Индивидуализация коррекционной работы по развитию мелкой моторики с обучающимися

Разделы: Коррекционная педагогика

Ключевые слова: мелкая моторика


В.А.Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».

В коррекционно-воспитательной работе с детьми особое внимание уделяется развитию общей и мелкой моторике рук. Чем выше двигательная активность детей, тем они лучше развиваются, поэтому начинать следует с самого раннего возраста.

Что такое моторика? Каковы основные направления работы для ее успешного развития? Моторика-это совокупность двигательных реакций, свойственных детскому возрасту. Различают крупную (общую) и тонкую (мелкую, ручную) моторику.

Мелкая моторика - это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук. Если мы воздействуем на пальчики ребенка, значит, воздействуем и на кору головного мозга.

Задачи:

При подборе игр и игровых упражнений нужно придерживаться следующих принципов:

  • наглядность и учет возрастных и индивидуальных особенностей, подбираемый дидактический материал должен быть интересен, понятен и доступен каждому ребенку.
  • развивающий характер обучения;
  • систематичность и последовательность, наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность.

Существует огромное количество упражнений и игр для развития мелкой моторики.

Это особенно заметно в таких видах предметно-практической деятельности, как рисование, лепка, аппликация, конструирование, где дети работают с мелкими деталями мозаикой, конструктором, пазлами; при выполнении бытовых манипуляторных действий - одевании, раздевании, застегивании и расстегивании пуговиц, застежки-молнии; в дальнейшем шнуровании ботинок.

Пальчиковые игры и упражнения не только влияют на развитие речи, что они мгновенно переключают внимание детей с капризов или нервозности на телесные ощущения - и успокаивают.

Важным моментом в проведении таких игровых упражнений является участие в них педагога.

Формированию навыков мелкой моторики способствуют проводимые занятия по лепке, конструированию, аппликации, ручному труду, рисованию. Очень нравится детям пластилинография, когда пластилин пальцами размазывается до контуров нанесенного заранее рисунка, рисунок украшается более мелкими деталями из пластилина другого цвета.

Развитию тонкой моторики рук очень хорошо помогает работа с пластилином: использование формообразующих движений при скатывании колбасок, скатывании округлых форм, прищипывании, вдавливании, сглаживании.

Детям нравится лепить «Червячков для цыпленка», «Баранки для Чебурашки», «Печенье для кота», «Спелые яблочки», «Веселого колобка», «Погремушки» и мн. др.

Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и снимают умственную усталость.

Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук способствуют освоению детьми элементов самомассажа, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, улучшают функции рецепторов проводящих путей.

Один из видов деятельности, который способствует развитию моторики - это шнуровка. Манипуляции со шнурками можно осуществлять как с обычными предметами одежды, так и с игрушками.

Следующее приспособление, которым можно воспользоваться - это бельевые прищепки. С помощью них можно конструировать. Например, дать ребенку круг из желтого картона и предложить сделать из прищепок лучики. Использование упражнений, игр, заданий для развития и совершенствования мелкой моторики кисти и пальцев рук дает положительную динамику в развитии мелкой моторики и развитии речи детей.

Развитие тонкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом.

Работа по развитию тонкой моторики проводится в системе коррекционных занятий, индивидуальной работы, в виде рекомендаций родителям. Овладение тонко координированными движениями рук осуществляется путем специальных упражнений и игр. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминанию серии двигательных актов, развитие тонких двигательных координаций, необходимых для полноценного становления навыков письма.

Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные лазания (на спортивном комплексе, по лесенке и т.д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы, развивают мышцы. Ребёнок, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.

Развивая моторику рук, нужно помнить о том, что у малыша две руки, старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой и левой рукой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.

Вывод: Таким образом, коррекционная работа, направленная на развитие мелкой моторики пальцев рук, способствует

  • формированию правильного произношения у детей;
  • лучше алаптироваться в практической жизни
  • развитию речи, двигательной и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения, координации движений.
  • овладеть навыками письма,рисования, ручного труда,научиться понимать многие явления окружающего мира
  • чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды, тем проще ребенку будет расти, развиваться и овладевать новыми умениями.

Список использованной литературы

  1. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи // Дошкольное воспитание. 1990. - №8.
  2. Борисова Е.А. Пальчиковые игры для детей // Логопед. 2006. №1.
  3. Галкина Г.Г., Дубина Т.И.Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики рук у детей. М.: Издательство "Гном и Д", 2005.
  4. Дошкольное воспитание. - 2005. - №3; - 2006. - №1,12.
  5. Катаева А.А., Стребелева Е.А. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»
  6. Кольцова М.М., Рузина М.С.Ребёнок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. СПб.: "САГА", 2002.
  7. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. - С. Пб.: Изд. Дом «Литера», 2005.
  8. Моисеева Л.Г. Готовим руку к письму - СПб: Речь, 2004 - 80 с.
  9. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры// О.А.Новиковская. - М. АСТ, 2007.
  10. Османова Г.А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Популярная логопедия // Османова Г.А. - КАРО, 2008.
  11. Светлова И. Развиваем мелкую моторику. - М., 2002.