дети отмечают слова, которые мы не предполагали. Затем озвучивают свои вопросы. Здесь важно дать высказаться тем ученикам, которые знают смысл слова (или думают, что знают). Напомню, что наша цель - мотивировать ребенка на высказывание. Думаю, нет необходимости говорить о корректной оценке сказанного. «Интересная мысль», «хорошо, что ты размышляешь», «ты мыслишь в правильном направлении» - этими фразами мы поддерживаем детей в их стремлении говорить.

Для развития устной речи использую прием «Банк слов». Для каждого учебного предмета завожу коробку с карточками. На карточках слова, относящиеся к данному предмету. Идеально, если банк слов рассортирован в соответствии с поурочным планированием и поддерживает тему урока. На оборотной стороне каждой карточки - задание.

На определенном этапе урока (чаще всего при актуализации знаний или закреплении), я предлагаю ученику выбрать любую карточку.

Например, на уроке русского языка это могут быть такие карточки:

  • слово «звезда» - задание «объясни разные значения слова»;
  • слово «путеводная» - задание «подумай и расскажи, как образовалось слово»;
  • «путеводная звезда» - задание «что обозначает данное выражение»;
  • «звезда» - задание «объясни правописание слова».

На уроке математики:

  • слово «отрезок» - задание «дай определение данному слову»;
  • «93-47» - задание «сформулируй прием устного вычисления»;
  • «буквенное выражение» - «дай определение данному словосочетанию»;

На уроках по любому предмету можно использовать нужные вам слова. Желательно, чтобы задания были разные, необходимо включать неизвестные для детей слова. Не нужно бояться, что ребенок не знает слово и не может объяснить его значения. В данном случае хорошо подключить обсуждение в паре или группе, пусть дети разговаривают, выдвигают версии, предлагают идеи.

Главная цель - инициировать устную речь ученика, добиваясь совершенных формулировок, исключая лишние слова, междометия, неточности.

Очень хорошая продуктивная игра «Объясни слово», которую можно использовать на любом уроке. Наверняка каждый из нас сталкивался с неточными формулировками в ответах детей. Много слов, нет четкой структуры, плана устной речи. Например, задаю простой вопрос: «Что такое стул?». Получаю ответ: «То, на чем сидят». Или: «Это когда сидят. Это куда садятся». Ребята часто начинают свой ответ со слов «это когда». В таких случаях всегда прошу для начала определить, что обозначает слово. Это предмет, чувство, качество, способность, явление природы?

То есть, «стул - это предмет мебели». Далее необходимо дать точные характеристики предмета, свойственные только этому предмету. Ведь сидеть можно в кресле, на диване, табуретке и так далее. Что же характерно именно для стула? И именно в этот момент возникает хороший момент для лексического соревнования, дети активно включаются в процесс обсуждения, стараются приблизиться к наиболее точному определению. Здесь также можно использовать и парную, и групповую форму работы.

У игры «Объясни слово» есть обратный вариант, игра «Загадай слово». В ней нужно загадать слово, дав ему точное определение. Цель - чтобы дети как можно быстрее отгадали. Скорость отгадывания - показатель четкой и точной формулировки загадки. Пример: «Это предмет мебели для одного человека, состоящий из спинки, сидения и ножек».

Казалось бы, ничего сложного, игры со словами. Понятно, что на уроке стоит много задач, и для таких игр учитель может выкроить немного времени. Но все же систематические вкрапления таких приемов дают свои плоды. Ребята начинают по-другому смотреть на определения и правила, замечают определенную структуру научных понятий. Учебные правила перестают быть чужеродным непонятным материалом. Хотя признаю, процесс этот долгий, кропотливый, межпредметный, урочный и внеурочный.

Но… Дорогу осилит идущий!