Современный урок. Особенности целеполагания на уроках разных типов. Методы, приёмы и формы преподавания предметного содержания. Критерии результативности урока. Анализ урока и его виды

Разделы: Биология


Как и многие мои коллеги, я посвятила свою жизнь школе. За эти годы приходилось сталкиваться с решением проблемных ситуаций, искать новые подходы к обучению и воспитанию школьников, изучать и апробировать на практике педагогические технологии.

Я - учитель, работающий в соответствии с новыми образовательными стандартами. Мои ученики - общительные, способные дети. Задача педагогического коллектива нашей школы - вырастить из ребят коммуникабельных, целеустремлённых, умеющих ориентироваться в большом потоке информации людей.

Современный урок призван формировать универсальные учебные действия, которые обеспечивают школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Поэтому в новых условиях урок как главная форма организации учебного процесса, должен стать новым, особо запоминающимся, ярким!

Целеполагание - одна из самых важных частей конструирования урока. Планируя урок, всегда необходимо идти от цели, а не от содержания. Эффективным и современным является такой подход к целеполаганию, где процесс - это коллективное действие, и каждый участник, являясь активным деятелем, чувствует себя созидателем общего творения.

Практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно формулировать вопросы, учить школьников не только отвечать на них, но и составлять свои. Ребята учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, ведь без этого не получится взаимодействия! Используя в своей педагогической практике технологию развития критического мышления на стадии вызова стараюсь подбирать задания таким образом, чтобы заинтересовать учащихся. Это может быть высказывание известного человека, видеоряд, диалог, шарада, пример с ошибкой, где главное - создать проблемную ситуацию, подвести класс к ситуации, для которой необходимы дополнительные исследования или действия.

Таким образом, подвожу их к постановке цели урока.

Цель необходимо записать на доске или показать на слайде. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого -формулируется домашнее задание.

Целеполагание является проблемой современного урока

Цели должны быть:

  • Диагностируемые. Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.
  • Конкретные.
  • Понятные.
  • Осознанные.
  • Описывающие желаемый результат.
  • Реальные.
  • Побудительные (побуждать к действию).
  • Точные. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки. Не следует употреблять такие расплывчатые выражения, как «узнать», «почувствовать», « понять».

В цели необходимо проектировать деятельность учителя и учащихся.

Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной.

Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная.

Цели должны быть достаточно напряженными, достижимыми, осознанными учащимися, перспективными и гибкими, то есть реагирующими на изменившиеся условия и возможности их достижения. Но это не является гарантией высокой результативности урока. Необходимо еще определить, как и с помощью чего они будут реализованы.

Даже самая совершенная система целей обучения мало поможет практике, если учитель не будет иметь правильного представления о путях достижения этих целей через деятельность учащихся, последовательность выполнения ими отдельных действий.

Умение согласования целей субъектов деятельности (учителя и ученика) является одним из критериев педагогического мастерства. При этом важно обеспечить ее понимание и принятие учащимися как собственной, значимой для себя.

На этапе целеполагания ученик знает объем предстоящей учебной работы как по минимуму, так и по максимуму; знает свои возможности (выявленный в процессе актуализации опыт); самостоятельно определяет именно свою цель; планирует работу по ее достижению; самооценивает степень достижения образовательных результатов.

На уроке ставятся обучающая (образовательная), воспитывающая и развивающая цели

Обучающие цели урока включают в себя овладение учащимися системой знаний, практическими умениями и навыками.

Для постановки обучающих целей рекомендуется использовать глаголы, указывающие на действие с определенным результатом:

  • «выбрать»,
  • «назвать»,
  • «дать определение»,
  • «проиллюстрировать»,
  • «написать»,
  • «перечислить»,
  • «выполнить»,
  • «систематизировать»...

Воспитывающие цели способствуют:

  • воспитанию положительного отношения к знаниям, к процессу учения;
  • формированию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности;
  • приобретению опыта адекватного поведения в любом обществе.

Воспитательная работа на уроке должна планироваться самым тщательным образом. Формулировка воспитательных целей должна быть также конкретной. Могут быть использованы следующие формулировки при постановке воспитательной цели:

  • вызвать интерес,
  • пробудить любознательность,
  • пробудить интерес к самостоятельному решению задач, побудить учащихся к активности,
  • выразить свое отношение…
  • прививать, укреплять... навыки;

Развивающие цели

  • содействуют: формированию общеучебных и специальных умений;
  • совершенствованию мыслительных операций;
  • развитию эмоциональной сферы, монологической речи учащихся, вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры;
  • осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом - становлению и развитию личности.

Например:

  • учить сравнивать,
  • учить выделять главное,
  • учить строить аналоги,
  • развивать глазомер,
  • развивать мелкую моторику рук,
  • развивать умение ориентироваться на местности.

На уроке в 7 классе по теме "Паразитические плоские черви и меры борьбы с ними» я ставлю следующие цели:

  • Образовательные: изучить особенности развития плоских червей; освоить понятия «основной хозяин», «промежуточный хозяин»; выяснить приспособления к паразитизму у плоских червей; выяснить пути заражения паразитическими плоскими червями человека и животных; определить меры профилактики заражения плоскими червями.
  • Развивающие: формировать умение работать с дополнительной литературой, анализировать полученную информацию, выбирать главное, обобщать, выделять причинно-следственные связи, формулировать выводы; формирование познавательного интереса к изучаемому предмету.
  • Воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему здоровью, соблюдение правил гигиены.

На слайде представлены симптомы болезней человека. Можете ли вы назвать их причины?

  • снижение аппетита
  • появление болей в животе после еды
  • отрыжка, тошнота, иногда рвота
  • головокружение, головные боли
  • обмороки
  • раздражительность, хроническая усталость
  • запоры, поносы, вздутие живота
  • бессонница и другие нарушения сна
  • различные кожные проявления

Если у человека наблюдаются из перечисленных 2-3 симптома, врачи предлагают провести обследование на наличие паразитических червей. Статистика приводит следующие факты:

  • По данным ВОЗ более75 % населения планеты заражены гельминтами.
  • Приблизительно в 80% случаях всех заболеваний на планете причиной являются паразиты.
  • В России ежегодно регистрируется до 1,5 млн. случаев заражения.

По оценкам специалистов-паразитологов, 8 из 10 российских детей заражены паразитами!

- Как вы думаете какова тема нашего урока?

Учитель озвучивает тему урока. Открываем рабочие тетради, записываем число и тему урока.

- Ребята, что бы вы хотели узнать о паразитических червях? (учащиеся самостоятельно формулируют вопросы)

- Где паразитируют?

- Какой вред наносят? Почему опасны?

- Как черви стали паразитами?

- Как защитить свой организм?

- Верно, это всё очень важно для каждого человека.

- Целью урока являются ответы на поставленные вами вопросы.

Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения

Творческий учитель постоянно ищет пути усовершенствования урока. Такие поиски направлены на решение цепи обучающее - воспитывающих заданий, прежде всего на повышение воспитывающей роли урока, развитие творческого потенциала личности. Перед современной педагогической наукой стоит проблема, как повысить интерес школьников к урокам биологии.

Одна из причин потери интереса - это непригодность ряда нынешнего потенциала учащихся: ведь у нашей молодёжи сегодня сильно развито чувство самосознания и собственного достоинства, она о многом имеет представление, поэтому занятия, базирующиеся на авторитарном нажиме, приказе, безапелляционных указаниях и бездоказательных утверждениях вызывают лишь раздражение и скуку - они неприемлемы.

«Методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, творчества, общения». В.А.Сухомлинский

Требования к методам обучения:

  • Научность методов. Доступность метода, его соответствие психолого-педагогическим возможностям развития школьников.
  • Результативность метода обучения, его направленность на прочное овладение учебным материалом, на выполнения задач воспитания школьников.
  • Необходимость систематически изучать, использовать в своей работе инновационные методы.

Выбор методов обучения зависит:

  • От общих и конкретных целей обучения; содержания материала конкретного урока.
  • От времени, отведенного на изучение того или иного материала.
  • От возрастных особенностей учащихся, уровня их познавательных возможностей.
  • От уровня подготовленности учащихся.
  • От материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств.
  • От возможностей и особенности учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.

В своей практике я часто использую коллективные формы обучения, т.к. считаю их наиболее значимыми в обучении обучающихся 5-9 классов. Стимулируя познавательную активность самих ребят и повышая собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к биологии.

В процессе обучения на уроках биологии мной было выяснено, что современные дети обладают хорошими технологическими навыками и, одновременно, низким уровнем самостоятельной деятельности. Они в большей степени - потребители, получающие готовый «продукт» информации, не прилагая особых усилий. Именно поэтому коллективные формы взаимообучения на уроках биологии считаю самыми действенными в процессе реализации личностноориентированного обучения.

Возможно, возникает вопрос, в чем же здесь новое, ведь все педагоги используют время от времени групповые формы обучения? Инновационность коллективного взаимообучения, на мой взгляд, заключается в применении форм взаимообучения на уроках разного типа и с учетом индивидуальных возможностей детей, входящих в группу. Именно знание и учет психологических особенностей обучающихся определенного возраста, а также знание их индивидуального учебного и личностного потенциала позволяет реализовать принципы личностно- ориентированной педагогики.

Конечно, необходимо подготовить обучающихся к использованию этой формы получения знаний. Необходимо научить детей слышать других, прислушиваться к их точке зрения. Крайне важно начинать применение технологии уже с пятого класса.

Для реализации данного подхода в обучении, конечно же нужна система, ведь взять и провести один урок в новой форме недостаточно, его необходимо повторять из урока в урок. Именно тогда эта форма работы сможет дать плоды в обучении.

Первым этапом в обучении является приучение работы в малых группах постоянного характера (в парах). На втором этапе начинаем работать в группах по 5-6 человек постоянного состава, и лишь на последнем этапе коллективного взаимообучения можно применить группы сменного состава.

На этапе овладения новыми знаниями обучающиеся получают инструктивные карточки с заданиями. Задача ребят заключается в том, чтобы они изучили текст параграфа, выделили главное, составили в тетради опорную схему, ответили на вопросы, работая в парах, проверили друг друга. И опять можно задать вопрос, что же здесь нового?

На мой взгляд, новизна заключается в том, что, пользуясь средствами предмета, можно реализовать идею развития личности.

Поясню на примере.

Обучающиеся читают друг другу текст, анализируют и изучают его. На данном уроке используется методика поабзацной проработки текста.

Получив тему, обучающиеся в парах (сосед по парте) работают с первым абзацем новой темы. Они вместе читают абзац, находят незнакомые и малопонятные слова и словосочетания, обсуждают их, выясняют значения. Вместе записывают в свою тетрадь новые понятия. Затем обучающиеся вместе выделяют основную мысль абзаца, озаглавливают его и записывают к себе в тетрадь. В ходе такой работы мы используем индивидуальность каждого ребенка - один выбирает для себя роль чтеца, т.к. он по своей природе любит выступать, не стесняется этого, а другой - слушатель,но и у него есть свои индивидуальные особенности, ведь именно он хорошо строит схемы или умеет выбрать главное. В этом и заключается инновационный подход.

Работа в паре заканчивается, когда у обоих в тетради появляется запись новых для них слов и заголовок первого абзаца. Затем идет проработка следующих абзацев по схеме.

В результате мы видим, что в тетради выписаны главные понятия темы урока, составлен план и опорная схема.

….Поговорим о методике коллективной творческой деятельности

На уроке «Плоские паразитические черви» задаю вопрос:

- Кто такие паразиты? Давайте попытаемся дать определение понятию «паразит».

Осуществляется работа в группах. У вас на партах лежит конверт «Сконструируй определение». Используя слова - подсказки составить определение. Над каждым словом учащиеся ставят цифру по порядку.

Правильный ответ выводится на экран, учащиеся сверяют свои ответы.

Далее я говорю , что одна из задач, которую мы поставили перед собой - работа с текстовой информацией. Идет изучение текста параграфа и статьи. Заполненяют таблицы

  • 1-я группа-класс Сосальщики
  • 2-я группа- класс Ленточные черви

Особенности современных методов обучения

  • Метод - это не сама деятельность, а способ её осуществления.
  • Метод должен обязательно соответствовать цели урока.
  • Метод не должен быть неправильным, неправильным может быть только его применение.
  • Каждый метод имеет своё предметное содержание.
  • Метод всегда принадлежит действующему лицу. Нет деятельности без объекта, и нет метода без деятельности.
  • Процесс обучения должен вызывать у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

Успех всего образовательного процесса во многом зависит от выбора применяемых методов.

Моя личная позиция

  • Оптимальное сочетание форм работы на уроке.
  • Обучение учащихся основным приемам учебной деятельности.
  • Развитие мыслительных процессов у учащихся.
  • Создание условий для обеспечения высокой активности ученика на уроке.
  • Реализация принципа индивидуального подхода.

Чтобы обеспечить познавательную активность и познавательный интерес учащихся на различных этапах урока, я использую активные формы и методы работы.

Наиболее продуктивными считаю:

  • Игровые формы;
  • Организация групповой, парной и индивидуальной работы;
  • Организация самостоятельной деятельности учащихся;
  • Создание конкретных ситуаций, их анализ;
  • Постановка вопросов, активизирующих диалог.
  • Проблемное обучение.

Надо применять разнообразные методы и находить новые. Школа должна быть педагогической лабораторией, учитель в своей учебно-воспитательной работе должен проявлять самостоятельное творчество. Л.Н.Толстой.

Игра

«Ребёнок не устаёт от работы, которая отвечает его функциональным жизненным потребностям».С. Френе

Дидактические игры - вызывают живой интерес к процессу познания, активизируют деятельность учащихся, помогают легче усвоить учебный материал.

Ролевые игры - это маленькая сценка, разыгрываемая учениками, помогающая наглядно представить, увидеть, оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам.

Пары и группы

Этот метод даёт ученикам больше возможностей для участия и взаимодействия. Работа в парах и группах формирует у детей умения принимать общую цель, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели, соотносить свои действия с действиями партнеров, принимать участие в сравнении цели и работы. Для работы над темой урока используются для групп сменного или постоянного состава методы «Ульи», «Визитные карточки». Метод «Творческая мастерская» с большим успехом применяется мною на обобщающих уроках.

Проблемные методы

Способствуют развитию интеллектуальной, предметно-практической мотивационной сфер личности.

  • Проблемный вопрос - вопрос, который требует интеллектуальных усилий, анализа связей с ранее изученным материалом, попытки сравнить, выделить наиболее важные положения.
  • Проблемная ситуация - сравнение двух или более взаимоисключающих друг друга точек зрения.
  • Проблемные задания - задания, которые ставят перед учащимися задачи и ориентируют их на самостоятельный поиск решений.

Метод проектов

Метод, идущий от детских потребностей и интересов, стимулирующий детскую самодеятельность, с его помощью реализуется принцип сотрудничества ребенка и взрослого, позволяющий сочетать коллективное и индивидуальное в образовательном процессе. Ориентирован на развитие исследовательской, творческой активности учащихся, на формирование универсальных учебных действий. Основные этапы проектной деятельности

  • Выбор темы проекта.
  • Работа с разными источниками.
  • Выбор формы предъявления проекта.
  • Работа над проектом.
  • Оформление результатов.
  • Защита проектов.

Подведение итогов

В конце работы ученик должен ответить на вопросы:

  • Выполнил ли я то, что задумал?
  • Что было сделано хорошо?
  • Что было сделано плохо?
  • Что было выполнить легко, а в чем я испытывал трудности?
  • Кто бы мог сказать мне спасибо за этот проект?

Метод дискуссии

Где человек творец - там он субъект. Потребность в общении - это первое проявление деятельности субъекта.

Умение общаться друг с другом, вести дискуссию дает возможность каждому ребенку развить умение слушать, говорить по очереди, высказывать своё мнение, пережить чувство сопричастности к совместному коллективному поиску истины. Учащиеся должны знать правила ведения дискуссии. Учение идет от обучающихся, а я направляю коллективный поиск, подхватываю нужную мысль и подвожу их к выводам. Ученики не боятся сделать ошибку в ответе, зная, что им всегда придут на помощь одноклассники, и все вместе они примут правильное решение. Для проведения дискуссии и принятия решений использую, например, такие методы, как «Светофор», «Мозговая атака».

Метод незаконченного рассказа

Использую в основном на уроках литературного чтения. Читая текст, останавливаюсь на самом интересном месте. У ребенка возникает вопрос: «А что же дальше?» Если возник вопрос, значит, есть потребность узнать, а значит, ребенок обязательно прочтет текст. «Чтение с остановками».

В тексте выделяются 2-3 остановки, задаются детям вопросы, побуждающие к критическому мышлению.

Что заставило героя поступить именно так?

Как дальше будут развиваться события? Используется прием «Дерево предсказаний». Дети учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста.

Методы начала урока

«Улыбнемся друг другу».

Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Выдохните вчерашнюю обиду и злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть ясного дня, тепло солнечных лучей. Пожелаем друг другу хорошего настроения.

Погладьте себя по голове. Обнимите себя. Пожмите соседу руку. Улыбнитесь друг другу.

«Приветствие».

Учащиеся проходят по классу и приветствуют друг друга, говоря при этом слова приветствия или называя свои имена.

Это позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.

Методы выяснения целей

«Знаем - не знаем»

Цели использования метода - результаты применения метода позволяют мне понять, что из спланированного на урок материала ученики знают, а что нет. На какие знания школьников можно опираться, давая новый материал. Я задаю обучающимся вопросы, подводя их к цели и задачам урока. Учащиеся, отвечая на них, выясняют совместно со мной, что они уже знают по данной теме, а что нет.

Методы подведения итогов

Позволяют эффективно, грамотно и интересно в форме игры подвести итоги урока и завершить работу. Для меня этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке.

Методы релаксации

Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации!

Метод «Земля, воздух, огонь и вода».

Учащиеся по команде учителя изображают одно из состояний - воздух, землю, огонь и воду.

Я сама принимаю в этом участие, помогая при этом неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.

  • «Веселый мяч».
  • «Физминутки для глаз».

«Многие предметы в школе настолько серьезны, что полезно не упускать случая сделать их немного занимательными.»

Критерии результативности урока

Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

  • Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
  • Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
  • Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
  • Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
  • Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
  • На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
  • Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
  • Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
  • Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
  • Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
  • Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
  • На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель-ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Виды анализа урока

Цель анализа заключается в оценке работы учителя с позиций соответствия его урока достижениям современной педагогики и психологии, определение дальнейших перспектив в совершенствовании педагогического мастерства. Анализ урока позволяет реализовать ряд функций: контрольную (вспомогательную), обучающую (основную) и воспитывающую (помогающую учителю определить направление самообразования и самовоспитания). В связи с этим в анализе урока должны быть четко охарактеризованы, во-первых, научность изучаемого материала, его соответствие программе, качество полученных в институте знаний (контрольная функция); во-вторых, отмечены достижения и недостатки работы учителя, соответствие методов обучения передовому опыту и рекомендациям науки, даны конкретные советы по повышению педагогического мастерства (обучающая функция); в-третьих, оценены деловые и эстетические качества учителя, его речь, культура общения и т. д. (воспитывающая функция).

Анализ урока должен начинаться самоанализом и заканчиваться самооценкой, конкретными требованиями учителя к самому себе. При самоанализе он дает краткую характеристику проведенному уроку, целям, которые ставил, анализирует их достижение, объем содержания материала и качества усвоения, применяемые методы и их оценку, активность учащихся, их приемы и организация их труда, самооценку качеств и сторон своей личности (речь, логика, характер отношений с учениками). В заключение учитель высказывает свои предложения по улучшению качества урока делает общие выводы и намечает меры по совершенствованию своего педагогического мастерства. Но педагог может объяснить при этом почему именно так решил провести урок что его заставило выбрать данную методику, стиль и характер собственной деятельности, работы учащихся. Всякая методика урока оправдана, если дает максимальный обучающий и воспитывающий результат и соответствует силам и способностям данного учителя.

При анализе урока учителя необходимо учитывать его индивидуальность особенности, дарования, сильные стороны. Нельзя навязывать общие одинаковые рекомендации, приемы, методы. Что годится для одного, нецелесообразно для другого. Всякие рекомендации по улучшению проведения уроков должны обязательно опираться на достижения учителя на его сильные стороны Недостатки и слабости надо объяснить таким способом, чтобы было ясно, как надо работать над собой. При анализе уроков важно поощрять творческое их проведение, побуждать учителя к самостоятельной разработке структуры я методики урока.

Анализ урока может проводиться не только отдельными лицами (методистами, инспектором, директором, завучем), но и группой лиц, в которую входит представитель администрации школы, товарищи по работе, передовые учителя. Групповой анализ урока особенно важен по отношению к учителям со слаборазвитой самокритичностью и низкой требовательностью к себе. Иногда групповой анализ, урока необходим и как средство обучения учителей комплексному подходу к методике обучения. Как способ обмена опытом, его обобщения. При групповом анализе возможен более глубокий; подход к оценке действий учителя и учащихся, более объективная самооценка.

Весьма целесообразны взаимопосещения уроков. Анализ уроков коллег в присутствии директора, завуча - хорошая школа воспитания требовательности к себе и другим, замечания и рекомендации, учителю должны быть четко сформулированы, записаны в специальную тетрадь.

Можно долго спорить о том, каким должен быть современный урок. Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.

Каким должен быть современный урок - решать каждому учителю лично, но на сегодняшний день по ФГОС преподаватель обязан не просто развивать УУД, но и воспитывать, развивать в ребенке Личность.