Методическая разработка "День подснежника"

Разделы: Биология, Внеклассная работа, Экология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (17 МБ)


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность: Подснежники, как и другие первоцветы, - это первые цветы, которые появляются после зимних холодов и символизируют начало весны, победу тепла над холодом и дарят надежду на лучшее. По вине человека с каждым годом этих растений становится всё меньше и меньше.

Проблема: С каждым годом взаимодействие человека и природы наносит слишком большой урон живым организмам. Прямое и косвенное воздействие на экосистемы приводит к гибели организмов, либо потере привычного места обитания. Одним из важнейших направлений решения экологических проблем является экологическое воспитание подрастающего поколения. Очень важно с раннего возраста прививать детям любовь и интерес к живой природе, добросовестное и бережное отношение ко всему живому.

Цель занятия: расширение знаний обучающихся о первоцветах, в частности, подснежниках; повышение уровня экологической культуры обучающихся, формирование экопривычек и мотивации к природоохранной деятельности.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: беседа, демонстрация презентации с обсуждением, выполнение тестовых и творческих заданий.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Учитель. Ребята, сегодня наше занятие посвящено Дню Подснежника, который ежегодно отмечается 19 апреля. Он, как и День Земли, призван объединять людей планеты в деле защиты окружающей среды.

Мы с вами поговорим о взаимодействии с окружающей средой и о том, как это делать правильно. Другими словами - об экологии. И, учитывая, что разговор пойдет о подснежниках, мы обязательно будем обращаться к ботанике. Вы помните, что это за науки, что они изучают?

Ответы обучающихся.

Учитель. Верно. Экология - это наука о закономерностях жизнедеятельности организмов в их естественной среде обитания, с учетом изменений, которые вносит в эту среду деятельность человека. Ботаника - наука, изучающая растения.

Часть 2. Основная

Беседа, демонстрация презентации с обсуждением.

Учитель. Ребята, а как вы думаете, что означает слово подснежник?

Ответы обучающихся.

Учитель. Давайте для точности заглянем в ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ОЖЕГОВА. Там написано, что «ПОДСНЕ́ЖНИК, Лесной цветок, развивающийся под снегом и расцветающий сразу после его таяния».

Посмотрите на экран. Подумайте и скажите, каким номер на слайде обозначен подснежник?

Ответы обучающихся.

Учитель. Так уж получилось, что мы называем подснежниками практически все, что цветет сразу после схода снега. Поэтому все эти растения являются подснежниками, а если говорить точнее - первоцветами. Каждое из этих растений имеет своё название: Ветреница, Печеночница, Цикламен, Прострел, Морозник, Пролеска. А вот настоящий подснежник носит красивое имя Галянтус - «молочный цветок». Известен он ещё с 1 тысячелетия.

Однако, даже этот цветок в разных странах имел разные названия: «снежный колокольчик» в Германии, «снежная капля» или «снежная сережка» в Британии, «снежинка» в Чехии. Русское название связано с его удивительной способностью пробиваться из-под снега.

Ребята, какой естествоиспытатель XVIII века помог учёным разных стран мира привести названия живых организмов в единую систему?

Ответы обучающихся.

Учитель. Действительно, этого естествоиспытателя зовут Карл Линней. Он создал первую классификацию растений и животных, внедрил в активное использование бинарной номенклатуры, а также выделил биологический вид в качестве исходной категории в систематике.

Согласно современной научной классификации вид Подснежник белоснежный относится к роду Подснежник, семейству Амораллисовые, порядку Спаржецветные, классу Однодольные, отделу Цветковые, царству Растения. Многие его виды занесены в Красную книгу, так как являются редкими или даже исчезающими по вине человека…

Что по поводу этого говорит закон? Решив нарвать букет первоцветов, человек рискует получить штраф. Решив нарвать букет первоцветов, человек рискует получить штраф. В столице установлена одинаковая ответственность как за сбор, так и за торговлю растениями, занесёнными в Красную книгу города Москвы.

Но не только штраф должен останавливать людей. Ребята, как вы считаете, почему нельзя срывать подснежники?

Ответы обучающихся.

Учитель. По словам Наталии Барабанщиковой, кандидата биологических наук, доцента кафедры ботаники МПГУ - вегетативный период у первоцветов очень короткий - времени на то, чтобы произвести семена, у них крайне мало. Так как срывают в основном самые крепкие побеги и цветки, растениям трудно произвести семена и накопить питательные вещества для зимовки. В итоге при срыве наземного побега может погибнуть все растение.

Из-за сокращения количества первоцветов, в свою очередь, страдают насекомые, просыпающиеся ранней весной. Гибнут бабочки, пчелы и шмели, соответственно, под ударом оказываются и другие растения, которые нуждаются в опылении. В итоге истребление первоцветов ведет к сокращению разнообразия растительного мира.

Учитель. Ребята, как вы считаете, почему люди срывают подснежники? Как нам сохранить эти ранимые первые цветы для будущих поколений?

Ответы обучающихся. Обмен мнениями.

Учитель. Подснежники - не только невероятно красивые цветы, но и очень ароматные! Как можно не срывая эти удивительные растения создать весеннее настроение дома? Можно повесить у себя в квартире картину с подснежниками, работу художника или фотографа. Или свою собственную работу! Почувствовать аромат помогут духи или туалетная вода. А создать весенний образ - украшения в виде подснежников.

А если вы считаете, что всё это только отголоски весеннего чуда, можно купить луковицы Галянтуса и высадить их во дворе своего дома, чтобы можно было любоваться, глядя из окна.

Часть 3. Заключение

Выполнение заданий. Подведение итогов занятия

Учитель. Ребята, уверена, что тема ответственного отношения к окружающей среде для вас не нова, предлагаю актуализировать ваши знания, выполнив несколько заданий!

1. Как по-другому называется подснежник?

  • Галантус
  • Гладиолус
  • Гибискус
  • Первоцвет

2. Какой месяц считается месяцем цветения подснежников?

  • Март
  • Апрель
  • Май

3. К какому отделу растений относится подснежник?

  • Голосеменные
  • Покрытосеменные
  • Папоротниковидные

4. К какому классу растений относится подснежник?

  • Однодольные
  • Двудольные

5. Сколько видов подснежников встречается в природе?

  • Около 20
  • Около 10
  • Около 30

6. При какой температуре подснежник начинает цвести?

  • 16-18 °C
  • 20-22 °C

7. Установите правильную последовательность событий, приводящую к сокращению разнообразия растительного мира:

  • Сокращение разнообразия растительного мира
  • Гибель первоцветов
  • Гибель других растений, нуждающихся в пылении
  • Гибель бабочек, пчёл и шмелей

8. Установите последовательность расположения систематических таксонов Галянтуса, начиная с наименьшего:

  • Подснежник
  • Однодольные
  • Спаржецветные
  • Покрытосеменные
  • Подснежник белоснежный
  • Растения
  • Амариллисовые

Учитель. Ребята, какие вы молодцы!

Завершая сегодняшнее занятие, я хочу сказать, что будущее Земли зависит от каждого из нас. Заботиться о природе совсем несложно, это под силу каждому человеку!

Для того чтобы информация, полученная вами сегодня помогла не только вам, но и внесла изменения в поведение других людей, предлагаю вам нарисовать экологический плакат на тему «Берегите первоцветы» и повесить его в подъезде дома, в котором вы живете!

Список источников информации

  1. Яна Колодина. Штраф за подснежники: почему нельзя собирать первоцветы в лесу: [Электронный ресурс]. URL: https://riamo.ru/article/488507/shtraf-za-podsnezhniki-pochemu-nelzya-sobirat-pervotsvety-v-lesu-xl (Дата обращения: 11.03.2023).