Рабочая программа воспитания для организаций отдыха детей и их оздоровления «Страна Открытий»

Разделы: Внеклассная работа


Информационная карта программы

Название программы

Страна открытий

Продолжительность

18

Количество обучающихся

25

Возраст обучающихся

6,5-15 лет

Цель

Создание условий для оздоровления учащихся и организационного отдыха в летний период, укрепления физического, духовного и эмоционального здоровья детей, развитие творческих способностей детей

Задачи

1. Создать условия для организационного отдыха детей.
2. Способствовать укреплению навыков к здоровому образу жизни, содействовать полноценному физическому и психическому развитию.
3. Приобщить ребят к творческим видам деятельности, развивать творческое мышление.
4. Обеспечить условия для свободного развития личности, раскрытия и реализации способностей каждого ученика.

Форма организации лагеря

Праздники
Конкурсы
Экскурсии
Спортивные соревнования
КТД
Спортивно-оздоровительные процедуры
Индивидуальные беседы

Социальные партнеры программы

СДК

Пояснительная записка

Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием - это учреждение, предназначенное для обеспечения полноценного отдыха и оздоровления детей в стенах образовательного учреждения, создания благоприятных условий для их всестороннего духовного и физического развития, выработки первичных трудовых навыков через привлечение к общественно полезной работе, отвлечения детей от пагубного влияния улиц. Деятельность воспитанников лагеря отлична от типовой учебной деятельности образовательного и воспитательного процесса школы, а система работы лагеря направлена на создание оптимальных условий для полноценного отдыха детей. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, достичь высокого уровня самоуважения и самореализации. На реализацию данных задач направлена вся работа летнего лагеря.

Ежегодно для учащихся открывается лагерь дневного пребывания на базе МКОУ-Чингисской СОШ. Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных и малообеспеченных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, состоящих на внутришкольном контроле.

Посещая лагерь с дневным пребыванием, ребенок не отрывается от семьи, находится под присмотром педагогов, своевременно накормлен, занят интересными делами, а вечером и в выходные дни находится дома.

Каждый день, прожитый в лагере, по-своему незабываем. Каждый день - открытие, у каждого дня свое лицо, свой характер, каждый день жизни в лагере насыщен разнообразными, но дополняющими друг друга видами массовой познавательно-досуговой и трудовой деятельности, имеющими в своем содержании различную тематику. Вместе они составляют смену, интересную, неповторимую, яркую, богатую событиями, встречами, делами.

Отдых - это смена деятельности. Энергия ребенка в период летнего отдыха находит выход в деятельности творческой, которая, по сути своей, всегда несет психотерапевтический эффект. Использование массовых форм проведения досуга, таких как игры, путешествия, конкурсы, состязания, концертно-игровые программы способствуют включению всех детей в творческую деятельность, расширяют кругозор детей, развивают у них любознательность.

Нормативно-правовая база

В основу концепции программы легли следующие нормативно-правовые документы:

  • Конвенцией ООН о правах ребенка;
  • Конституцией РФ;
  • Законом РФ «Об образовании»;
  • Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. No 124-Ф3;
  • Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 г. No 197-Ф3;
  • Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. No 2-ФЗ;
  • Приказом «Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха». Приказ Министерства образования РФ от 13.07.2001 г. No 2688
  • Локальные документы лагеря дневного пребывания (далее - ЛДП):
    • Положение о ЛДП;
    • Правила внутреннего распорядка ЛДП;
    • Правила по ТБ и ПБ;
    • рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми;
    • должностные инструкции работников;
    • санитарные правила о прохождении медицинского осмотра;
    • заявления от родителей;
    • правила регистрации детей при поступлении и выбытии;
    • акт приемки лагеря;
    • план работы.

Актуальность программы

Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года. Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала.

Ну где ещё школьник почувствует себя раскрепощённым, свободным, независимым как не в период летних каникул, на школьных площадках, в лагерях?!

Действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх, в общении. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок, сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться побеждать и проигрывать. Нужно только правильно его настроить, не отталкивать, не отворачиваться от него как неперспективного.

В детском оздоровительном лагере главное - не система дел, не мероприятия, а ребенок в деле, его поступки, его отношение к делу, к друзьям по отряду, к взрослым людям.

Содержанием летнего досуга должен стать активно организованный отдых детей, способствующий снятию физического и психологического напряжения детского организма.

Данная программа призвана помочь семье восстановить здоровье каждого конкретного ребенка через комплекс оздоровительных мероприятий и организацию экскурсионной и досуговой деятельности. По своей направленности программа является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях лагеря досуга и отдыха. Программа включает в себя не только оздоровительные, воспитательные, досуговые функции, а также познавательные.

Новизна программы в том, что она позволяет в условиях лагеря дневного пребывания расширить представление о единстве и мощи России, познакомить детей с ее историей, великими изобретениями и открытиями, народными промыслами, природными ископаемыми, играми.

Планируемые результаты:

  • Создать условия для личностного, физического, психического, интеллектуального, нравственного развития каждого ребёнка;
  • Повысить творческую активность детей путем вовлечения их в социальнозначимую деятельность;
  • Обеспечить непрерывность процесса обучения и воспитания;
  • Увеличить процент охвата учащихся группы риска организованными формами занятости;
  • Свести до минимума возможности совершения детьми правонарушений в летний период;
  • Организовать участие школьников, посещающих детский оздоровительный лагерь дневного пребывания при школе, в построении своей пространственно-предметной среды;
  • Уменьшить процент детей, участников детской площадки, имеющих проблемы в общении со сверстниками;
  • Создать условия для развития коммуникативности детского коллектива.
  • Обеспечить безопасность жизни и здоровья детей и подростков в ходе реализации программы.

Общая легенда смены

ЛЕГЕНДА О ДРУЗЬЯХ

Жил в одном ауле старик. Однажды он собрал свои вещи и отправился высоко в горы, чтобы построить там дом и стать отшельником. Как-то вечером он сидел в своем доме, вдруг в дверь постучали «Кто там?» - спросил старик. «Это счастье», - услышал он в ответ «Зачем мне счастье, я уже очень стар - отправляйся в аул, там живут мои дети и внуки, счастье им пригодится», - сказал старик и не открыл дверь. Прошло время, и однажды в дверь постучали снова. «Кто там?» - снова спросил старик. «Это богатство», - услышал он в ответ. «Зачем мне богатство, я очень стар - отправляйся в аул, там живут мои дети и внуки, богатство им пригодится», - сказал старик и снова не открыл дверь. Через некоторое время снова раздался стук в дверь. «Кто там?» - опять спросил старик. «Это здоровье», - услышал он в ответ. «Зачем мне здоровье, я уже очень стар - отправляйся в аул, там живут мои дети и внуки, здоровье им пригодится», - сказал старик и не открыл дверь. Шло время и однажды вечером в дверь его дома снова постучались. «Кто там?» - в очередной раз спросил старик. «Это твой лучший друг», - услышал он в ответ. Старик подошел к двери и открыл ее. Лучший друг вошел и вместе с ним вошли Счастье, Богатство и Здоровье!

Мы хотим, чтобы вы нашли много хороших и преданных друзей, а вместе с ними вы приобретете счастье, богатство и здоровье, с которыми будете путешествовать по стране открытий.

Система стимулирования

Ежедневно в Лагере подводятся итоги прошедшего дня. В рамках программы «Страна открытий» в качестве бонуса каждый участник получает камень соответствующего цвета. За каждым видом деятельности в Лагере закреплён свой цвет:

1) камень красный - хранитель секретов интеллекта.

2) камень желтый - хранитель спортивных секретов;

3) камень синий - хранитель секретов труда;

4) камень фиолетовый - хранитель тайн искусства и творчества;

В конце смены подсчитывается количество камней определённого цвета. Ребята, набравшие больше всех камней, получают сертификат хранителя секретов «Страны открытий»

Этапы реализации программы

I этап. Подготовительный.

  • Проведение совещаний при директоре и по подготовке школы к летнему сезону.
  • Издание приказа по школе о проведении летней кампании.
  • Разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей.
  • Подготовка методического материала для работников лагеря.
  • Отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере.
  • Составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.).

II этап. Организационный.

  • Встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей.
  • Начало действия программы «Страна Открытий».
  • Знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

IV этап. Аналитический.

  • Подведение итогов смены.
  • Выработка перспектив деятельности организации.
  • Анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.

Основными методами организации деятельности являются:

  • Метод игры (игры отбираются воспитателем в соответствии с поставленной целью).
  • Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности).
  • Метод коллективной творческой деятельности (КТД).
  • Проведение воспитательно-профилактической работы с детьми в целях предотвращения или устранения негативных психологических факторов, ухудшающих их психическое здоровье.

Формы организации деятельности по реализации программы:

  • Праздники
  • Конкурсы
  • Экскурсии
  • Спортивные соревнования
  • КТД
  • Спортивно-оздоровительные процедуры
  • Индивидуальные беседы

Критерии эффективности программы:

Для того чтобы программа была реализована, необходимо создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (воспитатель и ребёнок) чувствовал себя комфортно в лагере, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условий разработаны следующие критерии эффективности:

  • постановка реальных целей и планирование результатов программы;
  • заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
  • удовлетворённость детей и взрослых предложенными формами работы;
  • творческое сотрудничество взрослых и детей.

Принципы реализации программы

  • Принцип доступности (все формы работы строятся в соответствии с возрастными особенностями участников смены);
  • Принцип вариативности (воспитательная система формируется, опираясь на конкретный контингент детей в каждом сезоне, и подстраивается под их половозрастные, физические особенности, интересы, возможности);
  • Принцип личностного подхода (каждый ребенок имеет право отказаться от участия в общем деле, став активным наблюдателем; при этом учитывается свобода выбора его творческой самореализации);
  • Принцип сотворчества (сотрудничество в реализации программы проходит как в системе «дети-дети», так и в системе «дети-взрослые»).

Содержание программы

Организационно-педагогическая деятельность:

  • Комплектование штата лагеря кадрами;
  • Совещание при директоре по организации летнего отдыха учащихся;
  • Проведение инструктажей с воспитателями по технике безопасности и охране здоровья детей;
  • Проведение родительских собраний «Занятость учащихся летом».

Работа по привитию навыков ЗОЖ:

В программу включены мероприятия, формирующие сознательное отношение к здоровью:

  • Ежедневная утренняя зарядка.
  • Спортивные праздники, турниры, эстафеты
  • Весёлые старты
  • Подвижные игры
  • "Минутки здоровья"
  • Тематические мероприятия, направленные на профилактику вредных привычек, организацию безопасности жизнедеятельности, гигиеническое воспитание
  • Полноценное питание, витаминизированные напитки

Работа по сплочению коллектива воспитанников:

Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:

  • игра «Здравствуй, лагерь!»
  • игра-соревнование на выявление лидеров «Сказочная спортландия»
  • игры на сплочение коллектива «Да» и «Нет» не говори!», «Хвост дракона»

Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период:

  • инструктаж по ТБ
  • тренировочная эвакуация на случай пожара
  • конкурс рисунков «Добрый и плохой огонь»
  • игры по ПДД

Работа по развитию самоуправления:

  • выявление лидеров, генераторов идей
  • распределение обязанностей в отряде
  • дежурство по столовой, игровым комнатам

Работа по развитию творческих способностей детей:

  • оформление отрядных уголков
  • актерское мастерство (мастер-класс)
  • мероприятия на развитие творческого мышления: загадки, кроссворды, ребусы, викторины, конкурсные программы.
  • ярмарка фантастических идей

Работа по патриотическому воспитанию детей:

  • мероприятия, посвященные, Дню Памяти

Аналитическая деятельность:

  • предварительный сбор данных о детях лагеря
  • входная, текущая и итоговая диагностика
  • анализ мероприятий лагеря
  • анализ работы программы «Страна Открытий»

Механизмы реализации программы

Физическая культура и спорт играют огромную роль в жизни современного общества. Они не только укрепляют здоровье нации, но и воспитывают мужество, волю, упорство в достижении цели, умение не пасовать перед трудностями и честью выходить из непростых ситуаций. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. «Здоровому, каждый день - праздник», - гласит восточная мудрость. Вот поэтому мы взяли для нашего лагеря с дневным пребыванием спортивное направление. Считаем, что в основе игротеки летнего оздоровительного лагеря должны быть спортивные и подвижные игры, а также необходимо познакомить детей с историей спортивных игр.

Программа рассчитана на период лагерной смены (18 дней) и представляет собой в виде различных спортивных, игровых, интеллектуальных действий в ходе сюжетной игры. Структурные элементы программы подобраны с учетом особенностей детского и педагогического коллективов лагеря, а также условий его функционирования.

Наиболее эффективной и результативной, на наш взгляд, в ходе реализации программы будет комбинированная игровая технология. Следует отметить, что данная дидактическая технология является системой, объединяющей группу монотехнологий на основе приоритетной игровой идеи. Среди сопутствующих, можно выделить коммуникативную, групповую технологии, технологию дифференцированного подхода и др.

Сюжетно-ролевая игра представляет собой исполнение детьми какого-либо сюжета. Эти игры проходят без зрителей, все - участники! Ценность сюжетно-ролевой игры определяется тем, насколько в ребенке она развивает такие качества как: настойчивость, смелость, умение ориентироваться в сложной ситуации, умение действовать в интересах коллектива, сообща добиваться победы, не разрушая позитивного отношения к действительности.

Работа творческих объединений:

  • Спортивного направления: «Олимпийцы»
  • Творческого направления: «Умелые ручки»
  • Художественного направления: «Волшебная кисточка»
  • Хореографического направления «Ритмы века»

Режим дня

  • 8.30-8.45 - прием детей, осмотр на наличие/отсутствие клеща
  • 8.45-9.00 - утренняя зарядка
  • 9.00-9.05 - линейка
  • 9.05-9-35 - завтрак
  • 9.35-9.50 - минутка здоровья
  • 9.50-12.00 - мероприятия по плану
  • 12.00-12.45 - оздоровительные мероприятия, спортивные игры
  • 12.45-13.30 - занятия в творческих объединениях
  • 13.30-14.00 - обед
  • 14.00-14.30 - линейка, подведение итогов, занятия по интересам
  • 14.30 - уход домой

Необходимые условия для реализации программы

Система подготовки педагогических кадров для работы в лагере

Одной из основных задач организационного и методического обеспечения деятельности программы является профессиональная подготовка специалистов.

Педагогический коллектив представлен педагогами средней общеобразовательной школы - людьми-единомышленниками, имеющими опыт работы с детьми в летних оздоровительных лагерях дневного пребывания.

Для проведения спортивных мероприятий, мониторинга состояния здоровья привлекается учитель физической культуры. Для проведения занятий в кружках привлекаются преподаватели образовательного учреждения, работники СДК.

Административно-хозяйственная деятельность лагеря обеспечивается постоянными сотрудниками школы, имеющими соответствующее профессиональное образование.

Подбор начальника лагеря, воспитателей, вожатых проводит администрация школы. Начальник лагеря определяет функциональные обязанности персонала, руководит всей работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность работы, осуществляет периодический контроль за санитарным состоянием лагеря.

Воспитатель проводит воспитательную работу, организует активный отдых учащихся, несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, следит за исполнением программы смены лагеря.

Функции воспитателя заключаются в полной организации жизнедеятельности своего отряда: дежурство, труд по самообслуживанию, организация участия в мероприятиях. Воспитатель несет персональную ответственность за жизнь и здоровье каждого ребенка своего отряда.

Обязанности обслуживающего персонала определяются начальником лагеря на основании должностных инструкций.

Начальник и педагогический коллектив, специалисты хозяйства отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников во время участия в соревнованиях, массовых праздниках и других мероприятиях.

Кадровое обеспечение

В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:

  • начальник лагеря;
  • воспитатель;
  • воспитатель
  • воспитатель;
  • учитель физической культуры;

Координационно-педагогический компонент в работе по программе

Материально-техническое обеспечение:

  • Наличие канцелярских принадлежностей, материалы для творчества детей.
  • Видеотехника и аудиоматериалы.
  • Призы и награды для поощрения активных участников смены.

При работе летнего оздоровительного лагеря используются:

  • здание начальной школы
  • спортивный зал;
  • столовая;
  • спортивная площадка;
  • спортивный инвентарь (мячи, скакалки, обручи, маты, массажные коврики);
  • развивающие игры: шашки, шахматы, пазлы.

Календарный план работы лагеря дневного пребывания

№ дня, дата

Тема дня

Мероприятие

1 день
05.06

Играю я - играют друзья

Линейка «Здравствуй, лагерь!»
Минутка здоровья «В гостях у Чистюльки»
Игры, тренинги на знакомство
Игровой час «Играю я - играют друзья»
Спортивная эстафета «На старт!»
Работа творческих объединений

2 день
06.06

День русского языка

Минутка здоровья «Классическая музыка. К 120-летию со дня рождения Хачатуряна».
Познавательная игра «Знатоки Пушкина»
Театрализованная игровая программа «Что за прелесть эти сказки».
Спортивное мероприятие «Мой веселый звонкий мяч».
Работа творческих объединений

3 день
07.06

Спорт - это жизнь

Минутка здоровья «Движение - это жизнь»
Учебная эвакуация
Диагностика здоровья
Страна творчества «Летний базар»
Квест «Мы дружим со спортом»
Игра-соревнование «Лето с футбольном мячом»
Работа творческих объединений

4 день
08.06

Ах, лето красное

Минутка здоровья «Сладкое много вредно!».
Коллаж желаний «Здравствуй, лето!»
Театрализованная игровая программа. «Лето -это маленькая жизнь!» СДК
Игра-соревнование «Сказочная спортландия»
Работа творческих объединений

5 день
09.06

Национальные и народные танцы

Минутка здоровья «Берегите глаза»
Танцевальный флешмоб «В ритмах детства»
Танцевально-развлекательная программа «Улыбка»
Спортивное мероприятие «Мы дружим со спортом»
Работа творческих объединений

6 день
12.06

«Я и моя Россия»

Минутка здоровья « Волшебная сила массажа»
акция #ОкнаРоссии
Конкурсная программа «Открываем Россию»
Праздник, посвящённый Дню независимости России СДК
Спортивная эстафета «Лучшие из Лучших»
Работа творческих объединений

7 день
13.06

Мы делаем историю

Минутка безопасности «Чтобы не было беды - будь
осторожен у воды»
«Бумажная страна» в стиле искусства складывания бумаги
Конкурсная игровая программа «Мы делаем историю»
Спортивное мероприятие «Перекати-поле»
Работа творческих объединений

8 день
14.06

Земля в иллюминаторе

Минутка здоровья « На зарядку выходи»
Интерактивная игра «Путешествие в космос»
Космический флешмоб «Поехали!»
Игра эстафета «Секретное донесение»
Работа творческих объединений

9 день
15.06

«Вся жизнь- театр»

Минутка здоровья « Моё здоровье в моих руках»
Конкурс рисунков «Краски лета»
Сказка- экспромт «Вся жизнь - театр!»
Большая командная игра «Физкульт-УРА!»
Работа творческих объединений

10 день 16.06

«Прикладное творчество и
народные ремёсла»

Минутка безопасности «Мы и дорога»
Мастер-класс «Умелые ручки»
Игра по станциям «Твори! Выдумывай! Пробуй!»
Спортивное мероприятие «Мы - одна команда!»
Работа творческих объединений

11 день
19.06

Здоровье-это важно

Минутка здоровья « Русская баня»
Креативный марафон «Я художник, я так вижу»
«Сказочная эстафета», театрализованная игровая программа.СДК
Спортивное мероприятие «Sport! Sport! Sport!»
Работа творческих объединений

12 день
20.06

«Великие изобретения и открытия»

Минутка здоровья « Оказание помощи ЧС»
Нестандартные старты «Изобретатели и Первооткрыватели»
Командный морской бой «Окно в Европу»
Спортивные состязания «Спорт за гранью реальности»
Работа творческих объединений

13день
21.06

Страна искусства

Минутка безопасности «Пусть знает каждый гражданин
знакомый номер 01»
Учебная эвакуация
Конкурс знатоков «Ларец народной мудрости»
Шоу талантов «Лучше всех»
Спортивное-игровое состязание «Мы сильные, ловкие, смелые!»
Работа творческих объединений

14 день
22.06

День памяти и скорби

Минутка здоровья «Осторожно, клещи!»
Конкурс рисунков «Пусть не будет войны никогда»
Возложение к памятнику цветов
Спортивное мероприятие «Летние забавы»
Работа творческих объединений

15 день
23.06

«А когда наоборот…»

Минутка здоровья «Осторожно, гадюка!»
Конкурс «Алло! Мы ищем таланты!»
Игра по станциям «В стране чудес»
Спортивное мероприятие «Быстрее ветра»
Работа творческих объединений

16день
26.06

«Природное богатство и полезные ископаемые»

Минутка здоровья «Чудодейственная сила чая»
Эко-дефиле «4 стихии»
Диагностика здоровья
Игровая программа «Быть хозяином непросто!» СДК
Спортивное соревнование. Игры с мячом, обручем, скакалкой
Работа творческих объединений

17 день
27.06

«День молодежи»

Минутка здоровья «Искусство правильного питания»
Настольная игра «Экспедиция вкусов»
Костюмированное шоу «День молодежи»
Спортивная игра «Веселые старты».
Работа творческих объединений

18 день
28.06

«До новых встреч»

Минутка здоровья «Безопасность на каникулах»
Игра «Утро неожиданностей».
Песенный марафон
Концертно-игровая программа «До новых встреч!»

Библиография

  1. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья / Методическое пособие. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2007. - 79 с.
  2. Беляева И.Л. Семейный калейдоскоп: Программа работы с детьми младшего школьного возраста. Издание 3-е. - Н.Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2008. - 104 с.
  3. Жук Л.И. Лето звездное, будь со мной! - Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2002. - 128 с.
  4. Жук Л.И. Часы весёлых затей. - Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2000. - 128 с.
  5. Изотенок О.В., Рыбина А.В., Михайловская Н.М., Зайкова А.В., Сенников А.В., Пшонко Н.В. Секреты мастерства / сборник для начинающего вожатого. - Томск: «Ветер», 2014. - 76 с.
  6. Камакин О.Н. Спутник вожатого. - Н. Новгород: Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2011. - 108 с.
  7. Побережная Л.А. Игротека. Лидер XXI века. - Н.Новгород: Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006. - 88 с.
  8. Пуговкин А.А. Летний пазл. - Н.Новгород: Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2011. - 148 с.
  9. Руденко В.И. Лучшие сценарии для летнего лагеря: настольная книга воспитателя и вожатого. Издание 3-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 192 с.
  10. Шпоркина Е.М. Игротека вожатого. - Н. Новгород: Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2008. - 100 с.
  11. Шпоркина Е.М. Азбука вожатого / сборник методических материалов по организации детского отдыха. - Н.Новгород: Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2009. - 96 с.
  12. Сборник по итогам лета - 2008 / из опыта методической работы детских оздоровительных лагерей Томской области. - Томск, 2008. - 65 с.
  13. Материалы сети Интернет.