Современные тенденции инклюзивного образования в коррекционной школе

Разделы: Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование

Ключевые слова: ОВЗ, расстройства аутистического спектра РАС, аутизм


В настоящее время в Российской Федерации идёт активное развитие инклюзивного образования. С введением Федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ОВЗ в нашем образовательном учреждении была создана инклюзивная образовательная среда, что позволило получать образование разным нозологическим группам, определять требования к результатам их обучения. В понятие «инклюзивное образование» входит индивидуализация обучения и комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ с последующей социализацией в обществе.

За последние годы количество обучающихся с расстройствами аутистического спектра в нашей школе возросло. В условиях коррекционной школы дети с РАС обучаются в классах, в которых реализуется АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - вариант 1, вариант 2 и АООП для обучающихся с ОВЗ (вариант 7.2). Чтобы ребенок с РАС мог полноценно обучаться в коррекционной школе, применяются принципы инклюзивного образования. Это означает, что детям данной категории должен быть обеспечен равный доступ к образованию с учетом различных потребностей и индивидуальных возможностей при помощи реализации АООП для обучающихся с РАС (вариант 8.3, 8.4).

Безусловно, педагоги коррекционной школы, имеющие дефектологическое образование, знают особенности проявления аффективно-эмоциональной сферы обучающихся с РАС, приводящих к искажению всех пропорций психического развития. Выделяются три варианта искаженного развития: искажение преимущественно аффективно, эмоциональной сферы (ранний детский аутизм); искажение преимущественно когнитивной сферы (атипичный аутизм); смешанный вариант искаженного развития. [5, с.16]. Совместная работа учителя и специалистов школы позволяет реализовать сопровождение обучающегося с РАС через адаптацию образовательного пространства, использования методической гибкости и вариативности, создание благоприятного психологического климата. Но даже при всех выше перечисленных условий педагог коррекционный школы сталкивается с определенными трудностями.

В нашем образовательном учреждении создание инклюзивного образовательного процесса для обучающегося с РАС начинается с определения образовательного маршрута. В разработке адаптированной образовательной программы (АОП) принимают участие специалисты школы, учителя, администрация школы, родители (законные представители), которая включает в себя все специфические условия обучения и индивидуальные планируемые результаты, необходимые для каждого обучающегося с РАС.

Сотрудничество с родителями (законными представителями) имеет особое значение на данном этапе. Происходит согласование цели и ожидаемых результатов обучения и воспитания, а также степень их участия в образовательном процессе. В процессе беседы с родителями (законными представителями) педагоги получают сведения об особенностях и возможностях ребенка, которые учитываются при его интеграции в учебно-воспитательный процесс. Именно такое взаимодействие с родителями (законными представителями) повышает уровень проведения комплексной психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию выявленных проблем.

Особое внимание в нашем образовательном учреждении отводится периоду адаптации ребёнка с РАС к школьному обучению. Временной период адаптации занимает длительное время, поскольку эта категория детей требует особого подхода. Это обусловлено многими факторами: в жизни ребёнка происходит смена привычного распорядка дня, ему приходится находиться в новом помещении, приходится взаимодействовать с незнакомыми взрослыми и детьми. Трудности, возникающие в результате отсутствия опыта обучения в группе детей, преодолевать помогает тьютор, сопровождающий ребенка в данный период. Так же по рекомендациям ПМПК ребенку с РАС может быть изменен временной режим обучения (снижение количества уроков, уменьшение количества учебных дней, дополнительный выходной). Недостающее количество часов восполняется дистанционно.

Пространство кабинетов начального звена в нашей школе четко структуированы: учебная зона, игровая зона и зона отдыха. Это помогает ребёнку лучше ориентироваться в классной комнате, не испытывать беспокойство от нового места пребывания, быстрее научиться самостоятельно организовывать свою деятельность. Высокую эффективность показало использование внешних маркеров. Основываясь на методические рекомендации, педагоги стали вводить индивидуальную маркировку мебели и личных вещей обучающихся с РАС. Так же успешно используется визуальное расписание как обозначение последовательности действий. Следует уделять особое внимание организации рабочего места ребёнка с РАС - это использование отдельных парт, специальных устройств, боковых ширм. Для совершенствования индивидуального пространства для обучения ребёнка с РАС педагоги используют визуальные подсказки и инструкции, которые крепятся на краю парт. Их использование помогает детям с РАС стать более самостоятельными, реже обращаться к помощи взрослого. И кроме того, минимизируют дополнительные временные затраты педагога на уроке.

Контингент детей с РАС неоднородный. Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных вспомогательных средств обучения обусловлено специфическими особенностями развития детей с РАС. Педагоги нашей школы используют визуальный план урока, который представляет собой карточки с символами и надписями, который вывешивается на доске. В некоторых случаях можно ограничиться списком заданий. Каждый педагог, обучающий ребёнка с РАС, четко выдерживает алгоритмию урока.

Каждый кабинет нашего учреждения, где обучаются дети с РАС, оборудован техническими средствами. На уроках широко используются разнообразная наглядность, учебные презентации и фильмы, мультфильмы и т.п. Это обусловлено тем, что дети с РАС лучше воспринимают информацию через зрительный канал, т.к. мыслят образами. Так же на уроках и внеурочной деятельности используются специфическое оборудование (микрофон, таймер).

Для полноценного усвоения детьми с РАС программного материала учитель использует специальные рабочие тетради, учебные материалы и учебники. В ряде случаев для полноценного усвоения детьми с РАС программного материала учителю необходимо модифицировать и адаптировать уже имеющиеся пособия, а зачастую и составить детям индивидуальные тетради, листы, карточки [2, с.40].

Инклюзивная образовательная среда в нашей школе создана с учетом принципов, структуры и условий её организации. Всем обучающимся с разными образовательными потребностями обеспечивается доступ к развитию своих возможностей, преодолевая различные барьеры.

Обобщая работу в данном направлении, мы отмечаем, что инклюзивный подход позволяет решить проблемы образования, воспитания, социализации и самореализации детей с расстройствами акустического спектра.

Мы пришли к выводу, что инклюзивное образование - это прогрессивная система обучения, образование будущего. Как любая система инклюзия имеет положительные и отрицательные стороны. Имея многолетний стаж работы, мы можем утверждать, что коррекционная школа выполняет не только образовательные функции, но и является основной сферой жизнедеятельности ребенка. На сегодняшний день школа остаётся местом, где происходит формирование личности, выстраивается собственная образовательная линия. Именно здесь дети с ОВЗ, находясь в коллективе, учатся выстраивать отношения друг с другом и взрослыми. В тоже время, недостаточное материально-технического обеспечение коррекционных школ, замедляет процесс интеграции.

Литература

  1. Битянова, М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей: учебное пособие [Текст] / М.Р.Битянова. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 576 с.
  2. Гончаренко М.С., Манелис Н.Г., Семенович М.Л., Стальмахович О.В. Адаптация образовательной программы обучающегося с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие/Под общей ред. Хаустова А.В., Манелис Н.Г. - М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016 - 177с.
  3. Инклюзивное образование: ключевые понятия [Текст] / сост. Н.В.Борисова, С.А.Прушинский. - М.: Транзит-ИКС, 2009. - 128 c.
  4. Малофеев, Н.Н. Дети с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе: общие и специальные требования к результатам обучения [Текст] / Н.Н.Малофеев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 5.
  5. Семаго Н.Я. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы / Отв. ред. С.В.Алехина // Под общ. ред. Н.Я.Семаго. - М.: МГППУ, 2012. - 80 с.