Урок литературного чтения во 2-м классе по теме «Н.Н.Носов «На горке» (2-й урок). Обучение пересказу»

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: литературное чтение, пересказ, Н.Н.Носов, пересказ текста, Н.Н.Носов «На горке»


Урок литературного чтения во 2 классе (по учебнику Л.Ф.Климановой)

Цель:

  • учить составлять план текста;
  • пересказывать текст, используя план и иллюстрации;
  • пересказывать рассказ от лица главного героя;
  • подбирать пословицы к содержанию текста;
  • читать рассказ по ролям;
  • формулировать правила дружеских отношений;
  • адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Задачи урока:

образовательные:

  • способствовать формированию целостного представления об основной идее рассказа;
  • содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло, сознательно и правильно читать, находить в тексте ключевые слова, позволяющие характеризовать героя;
  • создать условия для выразительного чтения;
  • способствовать коррекции речи, совершенствовать грамотный строй речи;

развивающие:

  • формировать коммуникативно-речевые умения при работе с текстом художественного произведения;
  • развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении произведения;

воспитательные:

  • воспитание нравственных чувств и этического сознания: способствовать сплочению детского коллектива, установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке, осознанию обучающимися ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки;
  • воспитание трудолюбия: уважение к труду и творчеству, бережное отношение к результатам своего труда и труда других людей, осознание ценности совместной деятельности;
  • отрицательное отношение к лени, небережливому отношению к результатам труда людей.

Предметные умения:

  • читать текст осознанно, выразительно и без ошибок;
  • читать текст по ролям;
  • составлять план текста, пересказывать, используя план и иллюстрации;
  • пересказывать текст от лица главного героя;
  • формулировать правила дружеских отношений.

Универсальные учебные действия:

Личностные:

  • проявлять желание читать произведения о дружбе;
  • проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою художественного произведения.

Регулятивные:

  • выполнять учебное задание по алгоритму;
  • адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Познавательные:

  • определять тему и основную мысль произведения и обосновывать свое мнение;
  • подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор.

Коммуникативные:

  • адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.

Оборудование: портрет Н.Носова, карточки с пословицами и д/з, выставка книг, презентация с использованием шаблон с макросом Drag-and-Drop, таблицы «Как подготовить пересказ текста», «Правила работы в паре», «Правила работы в группе».

Используемые технологии:

  • Групповые технологии.
  • Технология сотрудничества.
  • Информационно-коммуникационные технологии.
  • Здоровьесберегающие технологии.
  • Технология деятельностного метода.
  • Технология личностно-ориентированного подхода.
  • Технология компетентностного подхода.

Н.Н.Носов «На горке» (2 урок)

I. Организационный момент

- Долгожданный дан звонок, начинается урок.

- Если я произнесу слово, которое начинается с гласного звука - сядут девочки, а если с согласного - мальчики: горка, обед.

II. Речевая разминка (хором, индивидуально, по рядам)

- Только к обеду горка была готова.

- Прочитать предложение тихо-громко. (Индивидуально)

- Прочитать удивлённо-радостно. (По рядам)

- Прочитать медленно-быстро. (Хором)

III. Актуализация знаний

- Ребята, кто-нибудь из вас догадался, из какого произведения это предложение?

- Кто автор рассказа «На горке»?

- Что вы знаете о Н.Н.Носове? (Он сочинял веселые рассказы о детях, написал книги о Незнайке).

- Какие произведения этого писателя вы читали? Поставьте эти книги на выставку.

- Какие красивые обложки у книг!

- Обложка - это как бы дверь в книгу. С обложки и начинается первое знакомство с книгой.

- Рассмотрите обложку книги. Какую информацию она содержит?

(автор, название, жанр произведения, иллюстрация, выходные данные: где и когда вышла книга - город, издательство, год)

IV. Проверка д/з

- Какое д/з было?

- Дома вы были в роли читателей. Проверим, кто был самым внимательным.

- Я предлагаю ответить на вопросы, ответ будете подтверждать выборочным чтением:

  1. Почему, сделав горку, ребята ушли домой?
  2. В какой квартире жил Котька?
  3. Что придумал Котька, чтобы залезть на горку?
  4. Где он взял песок? ДВОРНИЦКАЯ - найдите толкование этого слова в словарике на странице 214 учебника.
  5. Найди и прочитай только те слова, которыми описывается отношение ребят к поступку Котьки?
  6. Что предлагал ребятам Котька?
  7. Почему Котька сделал ступеньки?

V. Определение темы урока, постановка цели, задач урока

- Но, чтобы понять главную мысль, характер героев, пересказать текст, определить жанр произведения недостаточно быть только внимательным читателем.

- А что для этого нужно, как вы думаете?

- Надо уметь грамотно, вдумчиво читать, анализировать текст.

- Сформулируйте тему урока: - Сегодня мы продолжим работу по рассказу Н.Носова «На горке».

- Определите цель нашего урока?

- Цель урока: будем учиться делить рассказ на части, составлять план, пересказывать по плану.

- Какие задачи нужно решить для достижения цели:

  1. Внимательно слушать учителя.
  2. Учиться анализировать текст.
  3. Осознанно выбирать из текста нужную информацию.
  4. Учиться понимать главную мысль рассказа.
  5. Давать характеристику героям.

- А моя задача - создать условия для восприятия и осознания содержания рассказа, для работы в группах, оказывать помощь при работе над пересказом.

VI. Работа по теме урока. Деление текста на части, составление плана, пересказ

- Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их: слайд №1 - используется шаблон с макросом Drag-and-Drop.

- Соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа? (Нет)

- Давайте расставим картинки по порядку.

- Какой картинки не хватает?

- У нас получился картинный план:

- Для чего нам нужен план?

- Он поможет нам разделить текст на части.

- С помощью плана легко пересказать текст.

- Повторим алгоритм «Как подготовить пересказ текста»:

  1. Деление рассказа на части. Выделение ключевых слов каждой части.
  2. Определение основной мысли каждой части, озаглавливание.
  3. Составление рисунка-схемы к каждой части.
  4. Тренировка пересказа по частям, потом всего рассказа.

- Основываясь на картинный план, будем учиться составлять другой план - цитатный, который нам тоже поможет пересказать рассказ.

- Цитата - точная, дословная выдержка из какого-нибудь текста. (Зачитать цитату из текста)

- Будете работать в парах по рядам самостоятельно:

  • 1 ряд - 1, 2 картинки;
  • 2 ряд - 3, 4 картинки;
  • 3 ряд - 5, 6 картинки;
  • 7 картинка - все вместе

- К каждой картинке находите нужный фрагмент в рассказе, читаете его, подчёркиваете ключевые слова, озаглавливаете, выделяя главное предложение - цитату.

- Сначала ученики 1 варианта читают, озаглавливают, а потом наоборот.

- Вспомним правила работы в паре:

- Проверка: читают часть, цитату, которой озаглавили.

-У нас получился цитатный план рассказа:

  1. Целый день ребята трудились - строили снежную горку во дворе.
  2. А Котька Чижов из шестой квартиры хитрый какой!
  3. Только полез на горку - бух носом!
  4. Он и стал из ящика песок на горку таскать.
  5. Коньки-то по песку не едут!
  6. Тут прибежали ребята.
  7. Засыпай песок снегом!

- Продолжим работать над пересказом рассказа (тренировка пересказа по частям).

- Работа в парах: сначала ученики 1 варианта пересказывают одну часть, а потом наоборот. Потом - всему классу.

- Пересказ рассказа по цитатному плану будет вашим домашним заданием.

- План рассказа напечатан на лежащих перед вами карточках.

- А на обратной стороне - задание. Прочитаем его: нужно на выбор пересказать так, как написал автор, или подготовить пересказ от лица Котьки. В этом случае свой рассказ начните так: Однажды зимой я посмотрел в окно и увидел, как ребята…

ФИЗМИНУТКА: а какие вы ещё знаете зимние забавы?

- Покажем пантомимой, как катаетесь на санках, лыжах, коньках, лепите снеговика.

VII. Закрепление. Определение образа главного героя

- Назовите главного героя рассказа.

- Какой Котька Чижов по характеру?

- Каким словом характеризует автор Котьку в начале рассказа? Прочитайте.

- Хитрый. Почему?

- Он не хотел трудиться, но хотел кататься.

- Какую ошибку он совершил? Почему? Был глупым.

- Как вы относитесь к поступку героя?

- Изменился ли Котька в конце рассказа? Он стал лучше.

- Кто помог мальчику измениться? (Его товарищи).

- Прочитайте в учебнике на с. 64 вопрос 4: нужно прочитать по ролям диалог Котьки и ребят.

-Но сначала подумаем, как вы будете произносить слова героев. Оценивают чтение.

- Сейчас я предлагаю вам представить себя в роли артистов. Вы должны мимикой и жестами обыграть отрывок из этого рассказа. Оцените выступление.

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

- Сейчас мы проведем групповую работу четвёрками.

- Повторим правила работы в группе.

- Каждый ряд получает листок с пословицами (Пословицы для групп одинаковы).

  1. Поспешишь - людей насмешишь.
  2. Семь раз отмерь, а один отрежь.
  3. Умел ошибиться, умей и поправиться.

- Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа.

- После обсуждения в группах спросить, каково решение группы?

- Ребята, все выбрали пословицу под цифрой три. Почему?

- Котька допустил ошибку, когда испортил работу ребят. Но с помощью друзей исправил свою ошибку - отремонтировал горку и даже ступеньки сделал.

IX. Обобщение

- Нравится ли Котька автору, Николаю Носову?

- Почему вы так считаете? Докажите.

- Автор не высмеивает героя, а пишет о нем с доброй улыбкой.

- К какому жанру относится данное произведение? (Юмористический рассказ)

- Это произведение - рассказ, потому что описаны реальные события. Говорится об одном событии, которое произошло за небольшой промежуток времени. Оно небольшое по объему. В нем мало героев. Написано в прозе.

- Юмористический, потому что автор использует добрый смех, высмеивая недостатки

- С какой целью Н.Носов написал рассказ «На горке»? Выберите правильный ответ.

  1. Развеселить читателя.
  2. Помочь увидеть поступки героев, поразмышлять над ними.
  3. Подшутить над героем.

- Итак, Николай Носов помог вам поразмышлять над поступками ребят. Нужно быть добрым, делать все дела сообща, не портить то, что сделали другие.

И я, надеюсь, что вы сможете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок простить товарищу и помочь ему исправиться.

X. Рефлексия

- Понравился ли вам рассказ? Почему?

- Какой момент рассказа особенно заинтересовал? Расскажите, зачитайте.

- Задайте друг другу вопросы по рассказу.

- Какие правила безопасности нужно соблюдать, чтобы кататься на горке?

- Как вы считаете, достигнута ли цель нашего урока?

- Оцените работу на уроке сигналами-кружочками:

  • красный -многое не получилось,
  • синий - хорошо работали, но были ошибки,
  • зелёный - отлично, всё получилось, цель достигнута.