Подготовка к сочинению по картине И.А.Попова «Первый снег»

Разделы: Русский язык

Класс: 7

Ключевые слова: сочинение


Класс: 7.

Единица содержания: алгоритм написания сочинения-описания по картине

Цель:

обучающий аспект

  • знать алгоритм написания сочинения-описания по картине и уметь применять его;
  • уметь анализировать картину по алгоритму;
  • уметь определять смысловое содержание картины;
  • знать такие понятия, как описание, городской пейзаж;
  • знать структуру такого типа речи, как описание;
  • уметь самостоятельно в комплексе применять знания;

развивающий аспект

  • развивать умение самостоятельно ставить цель, планировать и оценивать свою учебную деятельность;
  • развивать логическое мышление: уметь сопоставлять, проводить анализ, выделять причинно-следственные связи, формулировать вывод;
  • развивать умение работать с разными источниками информации;
  • развивать умение сотрудничать в группе;
  • развивать логическое мышление при составлении связных текстов;
  • развивать монологическую речь;
  • развивать эмоциональный интеллект;

воспитывающий аспект:

  • воспитывать ценностно-смысловое восприятие произведения искусства;
  • воспитывать любовь к русской культуре и родному языку;
  • воспитывать культуру продуктивной совместной деятельности

Тип урока: урок комплексного применения знаний

Этапы урока:

  1. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности,
  2. Домашнее задание;
  3. Применение знаний,
  4. Итог на рефлексивной основе

Ход урока

Презентация

Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности. 5 мин.

Задача: актуализация знаний и умений, обеспечение мотивации, принятия цели, готовности к активной учебно-познавательной деятельности.
Метод: репродуктивный
Форма работы: фронтальная

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Приветствует детей.

Организует просмотр видеофрагмента «Дневник художника»: ставит задачу подумать над ассоциативным рядом, возникающим во время просмотра.

Видеофрагмент - прил. 1.

Создаёт условия для самостоятельной формулировки темы и постановки целей урока.

Приветствуют учителя.

Смотрят видеоролик.

Отвечая на вопросы учителя, формулируют тему урока и ставят учебные цели.

Домашнее задание. 1 мин.

Задача: обеспечить самостоятельное выполнение заданий, усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
Метод: репродуктивный
Форма работы: индивидуальная

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организует объяснение и запись домашнего задания, отвечает на вопросы по заданию (прил. 2)

Записывают домашнее задание, задают по нему вопросы.

Применение знаний и способов действий. 35 минут

Задача: обеспечить самостоятельное выполнение заданий, усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
Метод: репродуктивный, продуктивный.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, групповая

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Приём «конструктор»
Организует работу с конструктором плана сочинения (прил.3). Организует взаимопроверку по ключу. Организует оценивание этапа работы.

Критерии оценивания (2-1-0):
- без ошибок - 2 балла
- 1 ошибка- 1 балл
- более 1 ошибки - 0 баллов

Самостоятельно конструируют план сочинения из «рассыпанных» пунктов алгоритма. Осуществляют взаимопроверку по ключу. Выставляют балл за работу.
2. Сбор материалов к сочинению
1) Вступление к сочинению
Организует индивидуальную работу с видеолекцией о художнике и картине. Осуществляет проверку записанного материала с помощью вопросов. Источник информации - видеолекция от искусствоведа (лектор М.Б.Схвитаридзе) - (прил. 4);
1) Сбор материалов для создания вступления
Просматривая видеолекцию, делают записи в рабочих листах. Проверяют записанную информацию, отвечая на вопросы учителя.

2) Основная часть сочинения

Напоминает правила работы в группе. Организует групповую работу по составлению рабочих материалов для основной части сочинения. Источник информации: слова для справок из домашнего задания - (прил. 5); репродукция картины (прил. 6 - рабочий лист урока).

2) Сбор материалов для создания 2 части сочинения

Работают в группах, пользуясь словосочетаниями из домашнего задания, составляют опорный материал, записывая его в рабочих листах.

1 группа:
Даша-Максим-Катя (передний план)
2 группа:
Лера-Стёпа-Аня-Лиза (задний план)
3 группа:
Алиса-Каролина-Егор-София (детали)

Организует активное слушание. Лидеры представляют результат работы группы. Остальные участники групп делают записи в рабочих листах, заполняя недостающую информацию.

Осуществляет оценивание выполненной работы.

Критерии оценивания (2-1-0):
- речь грамотная, материалы подобраны верно - 2 балла
- допущена ошибка в подборе материала или нарушена грамотность - 1 балл
- допущены ошибки в подборе материала и нарушена грамотность - 0 баллов

Выставляют баллы за работу.
Организует работу с цветовой гаммой. Источник информации - палитра (прил. 7). Называют цвета, использованные художником для написания картины, повторяют орфографию при написании сложных прилагательных, обозначающих оттенки цвета.

Организует кольцевую композицию урока, возвращаясь к видеофрагменту «Дневник художника» для определения идеи картины.

Просматривают видеоматериал, определяют идею картины.

Итог на рефлексивной основе. 4 мин.

Задача: обеспечить анализ, оценку собственной деятельности каждым обучающимся с учетом поставленных в начале урока целей, получение обучающимися информации о реальных образовательных результатах, определение личной комфортности обучающихся на уроке, выражение степени удовлетворенности индивидуальной и совместной учебной деятельностью и мотивация к ее дальнейшему продолжению.
Метод: репродуктивный
Форма работы: индивидуальная, фронтальная, парная

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организует рефлексию (эмоциональная оценка картины).

2. Организует взаимооценку рабочего листа урока и итоговое оценивание по количеству набранных за урок баллов.

Критерии оценивания (2-1-0):
1 балла - рабочий лист заполнен полностью, подобраны материалы для написания всех частей сочинения
1 балл - материалы подобраны частично;
0 баллов - рабочий лист не заполнен

Фамилия, имя

Задание

1. Отвечают на вопросы, дают эмоциональную оценку восприятия картины.
2. Оценивают в паре рабочие листы друг друга. Выставляют отметку по количеству набранных за урок баллов.
5-6 баллов - «5»
4-3 балла - «4»
2 балла - «3»