Технологическая карта урока ОБЖ с использованием ИКТ-технологий. Тема: «Классификация пожаров»

Разделы: ОБЖ

Класс: 8

Ключевые слова: пожар


Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности.

Класс: 8.

УМК: Смирнов А.Т., Хренников Б.О. «Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс», рабочая программа разработана на основе ФГОС ООО.

Цель урока: сформировать умение школьников определять причины, классификации и условия возникновения пожаров, актуализировать знания и умения по пожарной безопасности.

Задачи урока:

  • Образовательная: изучить причины, классификацию и условия возникновения пожаров.
  • Воспитательная: воспитывать осторожное отношение к огню, формировать навыки безопасного поведения.
  • Развивающая: развитие умений самостоятельно работать с комплексной разнообразной информацией познавательного характера.

Формируемые УУД:

  • Личностные УУД: формирование ценностно-смысловой ориентации детей и ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.
  • Регулятивные УУД: формирование организации учебной деятельности (целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно).
  • Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог и вести его, учитывая особенности общения с различными группами людей.
  • Познавательные УУД: общеучебные, логические и направленные на постановку и решение проблемы навыки.

Средства обучения, демонстрации: компьютер, мультимедийная панель, презентация «Классификация пожаров».

Образовательные технологии: с использованием ИКТ.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Режим урока: интерактивный.

Планируемые образовательные результаты: сформированное умение школьников определять причины, классификации и условия возникновения пожаров, актуализированы знания и умения по пожарной безопасности.

Организационная структура урока

Этап урока

Методическая характеристика этапа: задачи, методы создания развивающей среды

Деятельность педагога

Деятельность
обучающихся, направленная на реализацию каждого компонента образовательной компетенции

Организационный этап (2 мин.)

Цель: Подготовка учащихся к работе на занятии.

Учитель приветствует класс.
Проверяет готовность к уроку.

Контролируют готовность к уроку.
Концентрация внимания.
Учащиеся приветствуют учителя.

Актуализация знаний (7 мин.)

Цель: Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции.

Личностные УУД:
формирование ценностно-смысловой ориентации детей и ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.

Предыдущий урок мы посвятили изучению чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Что же такое ЧС техногенного характера? Какие три признака ЧС техногенного характера выделяет Федеральный закон?

Вы изучили классификацию ЧС по масштабу распространения и тяжести последствий. Проверим, как вы усвоили этот материал. Перед вами таблица классификации ЧС. Вы должны заполнить пустые ячейки.
(ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
На выполнение этого задания отводится 5 минут.
Подпишите работы и сдайте. На следующем уроке будут объявлены оценки.

Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.

Выполняют тесты письменно.

Проверка правильности выполнения тестов: учащиеся по очереди зачитываю ответ.

Изучение нового учебного материала.
(18 мин.)

Цель: Создать условия для активной и продуктивной деятельности учащихся по усвоению новых знаний. Изучить причины, классификацию, условия возникновения пожаров.

Совершенствовать умение систематизировать изучаемый материал, умение общаться, умение строить высказывание в устной форме.

Формирование Регулятивных УУД: целеполагание, планирование, Познавательных УУД: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

Рассказ учителя:
Согласно греческой мифологии бог Прометей похитил с Олимпа огонь и подарил его людям. Однако, приучив огонь, люди приобрели не только помощника, но и коварного врага, ищущего малейшую возможность продемонстрировать свою силу и независимость.

Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

Только в 2004 году в России произошло более 230 тыс. пожаров, в которых погибло около 18,5 тыс. человек.

Переходим к изучению новой темы: Пожары.

Цель нашего урока: Изучить причины, классификацию, условия возникновения пожаров.
Что же такое «пожар»? Попробуйте сформулировать: чем пожар отличается от костра?
Рассмотрим презентацию «Пожары».
Слайд 1
Пожар - это неконтролируемый процесс
горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей.
При каких условиях возникает пожар?
Слайд 2
Мы видим, что 3 условия возникновения горения:
Это наличие
- горючего вещества,
- окислителя,
- источника воспламенения.
Если эти совмещение этих трех условий - неконтролируемый процесс, то возникает пожар.
Для современного человека особенно опасны пожары, которые происходят при возгорании зданий.

Записывают в тетради тему урока. Совместно с учителем формируют цель урока.
Слайд 3
Пожары в зданиях характеризуются:
- быстрым повышением температуры;
- задымлением помещений;
- распространением огня открытым путем;
- потерей конструкциями несущей способности.
Поэтому очень важна характеристика материалов с точки зрения их огнестойкости.
Слайд 4
На какие же группы по степени огнестойкости делятся строительные и отделочные материалы? (горючие, трудногорючие и негорючие)
Объяснение наблюдаемых явлений.
Откройте конверт с раздаточным материалом.
Ваша задача распределить карточки с названиями строительных материалов (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) на три группы, используя схему 2.

Работа в группах. Классификация данных.

Работа с учебником.

Проверим, что у вас получилось.
Первая группа озвучит горючие материалы. Вторая - трудногорючие, третья - негорючие.
Работа в группах с текстом учебника.
Слайд 5
По масштабам и интенсивности пожары подразделяются на отдельные, массовые и огненный шторм. На страницах 28-29 учебника есть описание таких пожаров.
Давайте разберемся в этом материале. Прочтите текст учебника.
Анализ текстового материала, классификация фактов.

Закрепление учебного материала
(9 мин.)

Цель: Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
Развивать умение оценивать усваиваемое содержание, исходя из социальных и личностных ценностей.

Следующий этап нашего урока - просмотр видеоролика «Причины пожара в жилище. Правила поведения при пожаре»
Что же вы узнали из этого ролика?
Отчего в квартире может возникнуть пожар?
Как надо вести себя при пожаре в жилище?

Применение знаний в знакомой и измененной ситуации.

Смотрят видеофрагмент. Анализируют сюжет. Выделяют главное. Отвечают на поставленные вопросы. Делают выводы.

Подведение итогов (рефлексия)
(2 мин.)

Цель: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества
Формирование Регулятивных УУД: контроль, оценка

Задает вопросы по материалу урока:
Что вы узнали из сегодняшнего урока?
Что понравилось?
Какие, из полученных знаний, считаете наиболее важными?
Учитель подводит итоги работы каждого ученика, выставляет оценки,
дает оценку работе класса в целом и отдельным учащимся

Обобщают полученные знания;
выделяют успешные этапы урока и этапы, которые вызвали затруднения.

Домашнее задание
(2 мин.)

Цель: Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Дает комментарий к домашнему заданию

Записывают домашнее задание в дневник.
Знакомятся с объемом домашнего задания.
Слушают комментарии учителя. Задают вопросы по выполнению домашнего задания