Как помочь слабому ученику перешагнуть минимальный порог баллов во время сдачи ОГЭ по географии

Разделы: География, Работа с родителями, Дополнительное образование, Мастер-класс, Профессия — педагог


Несколько лет назад, в апреле месяце, вместо коллеги оказалась на семинаре по химии. Тема посвящена: как подготовить учащихся к экзамену меньше, чем за 2 месяца и как помочь слабому ученику перешагнуть порог во время сдачи экзамена по химии. После такого мотивационного семинара решила применить полученные знания на практике своего предмета.

В качестве экзамена по выбору - географию предпочитают многие выпускники девятого класса. Из года в год растет число учащихся, сдающих экзамен по географии со слабой учебной мотивацией. Порой приходится готовить таких учащихся с марта месяца, когда окончательно определяются с экзаменами по выбору. Во многих источниках можно найти информацию как лучше подготовиться к ОГЭ по географии. Но мало где приводятся «простые» рекомендации для выпускников со слабой учебной мотивацией. Конечно, каждый уважающий себя учитель старается с научной точки зрения разобрать задания в КИМах. Но бывает так, что сидит на консультациях (с первых дней учебы в школе очень слабенький ученик) - старается всё понять, но по его глазам видно, что он ничего не понимает. Вот тогда и возникает креативная идея подготовки к экзамену. Не просто «натаскивание» - заучивание подобных вариантов ответов, а применяется метод «ассоциаций» - то есть материал дается с условными знаками, понятными слабому выпускнику (желающему сдать экзамен с первого раза).

Работу в КИМе с любым учеником начинаю с выделения - подчеркивания известных данных (одной чертой) и что необходимо определить (двумя чертами). Такой алгоритм действий позволяет больше сконцентрироваться во время работы и помогает продолжить работу, если по какой-то причине выпускник отвлекся. Также советую все задания выполнять только в КИМе, чтобы во время переноса ответов в бланк не сделать ошибки или вовремя её заметить и исправить.

Разберем задания КИМа на примере варианта №1063826 сайта «Решу ОГЭ. География». Из опыта работы, слабые выпускники больше всего боятся заданий с картами. Так как у слабых учащихся атласы вызывают страх - не знают, как правильно применить его на практике.

С заданий №5 и 6 всегда начинаю вселять уверенность, что обязательно получится сдать экзамен по географии с первого раза.

Чтобы запомнить области высокого или низкого атмосферного давления - применяю по принцип алфавита: антициклону (теплой погоде) - соответствует в легенде карты буква «В». Циклон (холодная погода) - буква «Ц» в алфавите стоит в конце и ей соответствует в легенде карты буква «Н». Таким образом, получается вот так:

  • Антициклон - «В»,
  • Циклон - «Н».

Нехитрый способ помогает выпускникам с уверенностью найти из предложенного списка город, который находится в действии антициклона или циклона. Таким образом в копилке баллов - появляется первый балл.

Глазки начинаю «гореть» и появляется желание дальше «подобрать ключики» к следующим вопросам.

В шестом задание спрашивается: в каком из перечисленных городов на следующий день похолодает или потеплеет. Из всех условных обозначений обводим в круг линию с «полу солнцами» - теплого фронта и линию с «мурашками по коже» - холодного фронта. То есть полуокружности - «половинки солнышка» ассоциируются с теплой погодой, а линия с треугольниками - с мурашками по коже от холода. Но конечно, же необходимо в задании выделить - подчеркнуть: на какой город из списка ответов надвигается? фронт. То есть указать город, куда придет фронт.

Таким способом добавляем уверенности выпускнику в успешной сдаче экзамена. Пусть лишь только два балла, но уже появляется желание узнать - на какие вопросы можно с уверенностью выбрать правильный вариант ответа.

Следующее «простое» задание № 8 - это залегание горных пород. В задании выделяем - подчёркиваем «от самого __ до самого __». Выпускник запоминает, что самый древний слой горных пород всегда располагается в основании рисунка, а соответственно: самый молодой - это верхний слой горных пород. И рядом с условными обозначениями записываем буквы из списка ответов. Но обязательно помним, что в условных знаках- горные породы могут быть расположены не по порядку залегания, как на рисунке. Иначе можно лишиться заветного балла.

Три балла есть! Далее приступаем к заданиям по топографической карте.

Для успешного выполнения в КИМе задания № 9 необходимо выпускнику уметь читать топографические знаки и отметки высот на карте. Нужно помнить: на экзамен обязательно с собой взять линейку, так как никто её не даст и таким образом можно упустить «драгоценный» балл. Итак: приложили линейку к заданным отметкам, измерили расстояние, записали полученное число с любой стороны карты. В легенде карты написано: в 1 см 100 м, например наше расстояние составляет 3,2 см, значит вместо «1» подставляем «3», а так как есть ещё число после запятой - смело ставим вместо следующего «0» - «2», последний «0» просто переписываем, в результате получаем число 320:

  • 1 см = 100 м
  • 3,2 см = 320 м

Да, с точки зрения математики - так объяснять неверно, но иногда такой способ становится самым понятным для слабого выпускника.

Задание №10 выполняется на знакомой карте, только теперь необходимо ориентироваться в сторонах горизонта. Простое запоминание сторон света возможно на примере собственных частей тела: голова - это направление на север, ноги - направление на юг; правая рука - указывает направление на восток, а левая на запад. Такое метод ориентирования запоминается очень легко, и пригодиться для выполнения других заданий.

Внимательно читаем «от чего» должны провести с помощью линейки направления горизонта на карте. Если точки расположены между направлениями, тогда просто записываем, например: св или юз.

Иногда выпускник путает написание сторон - пишет «зю», это грубейшая географическая ошибка. В юмористической форме запоминается, что к голове можно приложить руку - «отдать честь» - таким образом, образуется северо-восток или северо-запад, с южным направлением удается легко запомнить, так как северу - противоположен юг.

Работа с профилем сначала вызывает панику, но позже становится простой головоломкой.

В легенде карты указано, что горизонтали проведены через 2,5 метра. С помощью линейки проводится прямая линия и на этой линии отмечаются все высоты. Если выше указанной отметки не дано значение, а на линии прямой проходит река, выпускник ориентируется: река протекает у основания холма, а не на вершине. Это тоже запоминается легко. Ещё необходимо запомнить, чем ближе друг к другу горизонтали, тем круче склон и наоборот. Эти знания понадобятся для определения верного профиля задания №11. Первоначально смотрим, на какой отметке обозначены точки, определив высоты точек - зачеркиваем лишние ответы.

Задание №12 выполняется при помощи топографической карты. В задании всегда даны условия, которые необходимо указать в бланке ответов №2. При этом необходимо обязательно в бланке указать номер задания. Сложнее всего выпускнику запомнить, где находится южный склон для закладки фруктового сада. Рекомендую выпускнику обратить внимание на участок, к которому ближе всего расположено шоссе (одно из условий задания). И на южном склоне раньше всего сходит снег - этот склон распложен в верхней части карты. За правильное выполнение этого задания можно получить - 2 балла!

Из 12 необходимых баллов уже есть - 7. С учетом того, что в 13 задании засчитали только один балл. Осталось овладеть пятью заданиями, чтобы перешагнуть «порог» и сдать экзамен с первого раза. Выпускникам всегда рекомендую выполнить минимум 15 заданий, для спокойствия души. Три задания являются «спасательным кругом» в случае ошибки в каком-то ответе.

Для вычисления ответа задания №13 понадобится непрограммируемый калькулятор. Можно обойтись и без него, но, если он есть лучше - взять с собой. Так как в большинстве случаев слабые знания не только по географии, но и по остальным предметам, в том числе и по математике. В этом задании, как и во всех остальных обязательно подчеркиваем одной чертой - что известно, двумя - что необходимо найти. Таким образом, во время переноса ответов в бланк ответов можно легко проверить сомнения в правильности выполнения задания.

Рядом с данными таблицы ставим равно и указываем 100%. Что ищем - х. Методом «креста» очень легко вычислить необходимое значение. Например:

Получается: Х=(698*100)/1051=66,4 (округляем до целого числа)=66

Также вычислительные навыки понадобятся при выполнении задания №22-23, но для этого необходимо запомнить вычислительные географические формулы:

  • Естественный прирост = Рождаемость - Смертность
  • Смертность = Рождаемость - Естественный прирост
  • Миграционный прирост = Иммиграция - Эмиграция
  • Миграционный прирост = Приехавшие - Уехавшие
  • Общий прирост населения = Миграционный прирост + Естественный прирост
  • Миграционный прирост = Общий прирост населения - Естественный прирост
  • Естественный прирост = Общий прирост населения - Миграционный прирост
  • Плотность населения = Численность населения/ Площадь
  • Густота сети железных дорог = Длина железнодорожных путей/ Площадь территории
  • Иммиграция - въезд в страну
  • Эмиграция - выезд из страны

При этом вычислив верные в каждом столбце задания №22 необходимо выбрать верный ответ из предложенных вариантов.

А в задании №23 нужно записать целое число, которое уже вычислили в предыдущем задании. Верно, прочитав вопрос задания.

Знания географических формул и определений помогут выбрать два верных высказывания в задании №21

  • Урбанизация - увеличение роли городов и городского образа жизни
  • Миграция - перемещение населения из одного места проживания в другое
  • Воспроизводство населения - процесс непрерывно смены поколений
  • Естественный прирост населения - разница между рождаемостью и смертностью
  • Режим реки - изменение уровня воды в реке по сезонам года (замерзание реки, вскрытие ледового покрова)
  • Отраслевая структура хозяйства России - это совокупность отраслей, удовлетворяющих однородные потребности общества и образующих единое хозяйство страны.

Без применения атласа можно получить ещё два балла за задания №4 и 15, применив жизненные (практические) навыки или иметь подсказки (схемы) во время подготовки к экзамену. Необходимо помнить, если пять вариантов ответов, тогда из них необходимо выбрать - два верных; иначе не будет засчитан - балл.

  • Выпадению кислотных дождей способствует - сжигание угля, цветная металлургия
  • Парниковый эффект - увеличение углекислого газа (транспорт, сжигание топлива)
  • Смог образуется в центрах черной металлургии

Выполнив эти задания без применения атласа - можно набрать 12 баллов!!!

Но при выполнении заданий № 4 и 15 возникают первые сомнения в верности ответа. В таком случае понадобится ещё дополнительные правильно выполненные задания.

Разберемся с ответами на вопросы с применением атласа.

Использую карту «Федеративное устройство» атласа за 8 класс, можно найти ответы на вопросы заданий № 2, 19. Необходимо записать в задании №2 соседнее государство, граничащее с РФ. А в 19 задании - запомнить, что Новый год встречаю раньше всех на востоке страны, то есть расположить города справа налево.

Вот так владея нехитрыми приемами, слабый ученик может успешно сдать с первого раза экзамен по географии в 9 классе.

Экзамены (в переводе с латыни - испытания) - это не просто «отбарабанил» и ушел. Это процесс многокомпонентный и сложный, где каждая из составляющих успеха просто незаменима. Психологическая готовность так же важна, как и хорошее владение, знаниями по предмету. В идеале, экзамен - это итог работы и ученика, и учителя на протяжении несколько лет изучения географии в школе. Один из важнейших факторов, определяющих успешность выпускника в сдаче государственной (итоговой) аттестации - это поддержка учителя, поддержать - значит поверить в ученика.

Любовь учителя к детям рождается в горении, в борьбе за человека, нередко - в муках. Было бы наивно представлять себе дело так, что все дети, которых приводят в школу, - красивые розы; и учителю не остается ничего, лишь только любоваться ими. Есть розы, а есть и чертополох. Сколько приносят дети с собой уродливого, сколько бывает такого, когда сердце детское - как гнойник, как язва, корни которой уходят в глубину тех дней, когда перед ребенком только открылось оконце в мир. Бывает, смотрят на тебя не чистые, честные, откровенные, а наглые, лицемерные глаза. Разве можно это все любить? Я люблю ребенка не таким, какой он есть, а таким, каким он должен быть. И когда удается очистить сердце детское от гнойника и язв, когда в глазах ребенка сияет одухотворенность красотой, а не блуждает лицемерная усмешка, я люблю этого настоящего человека, ибо в нем - частица моей души.

В.А.Сухомлинский

Источники для написания статьи:

  1. https://geo-oge.sdamgia.ru/test?id=1063826
  2. https://intolimp.org/publication/shpory-oge-po-ghieoghrafii.html