Конспект НОД по формированию читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Листая страницы»

Разделы: Русский язык, Литература, Начальная школа, Работа с дошкольниками, Внеклассная работа, Профессия — педагог

Класс: д/с

Ключевые слова: старшие дошкольники, читательская грамотность


Форма проведения: экскурсия.

Место проведения: школьная библиотека «Начальная школа - детский сад».

Цель: вызывать желание и интерес дошкольников к чтению книг.

Задачи:

  • Развивать умение узнавать сказки по характерным признакам.
  • Совершенствовать умение детей анализировать прочитанное.
  • Способствовать развитию памяти, внимания, ассоциативного мышления, высказывать свое мнение.
  • Воспитывать устойчивый интерес к литературе, любовь к устному народному творчеству, бережное отношение к книге, желание читать сказки и другие произведения.

Оборудование: книги, картинки героев, золотое перо, книга Н.Носова «Незнайка и его друзья», игрушка Айболит, скотч, ножницы, медицинский сундучок.

1. Организационный момент

(построение детей в группе, поход школьную в библиотеку, заходим библиотеку)

2. Актуализация знаний. Наблюдение. «Вопрос - ответ»

- Оглянитесь вокруг, что вы видите вокруг себя? (Много книг, полки, стеллажи, газеты, учебники, столы, стулья)

- Как называют место, в котором хранится много книг? (Библиотека)

- Посмотрите вокруг, какие книги вы видите? (Большие, толстые, тонкие, учебные, словари, сказки, рассказы и другие ответы детей)

- Рассмотрим книгу. Что есть у книги? (Обложка, страницы, содержание, закладки, название, автор, переплет, номера страниц).

Словарная работа

Переплет - это подшивка обложки книги, для объединения страниц и для защиты книги.

- О чем нам рассказывают книги? (О животных, о людях, растениях, космосе и другие ответы детей).

- Книги бывают разные: энциклопедии, словари, справочники, художественная литература (рассказы, стихи, историческая литература и приключения, басни, сказки, учебная литература).

Словарная работа

Поэзия - музыка слов, образное выражение мыслей в стихотворной форме.

3. Основная часть

- Посмотрим, о чем нам расскажет эта книга? (Беру заранее подготовленную книгу, открываю и нахожу животных их разных сказок.)

- Посмотрите, кто спрятался в этой книге? (Лиса, медведь, заяц, волк)

Работа в группах (группа выбирает героя)

- Подумайте и вспомните, из каких сказок эти герои?

- Молодцы! Как много вы вспомнили сказок!

Подборка книг:

- Ставлю книгу на место, оглядываюсь вокруг, замечаю на полке перо жар-птицы.

- Ребята, что это такое? (перо жар-птицы)

- В какой сказке нам встречается перо жар-птицы? (Конек-горбунок», «Иван-царевич и серый волк», «Жар-птица и Василиса-царевна»).

- Правильно, только это перо не простое, а волшебное. Какое волшебство есть у этого пера? (ответы детей, их фантазии)

- Какие еще волшебные предметы встречаются в сказках? (скатерть-самобранка, ковер-самолет, наливное яблочко, зеркальце, сапоги-скороходы, клубочек, горшочек каши, огниво, шапка-невидимка, посох Деда Мороза, блюдечко с голубой каемочкой, ступа и метла БабыЯги, цветочек Аленький, лампа Алладина, полено папы Карло, цветик-семицветик, золотой ключик, волшебная дудочка, волшебная палочка, живая вода, кольцо, меч-кладенец, яйцо, сапоги-скороходы).

- Вот сколько необычных волшебных предметов нам встречается на страницах книг.

- А вот моя любимая книга детства Носова Н.«Незнайка».

- Ребята, Незнайка приготовил для нас игру, поиграем?

Игра «Несуразица»

Заяц в сказках самый злой герой.
В сказках всегда говорят правду.
Медведь меньше, чем лиса.
В сказках рыбка не простая, а серебряная.
Емеля ехал на машине.
Емеля поймал акулу.
Красная Шапочка съела серого волка.
У Белоснежки было 10 гномов.
Волк съел 10 поросят.
Буратино сделан из железа.
У Мальвины красные волосы.
Незнайка умнее Знайки.

- Какие вы внимательные! Ни разу не ошиблись!

4. Рефлексия

- Что вам понравилось на нашей экскурсии в библиотеку?

5. Домашнее задание

- Принесите свою любимую книгу, мы в группе сделаем выставку книг.

Возвращаемся в группу.

6. Проблемный вопрос

- Заходим в группу, нас встречает игрушка Доктор Айболит с медицинским сундучком. Рассмотрите, что в сундучке. (ножницы, клей, скотч)

- Как вы думаете, ребята, зачем нам нужны эти предметы? (предположения детей)

- Сегодня вечером мы с вами поможем Айболиту, откроем «Книжкину больницу» и «вылечим» книги.