Виртуальная экскурсия по экспозиции Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника имени Е.Д.Фелицына "Животный мир Кубани"

Разделы: Биология, Экология, Краеведение, Конкурс «Виртуальные экскурсии по России»

Ключевые слова: животные Краснодарского края


Цель экскурсии: Знакомство детей с многообразием животных Краснодарского края.

Задачи:

  • Уточнить и расширить знания детей о царстве животных. На примере отдельных представителей животного мира показать их взаимоотношения со средой обитания, связать богатство и многообразие птиц с большим количеством рек, озер, болот, показать некоторые особенности поведения животных и птиц.
  • Знакомить с доказательствами эволюции животного мира.
  • Формировать у учащихся навыки публичного выступления.
  • Развивать интерес к изучению жизни животных.
  • Воспитывать у детей бережное отношение к природе.

ПОДГОТОВКА

Комментарий для организатора. Интерактивную экскурсию, кроме учителя, могут проводить и дети-экскурсоводы. Учащиеся заранее изучают теоретический материал о животных-экспонатах выставки, готовят сопровождающий текст к слайдам и комментируют показ презентации. Библиотекарь или учащиеся оформляют выставку книг «Природа родного края» («Читаем книги о животных», «Животные Краснодарского края»). Учащиеся оформляют выставку рисунков «Животные нашего края».

Оборудование. Компьютер (ноутбук), проектор, интерактивная доска (экран), колонки.

Организация пространства. Интерактивная экскурсия проводится в актовом зале или в школьной библиотеке. Возможно проведение занятия в классе с расстановкой парт по рядам.

Презентация

СЦЕНАРИЙ

Содержательные блоки занятия

Часть 1. Мотивационная, вступительное слово учителя.

Часть 2. Основная. Организация деятельности учащихся. Подготовленные учащиеся - экскурсоводы поводят интерактивную экскурсию по выставке музея «Природа и экология Кубани». Рассказы о типичных и редких животных края сопровождается демонстрацией слайдов презентации с фотографиями экспонатов музея.

3. Заключение. Рефлексия. Диалог: Что вас затронуло на этом занятии? С чем хотелось бы познакомиться? О чем еще поговорить? Чем в нашем крае вы могли бы гордиться? Как нужно вести себя в природе, чтобы она долгие годы радовала своим многообразием?

Сценарий занятия

Часть 1. Мотивационная, вступительное слово учителя. (до 5 минут)

Учитель. У каждого человека в душе есть ценные образы: место, где родился и вырос, дом, улица, лес или лужайка, где любил гулять в детстве, одним словом малая родина. Сегодня я предлагаю вам поговорить о природе нашей малой родины, Краснодарского края. Наша страна обширна и богата, у нее древняя и самобытная культура и история, разнообразная природа. А Краснодарский край называют «жемчужиной». Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

Учитель. Наш край обладает уникальной природой и разнообразной флорой фауной. Давайте отправимся на виртуальную экскурсию в самый известный музей Краснодарского края, Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник имени Е.Д.Фелицына.

Слайд 1. Историко-археологический музей им. Е.Ф.Фелицина.

Это самый крупный и один из первых музеев, появившихся на Кубани в конце 19 века. Расположен музей в столице Краснодарского края, городе Краснодаре, по улице Гимназической, 67.

Часть 2. Основная. Организация деятельности учащихся (до 18-20 минут)

Учитель. Сегодня мы посетим одну из постоянных экспозиций этого замечательного музея «Природа и экология Кубани» и познакомимся с представителями богатого животного мира Краснодарского края. А экскурсоводами по экспозиции будут наши ребята.

Ученик-экскурсовод 1. На выставке показано ландшафтное разнообразие Краснодарского края, не имеющее аналогов в Российской Федерации. Степная часть Кубани с её знаменитыми на весь мир чернозёмами, дельта Кубани с лиманами и плавнями, Азовское и Чёрное моря, горная часть края, занимающая около трети его площади.

Ученик-экскурсовод 1. На территории края есть два моря. Одно из них - Черное. Причина такого названия вызывает споры, но одна из версий: на глубине нескольких метров в воде растворен сероводород, что делает железо черным, а жизнь (любую) возможной только ближе к поверхности.

В Черном море обитают даже акулы - черноморские катраны. В мире этот вид акул называют по-разному - черноморской колючей акулой, наготницей и даже морской собакой. Длина достигает чуть больше полутора метра, а вес - до 12 кг. Они не опасны для человека, ведь не плавают вблизи берега.

Слайд 2. Черноморский катран.

Зато скорпена - опасна своим ядом, но при этом она имеет очень вкусное мясо, а рыбаки давно научились ловить и чистить ее так, что есть ее становится возможно.

► Слайд 3. Черноморская скорпена.

Одна из самых красивых рыб Черного моря - морской петух (тригла), о ней идет речь в кубанской поговорке - «Уха из петуха». Свое название он получил благодаря особому окрасу грудных плавников и гребню над головой. Они - как в сказке о золотом петушке. Но и это не главное. Известно, что морской обитатель издает звуки, иногда может казаться, что он действительно кукарекает. Это ценная и редкая донная рыба, защищенная законом и внесенная в Международную Красную книгу.

Слайд 4. Тригла или морской петух.

Азовском море вода более пресная, поэтому здесь могут обитать осетровые рыбы, а также щука и судак. Раньше на Кубани было так много судака, что им даже топили печи!

► Слайд 5. Судак.

Азовское море - самое мелкое из российских морей. Издавна оно называлось осетровым. Один из многочисленных представителей осетровых моря - севрюга и другие виды, включая донных - морская лисица (морской скат), к амбала.

Слайд 6. Осетровые рыбы.

Ученик - экскурсовод 2. По берегам морей и рек в Краснодарском крае селится очень много околоводных и водоплавающих птиц, Интересно смотреть на чомгу, или поганку, как ее еще называют. Уж очень плохо пахнет у нее мясо, даже охотники никогда на нее не охотятся.

Зато баклана в Японии раньше использовали для охоты-рыбалки! Оденут ему на шею браслет и отпустят в море. Поймает баклан рыбу, а проглотить не может, вот и выплевывает ее в лодку обратно. Бакланы обитают и в Краснодарском крае, но вот, кажется, для охоты не использовались.

Слайд 7. Околоводные и водоплавающие птицы Кубани.

Пеликан, оказывается, очень интересно ловит рыбу. Так как нырять он не умеет, он машет крыльями и гонит рыбу к мелководью, а там уже заглатывает ее в свой тяжелый мешок.

Интересна болотная птица выпь, (от слова «вопить»). Она проводит свою жизнь на болотах и иногда напоминает о своём присутствии настолько громко, что голос её можно услышать в радиусе нескольких километров. Природные таланты птицы позволяют имитировать не только смех и вопли, но и другие оригинальные звуки: урчание, рёв, мычание коровы, тоскливое гудение водопроводных труб. Случайных людей, заблудившихся в тёмное время в столь глухом и опасном месте, это нередко пугает.

► Слайд 8. Пеликан.

Слайд 9. Выпь.

Послушайте, «эстрадное выступление» выпи. Больше всего шансов услышать подобные песни на болотах весной или летом.

https://www.youtube.com/watch?v=eoJdxixZaHs

Раньше на Кубани было много цапель, но сейчас они находятся под охраной. И все из-за желания модниц покрасоваться в затейливых шляпках с перьями. Ведь для изготовления одной такой шляпки нужно было уничтожить 2-3 цапель.

► Слайд 10. Цапля.

Ученик-экскурсовод 3. В экспозиции представлено большое разнообразие лесных птиц, обычные для этой зоны животные - еж обыкновенный, являющийся одним из самых болезненных животных Кубани.

Барсуки, всем известные своим целебным барсучьим жиром, по своим свойствам почти не уступающим рыбьему жиру. Размером барсуки крупнее лисицы. Они роют себе под землей настоящие туннели В их квартирах есть и спаленки, и кладовые, и даже санитарные комнаты!

► Слайд 11. Барсуки.

Ученик-экскурсовод 3. Далее зона одного из старейших заповедников нашей страны - Кавказского государственного природного биосферного заповедника. В открытом показе музея находятся животные, характерные для экосистемы этого участка Западного Кавказа, сохранившейся почти в неизменном виде.

Одним из них является кавказский зубр - эмблема заповедника. Зубр, или дикий лесной бык, самое крупное копытное животное Европейского континента, которого по праву считают современником мамонта. Длина тела быка доходит до 3-3,5 метров, высота в плече 1,7-2 метра, вес может достигать одной тонны.

► Слайд 12. Зубр.

Ученик-экскурсовод 3. К началу 20 века кавказский зубр был полностью истреблен человеком. В довоенные годы прошлого века учеными было принято решение восстановить популяцию этих животных. К тому времени в заповеднике Германии сохранился потомок кавказского зубра, имеющий 25 % «кавказской» крови. В 1940 году этот зубр и еще четыре самки зубробизона были доставлены в Кавказский биосферный заповедник. Зимой 1942 года бои проходили в непосредственной близости от зубропарка, фашисты стремились во что бы то ни стало уничтожить восстановленную популяцию зубров и беспрестанно бомбили заповедник. Однако сотрудники вывели животных из вольеров и загнали их в труднодоступное ущелье. Благодаря самоотверженности и мужеству работников заповедника за годы войны не было утрачено ни одного животного. В настоящее время сотрудниками заповедника проводится тяжелая работа по сохранению и дальнейшему развитию этой популяции. Сейчас численность зубров достигает 500 особей.

Ученик-экскурсовод 4. В Кавказском биосферном заповеднике обитает одна из самых крупных птиц нашего региона - сип белоголовый с размахом крыльев до 2,7 м.

В заповеднике также можно встретить благородного оленя, косулю сибирскую, волка.

► Слайд 13. Обитатели заповедника.

В высокогорных районах и глухих предгорных лесах встречается кавказский бурый медведь. Наши северо-кавказские мишки не впадают в спячку, как остальные медведи. Тепло, климат позволяет бодрствовать всю зиму.

Редкое животное горной части края - это горный козел, или кавказский тур - гордое и благородное животное, нуждающееся в охране. На сегодняшний день это животное не встречается нигде, кроме Кавказского хребта. Исследователи Кавказа утверждают, что эти животные - создания чрезвычайно выносливые. Плотная шкура позволяет им без особых сложностей выдерживать и горные снегопады, и морозы. Благодаря своей зоркости и отличному обонянию кавказский горный тур может учуять животное или человека за сотни метров. Осторожность у этих козлов потрясающая. Они не любят никаких соседей, даже копытных, и стараются держаться особняком. Именно поэтому его сегодня можно встретить нечасто.

Ученик-экскурсовод 5. В музее есть уникальный экспонат, который рассказывает об о том, каким был животный мир Кавказа в глубокой древности. Особый интерес вызывает уникальный, единственный в мире (!) череп ископаемого фанагорийского слона, возраст находки - 2 миллиона лет.

Останки древнего животного (череп, фрагменты лопаток, зуб, берцовая кость) были найдены в черте станицы Саратовская (окрестности города Горячий Ключ), в бассейне реки Псекупс в 1885 году. Подобные гиганты бродили по здешней земле еще в те далекие времена, когда сюда еще не ступала нога человека. Находка получила название «южный слон» (представитель рода мамонтов). Уникальный череп слона вернулся в Краснодар в 2008 году, в наши дни его может посмотреть любой желающий. Видеосюжет расскажет о появлении этого уникального экспоната в Краснодарском музее.

(просмотр видеосюжета по ссылке)

https://www.youtube.com/watch?v=xKMTCH93cL4&t=17s

Учитель. Ребята, мы познакомились с вами всего лишь с некоторыми экспонатами замечательного музея Краснодарского края. Сегодня музейные фонды насчитывают более 400 тысяч единиц хранения. Вы можете посетить его и познакомиться с другими экспозициями, рассказывающими об истории, культуре, природе Краснодарского края.

3. Заключение. Рефлексия. Вариант творческого задания (5-6 минут)

Диалог: Что вас затронуло на этом занятии? С чем хотелось бы познакомиться? О чем еще поговорить? Чем в нашем крае вы могли бы гордиться? Как нужно вести себя в природе, чтобы она на долгие годы радовала своим многообразием?

Напишите небольшое эссе или стихотворение, созвучное теме нашего разговора, нарисуйте рисунки по впечатлениям от экскурсии.

Литература

  1. Презентация
  2. Видеоролик об уникальном экспонате музея (череп фанагорийского слона) Просмотр по ссылке : https://www.youtube.com/watch?v=xKMTCH93cL4&t=17s

Использованные ресурсы

  1. https://www.youtube.com/watch?v=xKMTCH93cL4&t=17s
  2. https://www.youtube.com/watch?v=eoJdxixZaHs
  3. https://www.culture.ru/events/1350262/vystavka-priroda-i-ekologiya-kubani
  4. https://zen.yandex.ru/media/kudanamore/kraevedcheskie-muzei-kryma-i-kubani-putevoditel-dlia-turistov-61fcde15d467dd3b78bb9b9b
  5. https://bukvolet83.blogspot.com/2018/02/blog-post_16.html?m