Формирование портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: Портфолио


Цели и задачи портфолио: Портфолио является одной из самых новых, инновационных технологий в оценивании, особенно для детей младшего школьного возраста. Ведь основной целью его является обучение школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений, умений осуществлять адекватную самооценку собственной деятельности.

Портфолио - это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:

  • поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
  • развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;
  • формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др.) и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.

В педагогической литературе портфолио характеризуется как:

  • Коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению;
  • Выставка учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год).

Основной смысл портфолио "Показать все, на что ты способен".

Концепция портфолио:

Портфолио - перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика. Портфолио выпускника может служить дополнением к результатам ЕГЭ или каких-либо иных форм экзаменов при поступлении в вуз, поскольку наиболее полно покрывает тот дефицит информации об абитуриенте, который неизбежен при любой экзаменационной процедуре.

Нам всем придется привыкнуть к формуле «Аттестат + портфолио».

Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения.

Составление портфолио, действительно, наиболее актуально в средней и основной школе. И вот вопрос: имеет ли право на существование портфолио в начальной школе и если да, то в какой форме оно может быть представлено?

В ходе первого учебного года в «Портфолио» набирается учебный материал, который размещается в отдельных файлах без какой-либо системы.

Основная задача первого школьного года - приучить школьников собирать свои работы в отдельном месте.

И совместными усилиями разобраться в собранном материале, как-то его классифицировать, систематизировать и назвать.

В результате коллективной работы «Портфолио» первоклассников приобретает свои разделы, которые со временем могут и меняться.

В начальных классах не нужно называть Портфолио «Дневником достижений», чтобы учеба для ребенка не превратилась в гонку за грамотами и дипломами. Перед тем как внедрить технологию «Портфолио» в практику, необходимо определить содержание работы с портфолио, объяснить детям, для чего они будут вести портфолио. Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза "Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован".

Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не только его результат.

Главное не победа, главное - участие!

Так как же должно выглядеть портфолио ученика начальной школы?

Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. И это радует! Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное.

Примерная структура портфолио:

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Содержит основную информацию.

Фамилия, имя, отчество, фотография, учебное заведение, класс, период, за который представлены документы и материалы, контактная информация.

Считаем важным дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим.

РАЗДЕЛ «Официальные документы»:

  • свидетельства об окончании музыкальной или художественной школы,
  • удостоверение о наличии спортивного разряда,
  • сертификаты международных, федеральных, региональных, муниципальных конкурсов, олимпиад, соревнований;

РАЗДЕЛ «Портфолио работ»

(собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в конференциях, конкурсах, слётах, выставках, прохождение факультативных, элективных курсов, участие в работе творческих, временных групп и др.)

РАЗДЕЛ «Портфолио отзывов»

В портфолио ученика начальной школы этот раздел включают не часто. А жаль! Ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная оценка педагогом его стараний. К сожалению, дневники школьников пестрят либо нелицеприятными замечаниями типа "Не готов к уроку!", либо ничего не отражающей похвалой типа "Молодец!". А что если вместо того же "Молодец!" дать небольшой отзыв в портфолио?

Например: "Принял активное участие в подготовке к внеклассному мероприятию "Цена Победы". Выучил и великолепно рассказал стихотворение. Самостоятельно подготовил стенгазету, при этом привлек к оформлению своих товарищей."

РАЗДЕЛ "МОЙ МИР"

Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка, где дети сами заполняют данные о себе.

Здесь могут находиться такие подразделы, как:

  • "Мое имя" - можно поместить расшифровку имени, нарисованную ладошку, каждый пальчик которой подписан самыми лучшими качествами ребенка, какой он добрый, умный, ласковый.
  • "Моя семья" - фото родителей, портреты нарисованные ребенком, свой портрет
  • "Мой город" - фотографии нашего города, можно поместить, если ребенок захочет, портреты известных людей города.
  • "Мои друзья" - оформляется на усмотрение ученика, портреты, фотографии, рисунки, подарки от друзей.
  • "Моя школа" - рисунки, фотографии.

РАЗДЕЛ "МОИ ДОСТИЖЕНИЯ" - где помещена таблица в виде графика с четвертными оценками и мониторингом техники чтения (для начальных классов), итоговые аттестационные ведомости и т.д.

РАЗДЕЛ - «МОЁ УЧАСТИЕ В ЖИЗНИ КЛАССА»

Здесь ученик заполняет таблицу участия в различных мероприятиях класса, города, школы, где он принимал участие и каких результатов достиг.

Так как первоначальное обучение по работе с портфолио, возложено на плечи учителей начальных классов, хочется дать им совет: в первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.

«Портфолио» - это незаменимый документ в работе с обучающимися. Портфолио помогает преподавателю выявить одаренных учащихся, вести классификацию «роста» своих учеников, а учащимся такой инструмент оценки своих успехов помогает самосовершенствоваться, самомотивироваться и классифицировать свои результаты.