Открытый урок по биологии "Головной мозг". Лабораторная работа «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка». 8-й класс

Разделы: Биология

Класс: 8


Цель: формировать знания об отделах головного мозга, особенностях строения и функциях; взаимозависимости отделов.

Задачи:

  • Образовательная: дать общие топографические сведения о положении головного мозга в черепе, его строении и функциях,
  • раскрыть роль продолговатого, среднего, промежуточного мозга и мозжечка в осуществлении условиях рефлексов и выяснить их значение.
  • Воспитательная: дать сведения по профилактике травматизма, антиалкогольная и антиникотиновая пропаганда.
  • Развивающая: продолжить развитие умений и навыков наблюдать и описывать эксперимент.

Ход урока

1. Организационный момент

Добрый утро, ребята. Присаживайтесь на свои места.

Главнее его
Нам с тобой не найти,
Заставит он сесть
И заставит идти.

Запомнит стишок
И задачку решит,
И шуткою новой
Всех рассмешит.

Придумал он радио
И телефон,
Машины, ракеты -
Это всё он.

И книги на полках
Библиотек...
И трудится он
Пока жив человек!

Ребята, вы уже, конечно, догадались о чём идёт речь? (о мозге)

На прошлом уроке мы с вами начали изучать обширную тему. Какую? «Нервная система».

Презентация

2. Проверка знаний

Некоторые учащийся выбирают одно из заданий (Приложение 1), остальные выполняют тест, проверка всем классом по ключу на слайдах.

3. Актуализация знаний

- Какую большую тему мы с вами изучаем. (Нервная система)

- Из каких частей она состоит. (Центральная и периферическая)

- Чем представлена центральная часть? (головным и спинным мозгом)

- Где располагается спинной мозг. (В позвоночном канале)

- Главные функции, выполняемые спинным мозгом. (Рефлекторная и проводящая)

- Что означает - проводящая функция. (Спинной мозг передает нервные импульсы от органов к головному мозгу и от него обратно)

4. Мотивация к обучению. Постановка темы и задач урока

О чем мы сегодня будем говорить на уроке. (О головном мозге)

Тема урока: «Строение головного мозга» - запись в тетрадь.

Задачи урока:

  • познакомиться (со строением головного мозга); узнать (функции его отделов);
  • провести опыты.

5. Изучение новой темы

Просмотр видео о строении и функциях головного мозга.

За 3 минуты вам рассказали всё, что вы сегодня должны узнать о головном мозге.

Можете ли воспроизвести выданную вам информацию? (затруднения обучающихся)

Фронтальная беседа.

- Где располагается головной мозг. (В полости черепа)

- Какую роль выполняет черепная коробка. (Кости черепа выполняют защитную функцию нежного, хрупкого головного мозга)

- А как вы думаете, достаточно ли одной черепной коробки. (Нет, недостаточно)

- В повседневной жизни вы много двигаетесь, развиваетесь, падаете, а головной мозг не касается стенок черепа. Что способствует этому? Что является амортизатором в данном случае? (в спинном мозге - спинно-мозговая жидкость, а в головном - черепно-мозговая жидкость)

- Головной мозг находится под надежной защитой различных видов соединительной ткани.

- Вспомните видео, использую учебник стр. 285, составьте схему: «Отделы головного мозга»

Проблема: можно ли утверждать, что чем больше мозг, тем умнее человек? (Нет, нельзя) Строение головного мозга мы выяснили, а что связано со строением головного мозга? (Его функции)

- Наша задача состоит в том, чтобы определить функции каждого из этих отделов. Эту задачу мы осуществим в процессе выполнения лабораторной работы (Приложение 2)

Вам необходимо, поработать в парах, выполнить опыты, найти взаимосвязь строения с выполняемой функцией. Результаты своей работы занести в таблицу:

Таблица «Строение и функции головного мозга»

Отделы головного мозга

Функции

Продолговатый мозг и мост

Рефлекторная, проводящая
Связана с мимикой, жевательными функциями.

Мозжечок

Координация движений

Средний мозг

Рефлекторная регуляция движений, возникающих под влиянием импульсов: изменение величины зрачка, кривизны хрусталика и т.п.

Проверка таблицы со слайдом.

6. Закрепление материала

А могут ли произойти нарушения функций головного мозга? (Могут)

Почему может возникнуть укачивание на качелях? (Возникает нарушение пространственной ориентации, тошнота, рвота.)

Функцию, каких отделов мозга мы не выяснили на уроке? (Промежуточный мозг и большие полушария)

Самая молодая в эволюционном отношении часть центральной нервной системы - это большие полушария. Перед вами на столах в чашках лежат чищенные грецкие орехи. Как вы думаете, почему именно они?

Может ли мозг человека за жизнь устать? Почему? (Нет, не может. Ведь даже старые люди остаются умными, мудрыми)

В действительности, мозг человека за жизнь не устает, наоборот, мы ленимся, не нагружаем его по полной программе.

Существует такая пословица:

"И в маленькой голове
Большому уму не тесно".

Я желаю вам всем быть умными, талантливыми, хорошо учиться по всем предметам, не только по биологии.

- Теперь выполним тест по данной теме. (I и II вариант). Приложение 3

7. Домашнее задание

§45 пересказ, зарисовать и подписать рисунок 126, подготовить сообщение «Методы исследования функций мозга».

8. Рефлексия

Спасибо всем за участие в уроке, что вам больше всего запомнилось на уроке?

  • Что вы поняли?
  • Что не поняли?
  • С чем возникли трудности?