Лабораторная работа. Строение видоизменённых подземных побегов

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (425 кБ)


Цель работы. Кадр 2.

  • Учебная: изучить строение корневища, клубня, луковицы в сравнении со строением древесного побега на натуральных объектах.
  • Развивающая: овладение обучающимися навыками исследовательской деятельности.
  • Воспитательная: развитие мотивации к обучению.

Оборудование.

  • Презентация к уроку.
  • Кадр 3.
  • Приборы: скальпель, лупа.
  • Материалы: черенок ивы, корневище пырея ползучего, клубень картофеля, луковица репчатого лука.

План урока

1. Организационный момент.

Правила техники безопасности при работе со скальпелем, лупой.

2. Этап постановки цели.

Кадр 3. Рассматривая черенок, корневище, клубень, луковицу необходимо определить их общие черты и выделить особенности.

Определить их значение для растений.

3. Проверка домашнего задания.

Кадр 4. Посмотрите на черенок древесного побега. Назовите основные части побега.

4. Объяснение нового материала.

Кадр 5. Рассмотрим корневище пырея ползучего. На поверхности корневища видим чешуевидные листья (1), в пазухах листьев при помощи лупы можно увидеть почки (2), от корневища отрастают придаточные почки (3). Их роль в жизнедеятельности растения?

Кадр 6. Посмотрите клубень картофеля. Мы видим узлы (бровки), почки (глазки), защитную кожицу (кору клубня).

Кадр 7. Сделаем поперечный разрез клубня и древесного побега. Сравните их. Сделайте вывод.

Кадр 8. Рассмотрим луковицу репчатого лука. Снаружи она покрыта сухими чешуями. Разрежем её. Посмотрите. Хорошо видны сочные чешуевидные листья, почки, видоизменённый стебель (донце). Найдите их на рисунке.

5. Закрепление нового материала.

Кадр 9. Назовите признаки доказывающие, что корневище, клубень и луковица - это побеги: почки, узлы, видоизменённые листья.

Какое значение имеют видоизменённые побеги - запасание органических веществ.

6. Проверка полученных знаний.

Кадр 10. Проверка полученных знаний. Дайте определения новым понятиям.

Корневище: корневище, имеет чешуевидные листья, в пазухах которых имеются почки.

Клубень: на поверхности клубня хорошо видны бровки («листовые рубцы»), глазки («почки»).

Клубень и древесный побег: клубень, как и древесный побег покрыт корой, внутреннее строение стебля имеет сходное строение с внутренним строением клубня.

Луковица: луковица, укороченный видоизменённый побег с плоским стеблем («донцем») и мясистыми сочными чешуевидными листьями.

Значение. Эти видоизменённые побеги предназначены для запасания питательных веществ. Позволяют растениям переживать неблагоприятные условия среды.

7. Домашнее задание.

8. Итоги урока.

Что узнали нового на уроке. Что понравилось, что не понравилось на уроке?

Отметка, аргументируется: правильность ответа домашнего задания, самостоятельность ответа.

Оценка. Анализируются способы работы других учеников.

Использованная литература.

  1. Биология. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни». 5-9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [В.В.Пасечник и др.]. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2021. - 128 с.: ил. - ISBN 978-5-09-077434-5.
  2. Министерство просвещения Российской Федерации. Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области. Администрация Пильнинского муниципального района Нижегородской области. МОУ Деяновская ОШ. Рабочая программа основного общего образования (ID 2280972) учебного предмета «БИОЛОГИЯ» базовый уровень (для 5-9 классов образовательных организаций). с. Деяново 2022.
  3. Пасечник В.В. 7 класс: учебник для общеобразоват. организаций / В.В.Пасечник, С. В. Суматохин, Г.С.Калинова; под ред. В.В.Пасечника. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2018. - 256 с.: - (Линия жизни).
  4. Биология: 6 класс: базовый уровень: учебник / В.В.Пасечник, С.В.Суматохин, З. Г.Гапонюк, Г.Г.Швецов; под ред. В.В.Пасечника. - Москва: Просвещение, 2023. - 160 с.: ил. - (Линия жизни).
  5. Интернет-ресурсы.