Организация психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей после кохлеарной имплантации

Разделы: Инклюзивное образование


В настоящее время широкое распространение получает кохлеарная имплантация. Это перспективное направление реабилитации и интеграции детей с большими потерями слуха в среду слышащих детей. Кохлеарный имплант дает возможность посредством электрической стимуляции слухового нерва восстановить звуковосприятие.

Однако важно знать, что глухой ребенок после имплантации стал слышать, но ему требуется многолетняя реабилитация, чтобы он научился хорошо понимать речь и говорить.

Важными условиями успешной реабилитации ребенка с КИ являются профессиональная педагогическая поддержка в течение всего периода обучения, речевая среда и активное участие семьи в этом процессе.

То, как ребенок с КИ слышит и реагирует на звуки и голоса окружающих, успешность данного метода реабилитации в основном, зависит от ряда факторов: технических, физиологических и психолого-педагогических; от того, правильно ли настроен имплант; от длительности использования КИ, возраста, в котором была проведена операция; взаимодействия всех специалистов и членов семьи, участвующих в обучении и воспитании ребенка.

Важно создать для ребенка следующие условия:

  • возможность;
  • необходимость;
  • потребность постоянно слышать речь и общаться при помощи речи.

В реабилитации и обучении ребенка с КИ участвуют разные педагоги - учитель-дефектолог (сурдопедагог); учитель-логопед; педагог-психолог. Каждый из них вносит важный вклад в успешную реабилитацию ребенка с КИ.

Компоненты слухоречевой реабилитации:

  • Обучение анализу речи, накопление в памяти ребенка образов различных звуков и слов.
  • Овладение системой родного языка - понимание значения слов, правил изменения и соединения слов в предложения.
  • Обучение восприятию, произношению различных звуков речи.
  • Общение и взаимодействие с другими людьми при помощи речи. Это очень важно, так как многие дети часто не используют слова и фразы для общения за пределами учебного класса.

Сложность работы с обучающимся с КИ заключается в том, что ребенок плохо воспринимает окончания слов, предлоги, приставки, глухие согласные. У обучающегося возникают трудности восприятия предложений сложных синтаксических конструкций, поэтому с первого раза ребенок может понять только часть фразы. Успешность восприятия речевого материала определяется слуховыми тренировками. Соответственно особое внимание следует уделять речи учителя: говорить необходимо с соблюдением естественной артикуляции, темпа речи, интонации. Просить ребенка повторять инструкции, чтобы убедиться, что ребенок правильно понял задание. При организации рабочего места в классе важно знать, что у обучающихся с КИ затруднено восприятие речи в шумных условиях и на расстоянии.

Для организации плодотворного взаимодействия с родителями ребенка необходимо

  • Установить способ регулярного обмена информацией с родителями;
  • Сообщать родителям, как развивается слуховое и речевое поведение ребенка;
  • Приглашать родителя и/или сурдопедагога ‑ дефектолога в класс на урок;
  • С помощью родителей установить контакт со специалистами центра кохлеарной имплантации.

Учителю важно построить доверительные партнерские отношения с семьей ребенка, так как тесное сотрудничество всех участников образовательного процесса и родителей положительным образом сказывается на усвоении ребенком школьных знаний. Ребенок совершенствует навыки понимания устной речи, прежде всего, общаясь с членами семьи.

Родителям необходимо помогать ребенку в выполнении домашнего задания, а также проводить коррекционную работу, которую определяет учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог.

Но в своей работе мы столкнулись с проблемой недостаточного уровня компетентности родителей в плане оказания помощи ребенку в усвоении программного материала, поэтому мы приглашаем родителей на уроки, на индивидуальные занятия со специалистами, либо даем конкретные рекомендации родителям. Остановимся на некоторых моментах в работе с родителями, которые можно проследить в видеофрагменте.

Одним из важных направлений в реабилитации ребенка после кохлеарной имплантации является развитие речи. Этот процесс очень долгий и сложный. Мы предлагаем родителям чтение книг с детьми, так как это один из самых эффективных методов увеличения словарного запаса. Для чтения рекомендуется использовать детскую литературу (сказки, стихи). После чтения родители обязательно обсуждают с ребенком, что ему запомнилось, как бы он поступил на месте героя.

Для подсчета количества слов в словаре ребенка родители могут воспользоваться электронным сервисом "Мой словарь", который разработали специалисты проекта дистанционной реабилитации ushariki.ru. Сервис «Мой словарь» предназначен для ведения и оценки словарного запаса у ребенка в электронном виде.

Кроме того, большинство детей с КИ имеют не только ограниченный словарный запас, но и недостаточно сформированную грамматическую систему родного языка. Поэтому такой ребенок медленнее анализирует и хуже понимает речь, процесс слушания требует от него большого напряжения, он быстро устает. Для исключения данной ситуация учитель дает задание родителям накануне, прочитать и разобрать материал, термины предстоящего урока с ребенком.

Принцип опережающего обучения помогает ребенку с КИ не только усваивать материал урока, но и «включает» его в учебный процесс, активизирует развитие слухоречевого восприятия, памяти и словарного запаса. Важно помнить, что семья и близкие - это главные педагоги для своего ребенка, от их активности и участия в слухоречевой реабилитации зависит ее эффективность.

Таким образом, при обучении и воспитании ребенка с кохлеарным имплантом необходимо следовать следующим принципам:

  • Принцип развивающего обучения: обеспечение соответствующего возрасту уровня психического развития.
  • Деятельностный принцип: ребенок познает окружающий мир через деятельность, расширяет способы ориентирования в нем, познает социальную сферу жизни, взаимоотношения с другими людьми.
  • Принцип коррекционной направленности воспитания и обучения предполагает индивидуально-дифференцированный подход к ребенку.
  • Принцип формирования речевого общения. Обучение языку через формирование речевого общения.
  • Принцип развития слухового восприятия предполагает максимальное использование и развитие остаточного слуха в процессе использования звукоусиливающей аппаратуры.

В заключение хотелось бы сказать, что ребенок с КИ может посещать различные кружки и секции наравне со своими слышащими сверстниками. При посещении этих занятий у ребенка создаются условия и мотивация для слухоречевого общения, что благоприятно сказывается на его развитии. Достижения ребенка повышают его самооценку, а также оценку сверстниками, что необходимо для успешной социализации ребенка не только в школьный период, но и в дальнейшей жизни.