Методическая разработка проведения комбинированного урока. Дисциплина "Основы алгоритмизации и программирования". Тема: "Циклы с постусловием и предусловием"

Разделы: Информатика


Специальность: 09.02.07 «Информационные системы и программирование».

Дисциплина: ОП.04 «Основы алгоритмизации и программирования».

Тип занятия: Комбинированное занятие - тип занятия, который характеризуется сочетанием различных целей и видов учебной работы при его проведении. Традиционная структура комбинированного занятия:

  1. организационная часть;
  2. ознакомление с темой занятия, постановка его целей и задач;
  3. проверка знаний учащихся по пройденному материалу;
  4. изложение нового материала;
  5. закрепление новых знаний, применение их на практике;
  6. рефлексия.

Курсы:

  • 2-й курс на базе 9-ти классов;
  • 1-й курс на базе 11-ти классов.

Цели:

  • Ознакомить студентов с циклом с предусловием и циклом с постусловием в языке 1С.
  • Показать, как использовать циклы с предусловием и с постусловием для повторения операций в программировании.
  • Подготовить студентов к применению циклов в решении задач.

Задачи:

  • Представить студентам теоретические сведения о циклах с предусловием и с постусловием.
  • Показать примеры использования цикла с предусловием и цикла с постусловием в языке 1С.
  • Предоставить студентам практические задания, чтобы они могли усвоить материал и применить его на практике.

Методы обучения:

  • Лекционный метод для объяснения теоретических сведений.
  • Демонстрационный метод для показа примеров использования циклов в языке 1С.
  • Практический метод для выполнения заданий и закрепления материала.

Оценка результатов:

  • Оценка выполнения практических заданий.
  • Оценка ответов на вопросы и участия в уроке.

Ресурсы:

  • Персональные компьютеры с установленным программным обеспечением для выполнения практической части задания;
  • Материал для проведения лекционной части комбинированного занятия.

ХОД УРОКА

Введение (7-10 минут)

Приветствие студентов (обязательно стоя);

Повторение темы прошлого занятия, параллельное заполнение журнала (число, тема), отметка «нб» отсутствующих на уроке;

Фронтальный опрос по прошлой теме;

1. Что такое условный оператор?

2. Какие виды алгоритмов существуют?

3. В чем отличие линейного алгоритма от разветвляющегося?

4. Какие команды используются для создания разветвляющейся программы?

5. Порядок использования команд в 1С?

6. При каких логических значениях срабатывают условные команды?

  • Представление новой темы урока;
  • Объяснение целей и задач урока;

Теоретические сведения о циклах с предусловием и с постусловием (35 минут)

Определение циклов с предусловием и с постусловием

Цикл - последовательность инструкций, которые будут повторять один и тот же процесс снова и снова. Осуществляется это до тех пор, пока программа не получит команду на остановку или не будет достигнуто заранее выставленное условие. В буквальном смысле, цикл нужен для многократного повторения некоторых действий внутри программы. Это может быть работа со строками, отправка информации через интернет, сохранение картинок, обработка набора файлов, например, перебор массивов.

Цикл с предусловием - цикл, который выполняется пока истинно некоторое условие, указанное перед его началом. Это условие проверяется до выполнения тела цикла, поэтому тело может быть не выполнено ни разу (если условие с самого начала ложно).

Цикл с постусловием - цикл, в котором условие проверяется после выполнения тела цикла. Отсюда следует, что тело всегда выполняется хотя бы один раз.

Объяснение синтаксиса и правил использования циклов

Цикл Для

Для Имя = НачальноеЧисло По КонечноеЧисло Цикл
Команда1();
Команда2();
...
КонецЦикла;

Команды, заключенные между словами Цикл и КонецЦикла называются телом цикла и выполняются столько раз сколько нужно шагов, чтобы НачальноеЧисло стало больше КонечногоЧисла.

При этом Имя программист придумывает сам и с этим именем связывается текущее значение шага.

Рисунок 1. Разбор синтаксиса «Цикл Для»

Цикл Пока

Конструкция цикла выглядит так:

Пока ЛогическоеВыражение Цикл
Команда1();
Команда2();
...
КонецЦикла;

Команды, заключенные между словами Цикл и КонецЦикла выполняются пока ЛогическоеВыражение равно Истине
В качестве логического выражения может быть любое условие. Пока это условие верно (то есть равно Истина) выполнение команд в цикле повторяется снова и снова, как только условие перестало быть верным команды, перестают выполняться.

Обсуждение примеров использования циклов

Цикл Для

Решение задачи вывода чисел от 1 до 10, с применением только что изученного цикла, будет выглядеть так:

Для Шаг = 1 По 10 Цикл
Сообщить(Шаг);
КонецЦикла;

Порядок выполнения цикла компьютером:
Компьютер инициализирует имя Шаг значением равным 1.
Затем сравнивает это значение с 10. Значение 1 меньше 10.
Выполняет Сообщить(1);
Увеличивает Шаг на единицу. Сравнивает с 10. Значение 2 меньше 10.
Выполняет Сообщить(2);
Увеличивает Шаг на единицу. Сравнивает с 10. Значение 3 меньше 10.
Выполняет Сообщить(3);
Увеличивает Шаг на единицу. Сравнивает с 10. Значение 4 меньше 10.
Выполняет Сообщить(4);
Увеличивает Шаг на единицу. Сравнивает с 10. Значение 5 меньше 10.
Выполняет Сообщить(5);
Увеличивает Шаг на единицу. Сравнивает с 10. Значение 6 меньше 10.
Выполняет Сообщить(6);
Увеличивает Шаг на единицу. Сравнивает с 10. Значение 7 меньше 10.
Выполняет Сообщить(7);
Увеличивает Шаг на единицу. Сравнивает с 10. Значение 8 меньше 10.
Выполняет Сообщить(8);
Увеличивает Шаг на единицу. Сравнивает с 10. Значение 9 меньше 10.
Выполняет Сообщить(9);
Увеличивает Шаг на единицу. Сравнивает с 10. Значение равно 10.
Выполняет Сообщить(10);
Увеличивает Шаг на единицу. Сравнивает с 10.
Стоп! 11 больше 10. Прекращает выполнение цикла.

Цикл Пока

Решение задачи вывода чисел от 1 до 10, с применением только что изученного цикла, будет выглядеть так:

Шаг = 1;
Пока Шаг <= 10 Цикл
Сообщить(Шаг);
Шаг = Шаг + 1;
КонецЦикла;

Первой командой компьютер сопоставит имени Шаг значение равное 1.

Так как имя Шаг на данном этапе равно единице - условие цикла верно (Шаг <= 10) - компьютер выводит единицу и увеличивает имя Шаг до 2.

Имя Шаг равно 2, но условие цикла по-прежнему верно, поэтому компьютер выводит 2 и увеличивает имя Шаг до 3.

Имя Шаг равно 10, условие цикла всё ещё верно - компьютер выводит 10 и увеличивает имя Шаг до 11.

Стоп! Условие цикла перестало выполняться, теперь Шаг (вернее его значение 11) больше 10. Команды цикла больше не выполняются.

Показ примера цикла с предусловием в языке 1С и объяснение его работы

Переменная = 0;
ПОКА Переменная < 10 ЦИКЛ
Сообщить(Переменная);
Переменная = Переменная + 1;
КОНЕЦЦИКЛА;

В данном примере цикл будет повторяться до тех пор, пока переменная «Переменная» не достигнет значения 10. Каждую итерацию цикла значение переменной будет увеличиваться на 1, а затем будет выводиться сообщение с текущим значением переменной.

Показ примера цикла с постусловием в языке 1С и объяснение его работы

Переменная = 0;
ПОВТОРЯТЬ
Сообщить(Переменная);
Переменная = Переменная + 1;
ПОКА Переменная <10;

В данном примере цикл будет повторяться до тех пор, пока переменная «Переменная» не достигнет значения 10. Каждую итерацию цикла значение переменной будет увеличиваться на 1, а затем будет выводиться сообщение с текущим значением переменной. Проверка условия «Переменная <10» будет выполняться после каждой итерации цикла.

Перемена

Соблюдение режима проветривания кабинета.

Практическая часть (40 минут)

  1. Инструктаж по технике безопасности работы за ПК;
  2. Выдача задания на использование цикла с предусловием;
      Вариант №1. Создайте программу, которая будет выполнять таблицу умножения для числа 19 (до 10 включительно). Посчитайте отдельно количество проходов цикла. (Далее сравните количество проходов цикла с постусловием). Задание повышенной сложности, не использовать операцию «*» (умножение);
    1. Вариант №2. Создайте программу, которая будет выполнять таблицу умножения для числа 13 (до 10 включительно). Посчитайте отдельно количество проходов цикла. (Далее сравните количество проходов цикла с постусловием). Задание повышенной сложности, не использовать операцию «*» (умножение);
  3. Выдача задания на использование цикла с постусловием;
      Вариант №1.Создайте программу, которая будет выполнять таблицу умножения для числа 15 (до 10 включительно). Посчитайте отдельно количество проходов цикла. (Далее сравните количество проходов цикла с предусловием). Задание повышенной сложности, не использовать операцию «*» (умножение);
    1. Вариант №2. Создайте программу, которая будет выполнять таблицу умножения для числа 12 (до 10 включительно). Посчитайте отдельно количество проходов цикла. (Далее сравните количество проходов цикла с предусловием). Задание повышенной сложности, не использовать операцию «*» (умножение);
  4. Проверка выполнения заданий и ответов на вопросы студентов.

Заключительная часть (5 минут)

  1. Подведение итогов урока;
  2. Оценка результатов выполнения заданий студентами;
  3. Выдача домашнего задания.

Требования и критерии оценивания знаний студентов

Оценивание проводится по пятибалльной шкале.

  • Оценка «отлично» (5 баллов) выставляется, если студент активно работает в течение всего практического занятия, дает полные ответы на вопросы преподавателя в соответствии с планом практического занятия и показывает при этом глубокое овладение лекционным материалом, знание соответствующей литературы и законодательства по вопросам регионального землеустройства, способен выразить собственное отношение к данной проблеме, проявляет умение самостоятельно и аргументированно излагать материал, анализировать явления и факты, делать самостоятельные обобщения и выводы, правильно выполняет учебные задачи, допуская не более 1-2 арифметических ошибок или описок.
  • Оценка «хорошо» (4 балла) выставляется при условии соблюдения следующих требований: студент активно работает в течение практического занятия, вопросы освещены полно, изложения материала логическое, обоснованное фактами, со ссылками на соответствующие нормативные документы и литературные источники, освещение вопросов завершено выводами, студент обнаружил умение анализировать факты и события, а также выполнять учебные задания. Но в ответах допущены неточности, некоторые незначительные ошибки, имеет место недостаточная аргументированность при изложении материала, четко выраженное отношение студента к фактам и событиям или допущены 1-2 арифметические и 1-2 логические ошибки при решении землеустроительных задач.
  • Оценка «удовлетворительно» (3 балла) выставляется в том случае, когда студент в целом овладел сути вопросов по данной теме, обнаруживает знание лекционного материала, законодательства и учебной литературы, пытается анализировать факты и события, делать выводы и решать задачи. Но на занятии ведет себя пассивно, отвечает только по вызову преподавателя, дает неполные ответы на вопросы, допускает грубые ошибки при освещении теоретического материала или 3-4 логических ошибок при решении специальных задач.
  • Оценка «неудовлетворительно» (2 и менее баллов) выставляется в случае, когда студент обнаружил несостоятельность осветить вопрос вопросы освещены неправильно, бессистемно, с грубыми ошибками, отсутствуют понимания основной сути вопросов, выводы, обобщения, обнаружено неумение решать учебные задачи.

Cписок литературы

  1. Радченко М.Г., Хрусталева Е.Ю. 1С:Предприятие 8.3. Практическое пособие разработчика. Примеры и типовые приемы. / М.Г.Радченко. - 3-е изд. Москва: 1С Паблишинг, 2021. - 87-94 с.
  2. Хрусталева Е.Ю. 1С:Предприятие 8.3 1С:Предприятие. Элемент. Возможности встроенного языка. / Е.Ю. Хрусталева - 1-е изд. Москва : 1С Паблишинг, 2023. - 34 с.

Электронные ресурсы

  1. Инструкция по разработке на 1С, методические материалы для разработчиков и администраторов 1С, система стандартов и методик разработки конфигураций (https://its.1c.ru/db/v8std).
  2. О цикле обратном замолвите слово (https://infostart.ru/1c/articles/1723737/)