Использование кругов Луллия в речевом развитии детей

Разделы: Русский язык, Литература, Технология, Начальная школа, Работа с дошкольниками, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование, Дополнительное образование, Мастер-класс, Профессия — педагог, Руководство учебным проектом

Класс: д/с

Ключевые слова: круги Луллия


На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении. Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников - игра. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи.

Со своей стороны, педагог должен искать интересные и в то же время несложные способы развития личностных и речевых особенностей ребёнка. Детей трудно заинтересовать абстрактными понятиями и уж тем более невозможно заставить их выучить материал, если цель его изучения непонятна.

Хочу поделиться с Вами одним из самых продуктивных, но малоизвестных методов порождения идей, этот метод носит название - круги Луллия.

«Круги Луллия» - это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен - познание языка и мира в их взаимосвязи.

Метод этот не так нов, как может показаться. В XII веке французский монах Раймонд Луллий впервые создал логическую машину в виде бумажных кругов. Впоследствии эти круги были названы его именем.

В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказалось, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у дошкольников. «Круги Луллия» - это что-то в виде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее в детском саду. Данный метод я начала использовать в работе с детьми и нахожу его эффективным.

А представляют они собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Луллий на секторах размещал рисунки, писал слова и целые изречения. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо было расшифровать, подключив воображение.

В современном образовательном процессе это круги с картинками, подобранные по изучаемым темам («Фрукты», «Овощи», «Одежда», «Деревья» и др.), которые накрыты непрозрачным экраном с ромбовидным окошком. Круги вращаются относительно друг друга с помощью пальчиков ребенка, перемещая картинки с целью поиска нужного результата, например, в следующих Д/И: «Подбери цвет» (в темах «Овощи», «Фрукты», «Ягоды»), «Найди нужный хвост», «Чей малыш?» (в теме «Животные»), «Соедини части в целое» (в темах «Посуда», «Обувь», «Одежда») и пр.

На мой взгляд, именно по этим картинкам, реальным, узнаваемым, с характерными признаками, ребенок определяет для себя мир вокруг. Я считаю, что детям интересно играть в картинки, которые расположены особым образом на кругах. Необычная форма заданий позволяет научить ребенка не только различать признаки предметов, но и развивать цветовосприятие, умение группировать, сравнивать, анализировать, обобщать, концентрировать внимание, формировать навыки устной речи, а также способствует активизации зрительных функций (навыков фиксации, прослеживания, зрительного соотнесения). А самое главное - они создают для ребенка условия для того, чтобы почувствовать себя творцом, умеющим объяснять, сочинять, решать пусть пока сказочные, но проблемы и обрести веру в свой успех.

Я использую круги Луллия в речевом развитии, как на занятиях (ознакомление с окружающим, развитие речи, математика и др), так и в индивидуальной работе с детьми, представляя их детям как чудесные кольца или загадочные круги.

Принцип изготовления игры заключается в следующем. Вырезанные из картона или фанеры круги разных диаметров, например, первый круг небольшого размера (диаметром см 10, второй побольше (15 см, третий еще больше и так далее, скрепить вместе со стрелкой с помощью гайки и шурупа так, чтобы они были подвижными. Разбивают круги на 4, 6, 8 секторов. В каждый сектор помещают картинку (рисунки, слова, изречения). Подходы к подбору изображений могут быть разными. Например, на одном кольце - разнообразные деревья, на другом - их листья или семена и т. д. Изображения можно крепить с помощью скотча, чтобы можно было в любой момент их поменять и придумать новую игру.

Принцип игры прост: ребенок крутит стрелку и соединяет правильные картинки. С помощью этой игры дети учатся логически мыслить, говорить и составлять законченные сложные предложения.

С помощью Кругов Луллия можно закреплять и систематизировать знания детей музыкальных инструментах и их частей, прослушанных музыкальных произведениях. Круг Луллия также можно использовать в разделе музыкально - ритмические движения: первое кольцо - сказочные герои, второе кольцо - движения в виде символов - раскрутив оба круга - выполнить движение в характере выпавшего героя.

Самостоятельное придумывание заданий как реального, так и фантастического плана, составление рассказов о практической значимости объекта с необычными признаками и их значениями обогащает и активизирует словарь ребенка, развивает их познавательные способности, учит различать признаки, сравнивать предметы, развивает воображение.

Основная цель работы с кругами Луллия - освоение способа познания мира.

Игровые упражнения с детьми по кругам Луллия решают следующие задачи:

  • формируют понятия «признак»
  • знакомят с именами признаков
  • учат восприятию проявлений признака в конкретном объекте, его

типичности и парадоксальности

  • нахождению причинно-следственных связей между объектами
  • развивают навыки фантастического преобразования объектов

Изобретение Раймонда Луллия взято за основу игровых упражнений. Оно позволяет формировать у детей понятия «объект - признак - проявления признака»; развивать воображение, гибкость мышления, а главное - чувствительность к проблемам. Игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий - ключ к творческому мышлению.

В нашем сложном мире много проблем. Они окружают нас и наших детей. Не всегда легко и просто объяснить ребенку, почему происходят в мире те или иные ситуации и как из них выйти. Необходимо развивать в ребенке качества активного созидателя, формировать навыки, позволяющие самостоятельно решать проблемы, учить думать, воображать и, главное - решать свои проблемы. Путь познания мира сложный, но интересный!

Умело подобранные задания научат Вашего ребенка различать признаки, сравнивать предметы, развивать логическое мышление, внимание, навыки устной речи, воображения. А самое главное - дадут возможность почувствовать себя творцом, умеющим объяснять многие вещи, сочинять фантастические истории, решать, пусть пока сказочные, но проблемы. Ведь реальность и фантазия - два закадычных друга.