Технологическая карта урока физики по теме "Строение атома. Радиоактивности". Класс-комплект 9-, 11-е классы

Разделы: Физика

Классы: 9, 11

Ключевые слова: радиоактивность, строение атома


Предмет: физика.

Класс-комплект: 9, 11 классы.

Тип урока: изучения нового материала.

Цель

Сформировать потребность в знаниях и умении их применять о Строение атома. Радиоактивности для решения практических и жизненных задач

Задачи

Образовательные: способствовать формированию знаний обучающихся о строение атома, радиоактивности, используя современные образовательные технологии.
Развивающие: развивать умения определять тему и цели урока, развивать критическое мышление, самостоятельность, любознательность и интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.
Воспитательные: формировать навыки поведения в коллективном и индивидуальном учебном труде, навыки грамотного обращения с физическими приборами, осознанного отношения к своему здоровью.

УУД

Личностные УУД: понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных знаний в практической жизни. Развитие любознательности и интереса к творческой, самостоятельной и исследовательской деятельности. Формировать ответственное отношение к учебе, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию.
Регулятивные УУД: слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять ответы одноклассников, учителя, оформлять, проверять, оценивать конечный результат. Осуществлять самоконтроль процесса и результата выполнения задания.
Коммуникативные УУД: воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся. Уметь выражать свои мысли в устной форме, строить понятные для собеседника речевые высказывания. Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Адекватно использовать письменную речь, взаимодействовать с одноклассниками и учителем. Устанавливать рабочие отношения в группе, осуществлять совместные действия для решения поставленной задачи. Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Познавательные УУД: обобщать понятия. Осуществлять сравнение и классификацию. Строить логические рассуждения. Устанавливать межпредметные связи. Устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Структурировать знания, использовать знаки, схемы для объяснения различных явлений.

Планируемые результаты

Знать характеристику элементов по их положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Знать строение атома и его количественный состав. Знать модели атомов (Томсона и Резерфорда). Знать определение естественной радиоактивности и правила смещения при Альфа- и Бета-распадах. Знать «опасные» знаки радиации. Знать применение радиоактивности в нашей жизни. Иметь представление о приборах для измерения уровня радиации в помещении и оценки радиоактивного фона различных предметов.

Используемые технологии

Элементы технологии проблемного обучения, критического мышления, системно-деятельностного подхода, диалогового сотрудничества.

Организационные формы

фронтальная, индивидуальная.

Методы

словесные, наглядные, практические, частично поисковый.

Оборудование

ноутбук, планшеты учеников, наушники, рабочий лист по физике, маршрутно-оценочный лист, тетрадь, раздаточный материал, аптечные травы, дозиметр.

Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся. 9 класс

Деятельность учащихся. 11 класс

1.Организационный.
1 мин

Взаимное приветствие учителя и учащихся, проверка готовности учащихся к уроку. Эмоциональный настрой на работу.
Сегодня мы будем проводить работу в различных форматах. Каждый этап работы вы попытаетесь самостоятельно оценить и внести оценку в оценочно-маршрутный лист.

Приветствие учителя.
Проверяют свою готовность к уроку.
Слушают учителя.
Учащиеся изучают рабочий лист по физике и маршрутно-оценочный лист.

2.Формулировка темы урока, постановка цели и задач урока.
4 мин

Нацеливает обучающихся на формулировку темы урока с помощью вопросов. Организует коллективное обсуждение.
Перед вами фотоколлаж.
Как вы думаете, какое отношение имеют эти фото к теме сегодняшнего урока.
Что вы видите?
В связи с увиденным какую цель мы себе поставим?

Рассматривают и анализируют содержание картины.
Отвечают на вопрос учителя.
Пытаются сформулировать цель урока.

1 мин

Вступительное слово учителя: «Атом должен служить человеку!»

Учащиеся слушают

3. Актуализация знаний.
2 мин

Учитель организует индивидуальную работу учащихся по повторению пройденного ранее материала

Учащиеся:
1.проявляют готовность к самостоятельному изучение материала, загруженного на планшетах, используя наушники.
2. повторяют
Материал на тему «Атом. Строение атома. Количественный состав атома. Модели атома».

4.Повторение. Актуализация.
3 мин

Учитель организует фронтальный опрос по актуализации пройденного ранее материала по теме:
«Атом. Строение атома. Количественный состав атома. Модели атома».

Учащиеся отвечают на вопросы:

1. Что такое атом?

2. Из чего состоит атом?

3. Какие частицы находятся в ядре атома?

4. Как заряжен протон?

5. Как заряжен нейтрон?

6. Как заряжен электрон?

7. Какой заряд у атомов?

8. Что такое нуклоны?

9. Как записывается символическая запись химического элемента?

10. Что такое A в ядерной физике?

11. Что входит в символическую запись Z?

12. Формула расчёта A?

13. Что такое N?

14. Какие модели атомов вы знаете?

15. Что представляет собой атом согласно модели, предложенной Томсоном?

16. Что представляет собой атом согласно модели, предложенной Резерфордом?

1 мин

Учитель продолжает более подробно «Опыт Резерфорда»

Учащиеся слушают

5. Повторение. Актуализация.
3 мин

Учитель организует работу учащихся по выполнению: Задание 1 «Состав атомного ядра»;
предлагается пройти тест на повторение в программе learnigApps.org самостоятельно

Учащиеся: получают рабочие листы по физике и выполняют «Задание 1» онлайн задание, используя планшеты.
Learning «Состав атомного ядра»:
https://learningapps.org/display?v=
pcrqy46j323
. 9 класс
https://learningapps.org/display?v=
p18ronhw523
. 11класс
Ответ сообщается учителю.
Учащиеся записывают результат в «оценочный» бланк.

6. Изучение нового материала.
4 мин

Учитель организует изучение нового материала - видео просмотр на тему «Радиоактивность».

Учащиеся: проявляют готовность к изучение нового материала
смотрят видео на тему "Радиоактивность".
записывают в тетрадь определение «Естественной Радиоактивности».

7. Первичное закрепление нового материала.
2 мин

Учитель:
фронтальный опрос учащихся по первичному закреплению «Альфа-, Бета-, Гамма-излучения: состав и их проникающая способность».

Учащиеся отвечают на вопросы:

1. Что такое Альфа-излучение? Это поток каких частиц? Проникающая способность?

2.Что такое Бета-излучение? Это поток каких частиц? Проникающая способность?

3.Что такое Гамма-излучение? Это поток каких частиц? Проникающая способность?

8. Изучение нового материала. (продолжение)
2 мин

Учитель организует фронтальную беседу на тему: «Международный знак радиации»:

предлагает ответить на вопрос: Какой знак объединяет Альфа-, Бета-, Гамма-излучения?
После обсуждения открывает слайд 9.

Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленный вопрос:
Альфа-, Бета-, Гамма-излучения - это всё губительные лучи!
Какой знак объединяет Альфа-, Бета-, Гамма-излучения?

1 мин

Учитель продолжает «Виды радиоактивного распада»:
предлагает выбрать два вида распада из списка распадов, которые им предстоит обсуждать! (слайд 10)

Учащиеся:
анализируют информацию на слайде и выбирают два вида излучения.

9. Изучение нового материала. (продолжение)

2 мин

Учитель организует изучение нового материала. «Радиоактивность. Правила смещения. Альфа-распад»; предлагает:

1.Записать: «Правило смещения. Альфа-распад»

2. Gрочитать вслух «Правило смещения при Альфа-распаде»;

3. Записать формулу Альфа-распада в тетрадь.

Учащиеся проявляют готовность к изучению нового материала «Радиоактивность. Правила смещения. Альфа-распад»:

1. Записывают:

«Правило смещения. Альфа-распад»

2. читают вслух «Правило смещения при Альфа-распаде»;

3. Записывают формулу Альфа-распад в тетрадь.

10. Первичное закрепление нового материала.
2 мин

Учитель организует работу учащихся по первичному закреплению нового материала по теме: «Радиоактивность. Правила смещения. Альфа-распад»

Учащиеся проявляют готовность к выполнению задания по первичному закреплению нового материала по теме: «Радиоактивность. Правила смещения. Альфа-распад».
Учащиеся: получают распечатанные экземпляры т. Менделеева, находят в рабочем листе «Задание 2» и выполняют онлайн задание, используя планшеты:
Learning «Правила смещения. Альфа-распад»
https://learningapps.org/display?v=
p75jecgpn23
- 11 класс
https://learningapps.org/display?v=
p6bgtw41n23
- 9 класс
Ответ сообщается учителю.
Учащиеся записывают результат в «оценочный» бланк.

11. Изучение нового материала. (продолжение)
2 мин

Учитель организует изучение нового материала
«Радиоактивность. Правила смещения. Бета - распад».
предлагает:

1. Записать: «Правило смещения. Бета-распад»

2. Прочитать вслух «Правило смещения при Бета-распаде»;

3. Записать формулу Бета-распада в тетрадь.

Учащиеся проявляют готовность к изучению нового материала «Радиоактивность. Правила смещения. Бета-распад»
Учащиеся:

1. Записывают: «Правило смещения. Бета-распад />»

2. Читают вслух «Правило смещения при Бета-распаде»;

3. Записывают формулу Бета-распада в тетрадь.

12. Первичное закрепление нового материала.
2 мин

Учитель организует работу учащихся по первичному закреплению нового материала по теме: «Радиоактивность. Правила смещения. Бета-распад» (слайд 17)

Учащиеся проявляют готовность к выполнению задания по первичному закреплению нового материала по теме: «Радиоактивность. Правила смещения. Бета-распад».
Учащиеся находят в рабочем листе «Задание3» и выполняют
онлайн задание, используя планшеты:
Learning «Правила смещения. Бета-распад»
https://learningapps.org/display?v=
pf637bezt23
- 9 класс
https://learningapps.org/display?v=
p6nfxuoen23
- 11 класс
Ответ сообщается учителю.
Учащиеся записывают результат в «оценочный» бланк.

13. Закрепление. Обобщение.
2 мин

Учитель организует фронтальное закрепление и обобщение нового материала. «Радиоактивность. Правила смещения»

Учащиеся проявляют готовность к выполнению задания «Радиоактивность. Правила смещения».
Учащиеся находят в рабочем листе «Задание «Радиоактивность. Правила смещения» и выполняют онлайн задание, используя планшеты:
Learning («Правила смещения». Тест)
https://learningapps.org/display?v=
pgyrtatma23

Ответ сообщается учителю.
Учащиеся записывают результат в «оценочный» бланк.
Дополнительно:
https://learningapps.org/display?v=
pkbc191ct23
- 9 класс
https://learningapps.org/display?v=
pvx5zqww523
- 11 класс

14. Изучение нового материала.
1 мин

Учитель организует фронтальную беседу на тему: «Применение радиоактивных веществ жизни человека».
предлагает проанализипровать информацию слайда 19 и ответить на вопросы:
Знакомы вы с этой информацией?
Насколько подробно?

Ученики участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленный вопрос.
Знакомятся с методиками применения «полезной» радиации в жизни (метод меченных атомов, радиометрический способ датирования, лечение онкологических заболеваний гамма-лучами и т.д.

15. Изучение нового материала. (продолжении)
1 мин

Учитель:
организует беседу на тему: «Применение радиоактивных веществ. Аптечные травы». Способы обеззараживания аптечных трав радиоактивным способом.
Предлагает посмотреть на слайд, проанализировать надпись на упаковке и объяснить её смысл.
ссылка на сайт Wikipedia
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%
D0%9E%D0%B1%D0%
BB%D1%83%D1%87%D0%
B5%D0%BD%D0%B8%
D0%B5_%D0%BF%D1%80%
D0%BE%D0%B4%D1%
83%D0%BA%D1%82%D0%
BE%D0%B2_%D0%BF%
D0%B8%D1%82%D0%B0%
D0%BD%D0%B8%D1%8F

Ученики: участвуют в беседе с учителем и отвечают на поставленный вопрос; знакомятся с технологией обеззараживания аптечных трав радиоактивным способом.

ссылка на сайт Wikipedia
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%
D0%9E%D0%B1%D0%BB%
D1%83%D1%87%D0%B5%
D0%BD%D0%B8%D0%B5_%
D0%BF%D1%80%D0%BE%
D0%B4%D1%83%D0%BA%
D1%82%D0%BE%D0%B2_%
D0%BF%D0%B8%D1%82%
D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F

16. Изучение нового материала (продолжении)
2 мин

Учитель организует беседу на тему «Прибор Дозиметр СОЭК 01М».

Демонстрирует прибор.
Предлагает ответить на вопросы:
Кто знаком с этим прибором?
Кто знает, как он называется?
Кто знает назначение этого прибора?

Ученики участвуют в беседе с учителем и отвечают на поставленные вопросы.
После, практико-ориентированном задание по работе с прибором

17. Подведение итогов.
Оценка за урок/ самооценка.
Рефлексия.
2 мин

Учитель организует подведение итогов учащимися

Учащиеся подводят итоги и ставят оценки за урок!