Мастер-класс по использованию логопедических тренингов с обучающимися с ОВЗ «Слагаемые успеха красивой речи»

Разделы: Мастер-класс

Ключевые слова: ОВЗ


Цель мастер-класса: создать условия для повышения мотивации коллег к использованию логопедических тренингов в ходе образовательной деятельности с детьми.

Задачи мастер-класса:

  • Актуализировать понятие «тренинг».
  • Познакомить коллег с различными приемами логопедического тренинга.
  • Раскрыть содержание некоторых приёмов логопедического тренинга.
  • Оказать методическую помощь коллегам в выборе приемов логопедического тренинга для использования в ходе образовательной деятельности и режимных моментов.
  • Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер-класс и участников мастер-класса.

Оборудование:

  • Программа мастер-класса.
  • Мультимедийная установка
  • Презентационные слайды по теме мастер-класса
  • Раздаточный материал для участников мастер-класса (листы бумаги/картона, карандаши/фломастеры, картинный материал для составления рассказов).
  • Картотека логопедических тренингов (на электронном носителе) для ознакомления.

Ожидаемые результаты:

  • В ходе мастер-класса у педагогов выстроится система по использованию логопедических тренингов в ходе образовательной деятельности с детьми.
  • Педагоги откроют для себя новые темы, которые могут послужить основой для создания новых педагогических проектов.
  • Повышение профессиональной компетенции в вопросах речевого развития обучающихся с ОВЗ.

Методы и приемы

  • Демонстрация (показ слайдов с комментариями)
  • Словесно-наглядный (диалог с опорой на наглядные материалы)
  • Практический (упражнения с раздаточным материалом)

Программа мастер-класса

  1. Приветствие. 0,5 мин
  2. Вводно-организационный этап (раскрытие темы мероприятия). 0,5 мин
  3. Теоретическая часть (актуальность использования логопедических тренингов). 1 мин
  4. Практическая часть (представление алгоритма составления и проведения логопедического тренинга). 10 мин
  5. Рефлексия (оценка практической значимости логопедических тренингов для всестороннего развития ребенка, эмоциональное состояние участников мастер-класса). 2 мин
  6. Заключительная часть (завершающее слово мастера). 1 мин

1. Приветствие

«Добрый день, уважаемые коллеги! Разрешите представиться, меня зовут (ФИО логопеда), я работаю учителем-логопедом в (название образовательного учреждения). Я очень рада видеть вас на нашем коллективном занятии

2. Вводно-организационный этап

Ежегодно в образовательных учреждениях наблюдается большой процент детей, имеющих те или иные нарушения речи. Практика логопедической работы показывает, что справиться с этой проблемой можно только усилиями трёх сторон - родителей, логопеда и, подчёркиваю, воспитателей и учителей. И сегодня вы не только поучаствуете в логопедическом тренинге. Но и познакомитесь с приемами логопедического воздействия характерными для работы с детьми разного возраста. Отдельные элементы мастер-класса будут полезны и взрослым. Все, что вы сегодня увидите объединено одной темой «Слагаемые успеха красивой речи».

Презентация

3. Теоретическая часть

«Итак, что такое тренинг? «Тренинг (от англ. train - тренироваться) - в самом общем значе­нии тренинг рассматривается как способ, точнее, совокупность различных приемов и способов, направленных на развитие у человека тех или иных навыков и умений.

Исходя из этого, подумайте, что может включать в себя логопедический тренинг? Совершенно верно, В логопедический тренинг включаются упражнения и игры для формирования правильной красивой речи.

4. Практическая часть

«Какие приемы можно включать в план логопедических тренингов. Попробуем выяснить это на практике.

Фундаментом правильной речи является хорошо развитая артикуляционная моторика.

Маленькая справка: на лице человека насчитывается до 200 мелких мышц, их можно накачать как мышцы рук, ног путём выполнения различных упражнений. В нашем случае это артикуляционная гимнастика. Она поможет нам сохранить прекрасный овал лица на долгие годы.

Солнышко греет, лопаются почки (пощелкать языком)
Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки),
С ними худые - лишь кожа да кости (втягиваем щёки
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
Поцеловать они всех потянулись (губы тянутся вперёд).

- Сейчас вы выполнили лишь маленький фрагмент речевой гимнастики. Такая гимнастика направлена на выработку достаточной для постановки звука моторики. Проводится ежедневно и включает упражнения для губ, щек и языка. Выполнять ее следует в течение нескольких минут, начиная с самых простых упражнений.

- Следующей ступенью является формирование у ребенка умения дифференцировать на слух речевые звуки, то есть фонематический слух, недостатки которого впоследствии сказываются на процессе овладения грамотой. Я предлагаю вам самый простой вариант игры для развития фонематического слуха.

Упражнение «Поймай слово»

Хлопнуть в ладошки, когда услышишь слово, относящееся к весне, подсчитать количество хлопков.

Подпалина, проваленный, проталина, сваленный, пулька, свистулька, сосулька, смежник, валежник, подснежник, ночлежник, нужен. Ужин, лужи, стужи, тесна, видна, весна десна, дочки, бочки, почки, ночки, ростепель, артель, оттепель.

- Вы замечательно справились, у вас достаточно сформирован фонематический слух, который является непременным условием выработки четкого звукопроизношения. Мы не будем разгадывать секреты постановки звуков - это работа узких специалистов. Простейшим способом закрепления четкого звукопроизношения является использование специально подобранной фразы с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка. Догадайтесь, что это за фраза.

Да, это скороговорки, которые можно чередовать с чистоговорками. Такие коротенькие фразы помогают ребенку быстрее освоить родную речь улучшить дикцию, развивают у детей чувство ритма.

Попробуйте повторить за мной

Глядят подсолнушки на солнышко,
А солнышко на подсолнушки.
Но подсолнушков много у солнышка,
А солнышко - одно у подсолнушков.
Под солнцем подсолнух солнечно смеялся
Пока зрел, созрел, подсох и склевался.

- Трудно? Уверяю вас, через пару минут вы все с легкостью сможете повторить это. Давайте попробуем! Я предлагаю проговаривать скороговорки с опорой на зрительное восприятие (метод наглядного моделирования)

- Для лучшего запоминания скороговорок мы используем несложные картинки-запоминалки, которые дети могут нарисовать самостоятельно. Я предлагаю на выбор несколько коротких скороговорок. Попробуйте создать картинку-запоминалку для любой из них.

Задание: составь картинный материал к скороговорке.

- Итак, скороговорки в сочетании с чистоговорками способствуют выработке четкой дикции, без которой правильная речь невозможна.

Но четкая дикция без выразительности будет пустой. Для развития интонационной выразительности я использую «Кубик эмоций». Попробуйте проговорить выражение «Я шлепаю по лужам» с различной интонацией. Кто бросит кубик первым?

Следующее слагаемое речи можно определить так: Это набор слов, которым владеет человек. Чем он больше, тем образованнее человек, тем яснее он может выразить свою мысль. (подсказка - Бывает активный и пассивный. Правильно это словарный запас или по- иному лексический.

Игры для расширения словаря отбираются с опорой на возрастные особенности детей.

Я предлагаю вам сейчас поиграть в некоторые из них, но конечно, задания подобраны соответственно вашему возрасту, учитывая словарный запас взрослых людей.

Игра «Я знаю пять названий…»

В такую игру мы можем предложить поиграть детям уже 3-4 лет. Детям предлагается подобрать слова, относящиеся к данной родовой категории. Например назови пять животных или назови пять фруктов и т.д.

Я знаю пять примет весны
Я знаю пять весенних праздников
Я знаю пять названий фильмов со словом весна
Я знаю пять картин с изображением весны

Для детей 4-5 лет мы предлагаем игру «Назови одним словом».

Взрослый описывает что-то, ребёнок называет это одним словом

  1. Этот сок собирается весной? Березовый
  2. Эту птицу, согласно пословице, нужно встречать вместе с весной? Грач
  3. Что согласно пословице весенний день кормит? Год
  4. Эти отметинки оставляет на лице весна (веснушки)
  5. Падение растаявшего снега во время оттепели с крыш и деревьев (КАПЕЛЬ)
  6. Последний день весны (31 МАЯ)
  7. Когда на Земле наступает астрономическая весна? (21 МАРТА, ДЕНЬ ВЕСЕННЕГО РАВНОДЕНСТВИЯ)

1) Подбор признаков и действий к предмету

  • Весеннее солнце какое? (Тёплое, ласковое, высокое, долгожданное.) -
  • Весенний снег какой? ... -
  • Ручьи какие? ... -
  • Листья какие?

2) Подбери по смыслу нужное слово-действие:

  • Весной солнышко ... .
  • Весной снег ... .
  • Весной к нам ... птицы.
  • Весной на деревьях ... почки.
  • Из почек ... листочки.

3) Подбор предмета к действиям:

  • тает-оседает-темнеет-сходит (что это?)
  • пригревает-припекает-греет (что это?)
  • журчит-бурлит-бежит-звенит (что это?)
  • зеленеет-пробивается-растет (что это?)
  • набухают-лопаются-раскрываются (что это?)
  • прилетают-кричат-вьют-поют (кто это?)

4) Правильное употребление антонимов, включая приставочные.

  • Зима уходит, а весна …(приходит).
  • Зимой солнце тусклое, а весной…(яркое).
  • Зимой снег чистый, а весной… (грязный).
  • Зимой дни холодные, а весной…(теплые).
  • Медведь осенью засыпает, а весной…(просыпается).
  • Птицы осенью улетают, а весной… (прилетают).

- Дорогие коллеги! Как вы себя ощущали в игре? Правда, непросто? Не такие сложные задания, а некоторые растерялись. Очень много факторов сразу влияет: время, коллективное мнение, дискомфорт при мысли, что ты можешь не найти подходящего слова. Вот так и наши дети. Нам кажется, что мы даем им легкие задания, но не все справляются. Но мы должны всегда подбадривать и поощрять детей.

- Понимать речь окружающих, выражать собственные мысли ребенок не сможет, не овладев этой речевой категорией. Как вы думаете. Что это? (грамматический строй речи)

- Но в речи детей часто встречаются аграмматизмы, т.е. ошибки и трудности в овладении грамматическими формами речи и чтобы предупредить их мы используем такие игры

«Один-много» (употребление слов во множественном числе)

- проталина - много проталин, подснежник- много подснежников, сосулька -много сосулек и т.д.

«Назови ласково» (употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами

проталина - проталинка, подснежник -, лужа -, сосулька - и т.д.

- И конечным пунктом плана логопедического тренинга является использование приемов формирования связной речи детей.

Для логопедических тренингов используется стандартный картинный материал. В нашем случае это серии «Времена года», Который наверняка есть в любом образовательном учреждении.

Задание по группам:

  1. Составить рассказ о весне с опорой на алгоритм-схему.
  2. Составить предложения по картинкам (о весне).

Мы с вами сейчас реализовали план логопедического тренинга по лексической теме «Весна». Посмотрите, работа над какими компонентами речи была осуществлена. Не обязательно использовать все пункты плана одновременно. Ежедневно необходимо выполнять лишь артикуляционную гимнастику тем детям, которые в ней нуждаются. Педагог сам выбирает виды работ и момент, когда может организовать логопедический тренинг, с помощью которого, пусть небольшими порциями, но регулярно, осуществляется развитие речевых навыков.

5. Рефлексия

Я попрошу вас заполнить небольшую анкету.

6. Заключение

Уважаемые педагоги! Я с уверенностью могу предложить использовать «Логопедические тренинги», как один из видов работы по профилактике речевых нарушений. Всем известно, что недостатки легче предупредить, чем искоренить. Но мне хочется обратить Ваше внимание ещё на такой момент: «один в поле не воин», «и лес шумит дружней, когда деревьев много», «в хорошей артели все при деле», поэтому и учитель-логопед не сможет один решить проблему развития и коррекции и коррекции различных сторон речи.

Работа педагогов, помощь родителей, заинтересованность детей - вот главные слагаемые успеха красивой речи.

Спасибо! Пусть каждый Ваш день начинается с улыбки!

Приложение