Скрайбинг на уроках русского языка и литературы: создание визуального конспекта

Разделы: Русский язык, Общепедагогические технологии


В одном из выступлений Владимир Путин сказал: «Глаза - часть мозга, вынесенные на периферию». И правильно - потому что наибольшая часть информации из окружающей среды получается и анализируется - визуально. Ученые давным-давно доказали, что человек более 80% информации воспринимает глазами.

Современным школьникам необходимо осваивать огромное количество информации. Задача педагога - сделать так, чтобы новый материал был качественно переработан обучающимися. Метод визуализации учебной информации помогает решить обозначенную проблему.

Визуализация - это наглядный способ представления любой информации, которая лучше усваивается учащимися, если есть опора на зрительный образ (Слайд 2)

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - манифест, провозглашающий ценность и эффективность визуальной коммуникации. Использование на уроке технологий визуализации делает урок более информативным, результативным, творческим.

Задачи визуализации: (слайд 3)

  • представить и структурировать основной учебный материал;
  • дополнить основной материал;
  • обеспечить логичность в изложении информации;
  • смоделировать связь между текстом и графическим изображением.

Необходимость систематизации информации в виде таблиц, опорных схем на современном уроке обуславливается тем, что у нынешних обучающихся, живущих в информационном обществе, формируется «клиповое мышление», т.е. способность воспринимать мир через короткие яркие образы и послания.

Существует много различных современных средств визуализации, но в своей работе в основном я использую следующие: скрайбинг, ментальные карты, облака слов, кластер и др.

Продуктивным способом визуализации представляется скрайбинг - новейшая техника презентации (от английского "scribe" - набрасывать эскизы или рисунки); искусство отражать свою речь, звучащий текст в рисунках, процесс происходит параллельно с чтением, с докладом говорящего.

(слайд 4)

Речь выступающего иллюстрируется "на лету" рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги); получается как бы "эффект параллельного следования", когда мы и слышим и видим примерно одно и то же, при этом графический ряд фиксируется.

Используя скрайбинг, можно просто и доступно рассказать о сложном, интересно объяснить практически любой материал, проиллюстрировать прочитанное.

Скрайбинг бывает разных видов: (Слайд 5)

  • рисованный,
  • компьютерный,
  • магнитный,
  • фланелеграфный,
  • аппликационный.

Данные виды скрайбинга позволяют дифференцированно подходить к каждому обучающемуся.

Чаще всего применяют «рисованный» скрайбинг, так как дети раньше учатся рисовать, чем писать. В таком скрайбинге используются, как правило, листы бумаги, цветные карандаши, маркеры, фломастеры, кисти и краски. Рисунки специально делаются максимально простыми. Вместе с этим при работе над скрайбом обучающиеся самостоятельно ищут, анализируют, оценивают, отбирают и организовывают информацию, формируют информационные компетенции, составляют «рисунки-скетчи».

Создатели скрайбинга используют различные типы изображений: рисунки, пиктограммы, символы. Отдельные ключевые слова (надписи, лозунги), ментальные карты, схемы, диаграммы. Особое внимание уделяется цветовой гамме, чтобы были видны отдельные блоки в изучаемой информации.

Технику скрайбинга можно применять на любом этапе урока. Он помогает структурировать информацию и зафиксировать правило, создать алгоритм применения правила, проверить домашнее задание «Мозговым штурмом». Визуализация позволяет связывать полученную информацию в целостную картину.

Кроме этого, если ученики участвуют в создании скрайба, у них развивается критическое и образное мышление. Материал, закреплённый визуально, лучше запоминается и воспроизводится учащимися, заинтересовывает их. А значит приносит ожидаемый результат.

К преимуществам «скрайбинга» можно отнести: (Слайд 6)

1. Эффективность - за короткий промежуток времени можно доступно и качественно объяснить материал, донести идею.

2. Универсальность визуализации. Язык рисунка понятен всем. Скрайбинг в какой-то степени выступает универсальным языком общения.

3. Минимум затрат - для того, чтобы создать скрайб, необходимы лишь поверхность (доска или лист бумаги) и цветные маркеры.

4. Качественное усвоение информации и запоминание ключевых моментов презентации.

5. Возможность непрерывного общения с учениками на протяжении всего урока.

6. Возможность использовать скрайб (общую картинку, которая получается к концу урока) в дальнейшей работе в качестве обзора всей полученной информации.

7. Эффект параллельного следования - звуковой ряд иллюстрируется образами практически одновременно, что способствует качественному усвоению материала.

8. Использование на любом уроке и практически на любом его этапе, в чем вы сами смогли сегодня убедиться.

Четыре основных шага построения скрайба. (Слайд 7)

  1. Придумать идею. Она должна быть понятной и «цеплять» аудиторию.
  2. Подготовить сценарий, текст. Заранее продумайте и запишите, что у вас будет говориться и какими образами будет передаваться смысл, заранее раздать детям для пересказа текст.
  3. Отрисовать скетчи, нарисовать рисунок. Количество и скорость, с которой вы их создаёте, должны совпадать со временем на озвучивание.
  4. Смонтировать скрайб. Помните, что выступления всегда ограничены по времени, и это нужно учитывать, чтобы не осталось деталей, которые вы не успели осветить.

Как же скрайбинг можно применить на уроках русского языка?

На уроках русского языка наглядно презентуются основные правила, примерами становится подробный разбор слов, предложений или текста, правило по орфографии.

Орфографические и пунктуационные правила, языковые нормы, словарные слова органично вписываются в компактные и яркие информационные схемы-изображения. Учитель, представляя новый материал или обобщая изученное, может сам составить инфографику к уроку или воспользоваться материалами интернет-ресурсов, но наиболее эффективной будет инфографика, составленная самими обучающимися.

Здесь важны несколько моментов: осмысление информации обучающимся, структурирование материала, выбор графических символов и обозначений.

Cейчас наглядно продемонстрирую применение скрайба на уроках русского языка. (Слайд 8-9)

На уроках литературы обучающиеся с большим удовольствием создают «Ментальные карты», что является составляющим звеном скрайбинга. Например, на литературе с помощью скрайбинга можно не только легко запомнить биографию писателя или представить в схемах теорию литературоведения, но и проработать произведение. Таким образом, данная технология оживляет восприятие произведения, развивает интерес к изучению литературы, развивает воображение, ассоциативное и логическое мышление у обучающихся. (Слайды 10-11)

Предлагаю вам с помощью скрайбинга составить портрет бабушки из повести М.Горького «Детство». Я читаю, вы стараетесь зафиксировать на листе все детали, которые присутствуют в этом описании. У вас есть карандаши и листы бумаги.

"...Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в темной коже щек, всё лицо казалось молодым и светлым. Вся она - темная, но светилась изнутри - через глаза - неугасимым, веселым и теплым светом. Она сутула, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка, - она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь..."

Примеры.

Можно утверждать, что скрайбинг представляется перспективной формой работы на уроках в современной школе в рамках обновленного содержания.

Но есть в использовании современных средств визуализации и определенные риски. Например, не все дети могут выделять ключевые слова и понятия. Отсутствие элементарной логики способно стать серьезным препятствием в использовании визуализации. Не всегда и не все учащиеся могут свободно фантазировать (не хотят обнародовать свои идеи и направлять творческие возможности на решение различных задач).

Главный плюс в том, что с помощью скрайбинга решаются основные задачи а именно развитие самообразования обучающихся, умение самостоятельно находить и перерабатывать информацию.
Значит это идея работает!

Спасибо за внимание! (слайд 12)