Урок русского языка по теме "Предложения с прямой речью". 4-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: прямая речь


Цели:

образовательные:

  • повторить изученное о словосочетании и предложении, правилах постановки знаков препинания в конце предложения, в простом осложнённом предложении, между частями сложного предложения, в предложениях с прямой речью;
  • продолжать развитие умения формулировать определение понятий;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать орфографические и пунктуационные умения.

развивающие:

  • осуществление системно-деятельностного подхода;
  • развитие критического мышления;
  • развитие внимания;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на уже известное;
  • развитие умения групповой работы.

воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к русскому языку;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • развитие коммуникативных УУД:
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и
  • заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • взаимодействие учащихся в групповой работе:
  • развитие уважения друг к другу.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • уважительное отношение к языку;
  • стремление к речевому самосовершенствованию;
  • пополнение словарного запаса;
  • способность к самооценке на основе критерия успешности.

Метапредметные:

  • овладение изучающим видом чтения;
  • умение понимать и осмысливать прочитанный текст;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
  • взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи.

Предметные:

  • развитие творческой самостоятельности;
  • владение разными видами речевой деятельности;
  • способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

  • мультимедиапроектор;
  • таблицы;
  • разноуровневые карточки.

Ход урока

1. Актуализация знаний

… Наш урок предлагаю начать со сказки. (сказка на рабочем листе перед детьми, читает выразительно ученик)

Волк и белка.

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить: «Отпусти меня.» Волк сказал: «Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы белки так всегда веселы, все играете и прыгаете, а мне всегда скучно.» «Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я тебя боюсь», - сказала белка. Волк отпустил белку, она вскочила на дерево и говорит: «Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.» (по Л.Н.Толстому)

- Кто автор сказки? (Л.Н.Толстой)

Теперь эту же сказку прочитаю я, послушайте.

Волк и белка.

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить, чтобы волк отпустил ее. Волк же сказал, что отпустит ее, если она скажет ему, почему белки всегда веселы, а ему волку всегда скучно. Но белка попросила волка сначала отпустить ее, а то она его боится. Волк отпустил белку, а она вскочила на дерево и говорит, что волку оттого скучно, что он зол и, что ему злость сердце жжет и, что белки веселы оттого, что они добры и никому зла не делают.

- Что вы заметили?

- Одинаково ли содержание сказки?

- Одинаково ли прозвучал текст сказки?

- Какой вариант интересней было слушать? (первый)

- Почему? …….

Чтобы разобраться в этом предлагаю сравнить два предложения из первого и второго текста. Слайд

Белка стала просить: «Отпусти меня.»

Белка стала просить, чтобы волк отпустил ее.

- Какое предложение точнее передает слова белки?

- Почему? (в нем есть точные слова белки) Т.е есть дословная речь говорящего.

- Посмотрите, в тексте есть еще такие предложения, в которых содержится точные, дословные слова героев сказки?

- Так почему же первый вариант сказки было интересней слушать? (в тексте есть предложения, которые точно и дословно передают слова героев)

- И как прочитала их ….? (выразительно, стараясь передать характер и эмоциональное состояние героев)

- В моем тексте были такие предложения?

- Как называются такие предложения?

- Где можно найти ответ на этот вопрос?

- Найдите в учебнике на с.74, как называются такие предложения.

- Как называются предложения, которые передают дословно речь говорящего? (предложения с прямой речью)

- Какова же цель урока? Чему будем учиться? (научиться распознавать и записывать предложения с прямой речью)

- Назовите тему урока. (Предложения с прямой речью) Слайд

2. Открытие новых знаний

- Назовите героев сказки и прочитайте ее по ролям.

- Как вы поняли, почему белки всегда веселы? (они добры, не злятся, никому не делают зла, совесть их не мучает, им живется легче) Так и людям добрым, отзывчивым и позитивным живется легче, они удачливее и успешней. Попробуйте быть такими, и вы в этом убедитесь.

- Что помогло вам правильно прочитать сказку по ролям? Какие знаки препинания помогли в этом? (слова волка и белки выделены кавычками)

- В выделенном предложение подчеркните слова автора простым карандашом, а слова волка ручкой.

Волк сказал: «Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы белки так всегда веселы, все играете и прыгаете, а мне всегда скучно.»

* Проверка выполненного задания. (на слайде)

- Как называются такие предложения? (предложения с прямой речью)

- Из скольких частей состоит оно? (из двух)

- Какие это части? (слова автора А и прямая речь «П»)

По ходу беседы на доске составляется пошаговый вывод. Слайд

- Какой знак препинания ставится после слов автора? (двоеточие) щелчок

- Как выделяется прямая речь? (берется в кавычки) щелчок

- С какой буквы начинается первое слово в прямой речи? (с заглавной) щелчок

- Что стоит в конце прямой речи? щелчок

Послушайте историю появления знака, который в последующем получил название кавычки.

Впервые стал употребляться этот знак в славянской письменности в 15 веке.

В русских диалектах слово «кавыш» обозначало «утенок», «гусенок», т. е. кавычки - следы от утиных лапок, «крючок», «закорючка»

У французов кавычки - «елочки».

В русском языке традиционно применяются французские «елочки» в печатном тексте и, при письменном «лапки»

Кавычки - это двойной знак, т.е. он ставится два раза: в начале и конце прямой речи. А при письме сначала внизу, а потом наверху. щелчок

- Прочитайте правило на с.75. Сравните с нашим выводом.

- Совпал наш вывод с правилом в учебнике?

- А какую новую информацию вы узнали из этого правила? щелчок

3. Закрепление изученного

Рабочий лист. Задание 1.

- Найдите в тексте предложения с прямой речью, расставьте недостающие знаки препинания.

(работают в парах)

Старик сажал яблони. Люди старику говорят «ты не дождешься с них яблок. Старик им ответил: И пчела не на себя работает»(по Л.Н.Толстому)

*Проверка выполненного задания. (на слайде)

- Прочитайте рассказ.

- Кто автор?

- Прочитайте только предложения с прямой речью. Слайд

- Почему старик так ответил людям? ( он думал не только о себе, но и о тех кто останется после него)

- Каким человеком был старик? (добрым, мудрым)

- Всегда ли слова автора находятся на первом месте в предложениях с прямой речью?

- Давайте проверим ваши предположения.

- Найдите в тексте сказки « Волк и белка» предложение, в котором слова автора находятся на втором месте, а прямая речь на первом. Прочитайте. Слайд

«Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я тебя боюсь», - сказала белка.

По ходу беседы на доске составляется пошаговый вывод. Слайд

- На каком месте находится в предложении прямая речь и как она выделена? Щелчок

- Какой знак препинания стоит после прямой речи? (обратить внимание на то, что запятая стоит после кавычек) Щелчок

- На каком месте слова автора?

- С какой буквы они написаны? Щелчок

- Какой знак препинания ставится перед словами автора? Щелчок

- Что стоит в конце всего предложения? Щелчок

- Сравните наш вывод с правилом на с. 78.

- Что еще можно добавить? (Обратить внимание на то, что ! и ? ставятся перед последними кавычками) Щелчок

Мы рассмотрели две конструкции построения предложений с прямой речью. Опора

Рабочий лист

- Прочитайте рассказ Л.Т. Толстого «Собака на сене»

Собака на сене.

Собака лежала под сараем на сене. Корове захотелось сенца, она подошла к сараю и только ухватила клок сена - собака зарычала и бросилась на нее. Корова отошла и сказала: «Хоть бы сама ела, а то и сама не ест и мне не дает.» (по Л.Н.Толстому)

- Так что же обозначает выражение: «Как собака на сене»? (не себе не людям)

- Найдите предложение с прямой речью.

- На каком месте находятся прямая речь и слова автора?

- Поменяйте эти части местами и запишите полученное предложение.

« Хоть бы сама ела, а то и сама не ест и мне не дает», - сказала корова и отошла.

А теперь поработаем в группах.

- Составьте и запишите схему предложения с прямой речью.

  • Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко: «Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?»
  • «Кто ложился в мою постель и смял ее?» - заревел Михайло Иваныч страшным голосом.

* Проверка работы.

- Из какого произведения эти предложения? («Три медведя»)

- Кто автор этой сказки? (Л.Н.Толстой)

…У нас получились две конструкции построения предложений с прямой речью : слова автора на первом месте, прямая речь на втором и наоборот.

- Как вы думаете, есть ли еще варианты построения предложений с прямой речью?

- Что при этом произойдет со словами автора или наоборот с прямой речью, с их целостностью?

….Но это цель следующих уроков.

4. Итог урока

- Какова цель сегодняшнего урока? Чему учились на уроке?

- Чем отличаются предложения с прямой речью от других?

- Каким образом нам могут пригодиться знания, полученные на уроке? (правильно записывать предложения с прямой речью)

- Для чего это нужно? (чтобы быть понятым, грамотным, образованным, культурным, лучше знать свой язык, его особенности)

- С произведениями какого писателя мы работали на уроке? Произведения эти взяты из учебных книг Толстого, которые он написал для детей. Толстой открыл школу для крестьянских ребят и сам обучал их.

- Актуальны ли эти произведения сегодня? Почему? (они поучительны, учат добру и мудрости)

Предлагаю вам выполнить последнее задание.

- Ребята, у которых на столе карточка такого цвета, выходят к доске.

- Я прочту вам предложение, вы выстроитесь, так, чтобы получилась схема этого предложения.

«Новых открытий!» - желаю я вам.

Презентация