Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: подготовительная группа


Цель: закрепление математических знаний и умений посредством игры.

1. Обучающие задачи:

  • продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10, записывать задачи, пользуясь знаками «+», «-», «=»;
  • закреплять умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ;
  • закреплять понимание отношений рядом стоящих чисел в пределах 10;
  • упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10;
  • продолжать учить составлять простые арифметические задачи;
  • закрепить умение сравнивать 2 рядом стоящих числа, используя знаки «>», «<», «=»;
  • совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку;
  • закреплять знания детей о геометрических фигурах, учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры.

2. Развивающие задачи:

  • развивать внимание;
  • развивать логическое мышление, сообразительность, воображение;
  • развивать речь, умение аргументировать свои высказывания.

3. Воспитательные задачи:

  • воспитывать у детей самоконтроль и самостоятельность при выполнении заданий;
  • воспитывать усидчивость, умение слушать. воспитывать трудолюбие, усидчивость, активность, аккуратность, чувство коллективизма.

Методические приемы:

  • игровой (использование сюрпризных моментов);
  • наглядный (использование иллюстрации);
  • словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);
  • поощрение, анализ занятия.

4. Дидактический наглядный материал.

  • Демонстрационный материал. Кукла Фея, мяч, плоскостные геометрические фигуры, карточки с цифрами, арифметическими знаками «>», «<», «=», панно «Ваза», 3 ромашки, 5 васильков, бабочки с вопросами, человечки из геометрических фигур.
  • Раздаточный материал. Листок бумаги в клетку, карандаши, карточки с геометрическими фигурами.

5. Предварительная работа. Подготовить раздаточный материал, демонстрационный материал.

Ход занятия

1 часть

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости посмотреть, чему вы научились, и как много знаете. Поздоровайтесь с гостями.

Воспитатель: К нам в гости прилетела фея математики. Она приглашает вас отправиться в страну занимательной математики. Закрываем глаза. Фея взмахнет своей волшебной палочкой: «Раз, два, три, с феей лети!»

Воспитатель: Вот мы и в стране занимательной математики. Посмотрите, что приготовила для нас фея - мяч. (Дети стоят полукругом. Игровое упражнение «Назови число».)

Воспитатель: Вставайте в полукруг. Я бросаю мяч и даю задание, а вы отвечаете и передаете мяч назад.

- Назови предыдущее число числа 5.

- Назови последующее число числа 6.

- Назови число, равное числу 8.

- Какое число пропущено между числами 7 и 9?

- Назови число, большее на 1 числа 4.

- Назови число, меньшее на 1 числа 10.

- Какое число пропущено между числами 3 и 5?

- А теперь передаём мяч друг другу по очереди и называем цифры по порядку от 1 до10;

- Сейчас наоборот от 10 до 1;

2. Основная часть

Воспитатель: Молодцы! Справились с первым заданием.

Воспитатель: Какие знаки сравнения чисел вы знаете? (больше, меньше, равно).

Перед вами карточки с цифрами, вам нужно сравнить их и подобрать правильные знаки. прочитать запись и обосновать свой выбор.

3 и 4, 5 и 4, 7 и 7, 5 и 5, 7 и 8, 9 и 8, 6 и 6, 1 и 2

Дети: Три меньше четырех на один.

- Пять больше четырех на один.

- Семь равно семи.

- Пять равно пяти.

- Семь меньше восьми на один.

- Девять больше восьми на один.

- Шесть равно шести.

- Один меньше двух на один.

Воспитатель: Со знаками сравнения вы справились молодцы.

Воспитатель: Ой, посмотрите, какие забавные человечки живут в стране занимательной математики. Что в них необычного?

Дети: Человечки состоят из геометрических фигур.

Воспитатель: Какие геометрические фигуры вы видите? Сколько их?

Ответы детей.

Воспитатель: Человечки - озорники, разбросали геометрические фигуры.

Давайте поможем навести порядок и соберем эти фигуры.

Воспитатель: Молодцы! Давайте по очереди называйте свою фигуру. Сосчитайте, сколько углов и сторон у каждой из них.

Дети: - У квадрата 4 угла и 4 стороны.

- У прямоугольника 4 угла и 4 стороны.

- У треугольника 3 угла и 3 стороны.

- У трапеции 4 угла и 4 стороны.

- У круга нет углов.

Физкультминутка:

Раз - подняться, потянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка
Головою три кивка
На четыре - руки шире
Пять и шесть на доску посмотреть

1. (Игровое упражнение «Составим задачу»)

Воспитатель: А теперь вы должны сосредоточиться и быть очень внимательными. Мы с вами будем составлять и решать задачи.

- Давайте вспомним, из чего состоит задача.

Дети: Задача состоит из условия, вопроса, решения и ответа.

УСЛОВИЕ (то, что известно в задаче).

ВОПРОС (то, что нужно найти).

РЕШЕНИЕ (то, что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос).

ОТВЕТ (результат от ответа на поставленный вопрос).

Воспитатель: Если в вопросе есть слово «стало», то какой знак нужно поставить?

Дети: Надо поставить знак «+».

Воспитатель: Как называется действие со знаком «+»?

Дети: Действие со знаком «+» называется «сложение».

Воспитатель: А если в вопросе есть слово, «осталось», то какой знак нужно поставить?

Дети: Надо поставить знак «-».

Воспитатель: Как называется действие со знаком «-»?

Дети: Действие со знаком «-» называется «вычитание».

Воспитатель: Молодцы!

- В вазе стоят 3 ромашки и 5 васильков. Предлагаю вам составить задачу на сложение: «В вазе стояли три ромашки и пять васильков. Сколько всего цветов стояло в вазе?»

(Дети рисуют на доске модель решения задачи.)

Воспитатель: Как мы составили букет цветов?

Дети: Мы взяли три ромашки и пять васильков, соединили их вместе, и у нас получился букет цветов.

Воспитатель: С помощью какого действия будем решать задачу?

Дети: Задачу будем решать с помощью действия - сложение.

(Дети повторяют задачу еще раз, записывают ее решение с помощью цифр и арифметических знаков и отвечают на вопрос.)

Воспитатель: Предлагаю решить задачу на вычитание. В вазе стояло восемь цветов, пять васильков переставили в другую вазу. Сколько ромашек осталось в вазе? С помощью какого арифметического действия будем решать задачу?

Дети: Задачу будем решать с помощью действия - вычитание.

(Дети повторяют задачу еще раз, записывают ее решение с помощью цифр и арифметических знаков и отвечают на вопрос.)

Воспитатель: Посмотрите, ребятки! На наши цветы прилетели бабочки. Это Фея приготовила для вас новое задание.

(воспитатель читает вопросы на бабочках, дети отвечают).

- Сколько времён года?

Дети: 4 времени года.

Воспитатель: Сколько месяцев у каждого времени года?

Дети: У каждого времени года 3 месяца.

Воспитатель: Сколько месяцев в году?

Дети: В году 12 месяцев.

Воспитатель: Сколько недель в каждом месяце?

Дети: В каждом месяце 4 недели.

Воспитатель: Сколько дней в неделе?

Дети: В неделе 7 дней.

Воспитатель: Какой сегодня день недели?

Сегодня четверг.

Воспитатель: Фея снова приглашает вас пройти к столам и сесть на свои места. Новое задание. Хотите узнать, кто охраняет жителей страны занимательной математики?

Дети: Хотим узнать!

Воспитатель: Чтобы узнать ответ, необходимо выполнить следующее задание. Мы с вами будем рисовать по клеточкам под мою диктовку.

- Ребята, у каждого на листочке в клеточку стоит красная точка. От этой точки мы будем работать дальше:

  • 1 клетку вправо,
  • 3 клетки вниз,
  • 3 клетки вправо,
  • 2 клетки вверх,
  • 2 клетки вправо,
  • 1 клетку вниз,
  • 1 клетку влево,
  • 3 клетки вниз,
  • 6 клеток влево,
  • 1 клетку вверх,
  • 1 клетку вправо,
  • 2 клетки вверх,
  • 1 клетку влево,
  • 1 клетка вверх,
  • 1 клетку вправо,
  • 1 клетку вверх/

Воспитатель: Кто ребята у вас получился? Кто же охраняет страну?

Дети: Собачка.

Воспитатель: Правильно! Что делает собачка?

Дети: Собачка лежит.

3 часть. Подведение итогов

Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Молодцы, все задания выполнили правильно! Кто ответит мне на вопрос: математика предмет - интересный или нет?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, какое задание больше всего вам понравилось?

- Какое было самым легким?

- Какое трудное?

- Кто считает, что он занимался хорошо?

Ответы детей.

Воспитатель: Мне понравилось, что вы были, внимательными, сообразительными. Давайте поблагодарим Фею страны занимательной математики за увлекательную прогулку.

Дети: Спасибо!

Воспитатель: Вставайте в круг, беритесь за руки, закрывайте глаза. Сейчас Фея взмахнет своей волшебной палочкой… «Раз, два, три, в садик обратно вернись…

- Вот мы и вернулись.

Воспитатель: А сейчас покажите, какое у вас настроение.

Ответы детей.

Воспитатель: У меня тоже хорошее настроение от того, что вы много знаете и такие молодцы!