Открытый урок по русскому языку "Обобщение знаний о частях речи"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: русский язык, части речи


Класс: 3.

Предмет: русский язык.

Тема: Обобщение знаний о частях речи.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Цель: формирование умения различать части речи.

Планируемые результаты

Учебно-познавательные:

  • Обобщение знаний о частях речи;
  • учить распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы.

Развивающие:

  • Развивать зрительную и слуховую память, интерес к предмету, обогащать словарный запас детей.

Воспитывающие:

  • Воспитывать прилежность, аккуратность.

Формируемые УУД

  • Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • постановка учебной задачи;
  • сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
  • планирование своей деятельности, внесение корректировки в свои действия.
  • оценивание качества и уровня усвоения материала.

Познавательные УУД:

  • •самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • анализ объектов с целью выделения их признаков;
  • синтез;
  • •подведение под понятие, выведение следствий.

Коммуникативные УУД:

  • умение плодотворно сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • формирование умения слаженно работать в паре, группе.

Ход урока

1. Организационный момент

- Раз, два, три, четыре, пять -
Урок пора нам начинать.
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь.

- Надеюсь наш сегодняшний урок обогатит вас знаниями и поможет раскрыть ваши способности. Ребята, вспомните что мы изучали на прошлых уроках.

- Слова к нам в гости вновь пришли, чтоб мы порядок навели.

(выходит девочка) - Интересно, что же нам сегодня наш волшебный сундучок подарит.

- Давайте заглянем.

Д: - Это же книга «Язык родной - дружи со мной».

(читает стих)

Всему название дано
И зверю и предмету,
Вещей вокруг полным полно.
И безымянных нет,
И всё, что может видеть глаз
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас
Обозначено словами.

(из книги рассыпаются слова)

- Ничего, не переживай Слова рассыпались, но мы с вами наведём порядок. (приклеиваем слова на мольберт)

- А что это у тебя такое красивое? Посмотрите, ребята какая необычная закладка, на что она похожа?

- Такую расписную старинную букву называли буквицей. Наш чемоданчик сегодня нам её принёс. Долгие годы учились рисовать, вырисовывать, чтобы она у нас была красива. Аккуратна. А где встречали такие буквы?

2. Минутка чистописания

- А мы сейчас с вами потренируемся также красиво писать. На каком этапе мы с вами учимся красиво писать?

- В ваших тетрадочках мы начнём сейчас минутку чистописания.

- Запишите заглавную и строчную букву м, подружите их. Пропишите соединение два раза. Посмотрите соединения букв с верхним и нижним соединением. Выберите два сочетания букв, одно с верхним и одно с нижним соединением и запишите их. А теперь представим, что мы с вами как художники и украсим нашу букву росчерком. Посмотрите.(показ на доске)

-Пропишите росчерк у себя на линеечке.

- Оцените свою работу на минутке чистописания. Нарисуйте на полях снежинку в форме звездочки, если у вас получилось написать, как в образце. Если были затруднения, то в форме пластинки, а если было трудно, то в форме ежа.

3. Орфографическая минутка

Чьи рисунки на окне
Как узор на хрустале,
Щиплет каждого за нос
Зимний дедушка Мороз.

- Посмотрите на нашу доску, есть там такое слово. Да, мороз есть. Поработаем с этим словом. Кто готов поработать? Запишите это слово в тетрадь.

4. Самоопределение к деятельности

- Ребята, а у нас ещё остались слова на доске. Кто прочитает?

- Скажите, что объединяет все эти слова?

- А на какие группы делятся все слова русского языка?(части речи)

- Составим с вами кластер по этой теме.

- На какие две большие группы делятся части речи? (самост-е и служебные)

- Сформулируйте тему урока, цель.

5. Работа по теме урока

- Давайте вспомним, какие относятся к самостоятельным частям речи.

- А теперь вспомним служебные части речи.

- Что вы знаете об имени существительном

- Давайте вспомним, что знаем об имени прилагательном.

- Вспомним о глаголе.

- Назовите служебные части речи. Скажите, а служебные отвечают на вопросы? Употребляются без самостоятельных частей речи?

- А зачем же. Какую роль они играют? Для чего они нужны?

- Хорошо. Молодцы.

- Посмотрите на доску и скажите, каким словом можно назвать небольшой мороз, как его называют?

- А помогать нам определять части речи будет алгоритм. Загляните в нашу тетрадочку-помощницу и вспомним наши шаги алгоритма.

- Итак, чтобы определить части речи нужно (называют шаги)

- Давайте определим к какой части речи относится слово морозец. Кто готов?

- Ребята, давайте запишем слова в наши тетрадочки по группам, первая группа будет имя существительное, запишите туда слово морозец.

- А каким словом можно назвать холодный день? (морозный)

- Давайте определим к какой части речи это слово относится. Кто желает?

- Запишите во вторую группу слово морозный.

- А каким словом можно назвать предметы подвергшиеся действию холода? (заморозить). Запишите это слово в третью группу.

- У нас ещё остались слова, давайте их тоже определим в группы.(дети определяют и записывают)

- И у нас осталось последнее слово морозно. Оно отвечает на вопрос как и не подходит ни к одной части речи. Ребята, с такими словами мы будем знакомиться позже. А сейчас давайте составим с ним предложение.

- А теперь оцените свою работу на полях. Что мы сейчас делали? (определяли части речи). Оцените себя.

- Хорошо. Молодцы. А теперь поработаем в парах. Но сначала вспомним правила работы в паре.

- Для выполнения задания нам понадобится тетрадочка-помощница. Откройте тетрадочки. Вам нужно выполнить задание «Третий лишний». Выполните задание. На выполнение даю две минуты. Поднимаем руки, кто готов.

- Давайте проверять задание. (дети отвечают, а остальные сигнализируют цветом).(группы слов отображаются на экране).

- А теперь оцените себя на этом этапе. Что мы сейчас делали?

- Прекрасно поработали. Давайте отдохнём.

6. Физминутка

7. Самостоятельная работа

- Ребята, скажите, а как я должна проверить ваши знания по этой теме?

- Сейчас мы выполним самостоятельную работу и будем использовать для этого пликерс. Подготовьте свои кюаркоды.

- Напоминаю вам, вы будете отвечать на вопросы. Если у вас ответ правильный эй, би, си или ди, то вы его поворачиваете сверху, чтобы сверху была буква. А я буду проходить и оценивать вашу работу. (работа в приложении пликерс) .Ответы зафиксировала. После урока проверю и завтра скажу результаты.

- А сейчас поработаем в группах. Вспомним правила.

- Итак будем выполнять задания в группах. Распределяемся на группы и один человек подходит ко мне за заданием. На выполнение задания у вас будет 5 минут. После выполнения мы с вами проведём проверку и каждая группа отчитается что его группа делала.

- Задание получено. Внимательно читаем, выполняем, следим за временем.

- Итак, ребята, время наше вышло, давайте проверять. Присаживайтесь на места.

- Вы с какими словами работали? (называют слова). - К какой группе эти слова относятся?

- Каким цветом мы обозначаем имя существительное? Какое слово у вас оказалось лишним? (зимняя) Почему? Достаньте из конвертов красный круг, расположите его на парте.

- Следующая группа, кто готов? С какими словами вы работали? (именами прилагательными). Какое лишнее слово у вас оказалось? Продолжалась). Почему оно лишнее? На какой вопрос это слово отвечает? (это глагол). А вы работали с прилагательными. Всё верно. Каким цветом обозначено имя прилагательное? (зелёным). Достаньте зелёный круг.

(выходят следующие 2 группы, рассказывают).

- С какими группами мы сегодня работали? Давайте прочитаем текст, который у нас получился.

- Ребята, а получился бы у нас текст, если бы мы не вставили слова существительные? Значит они делают текст понятным.

- А имена прилагательные для чего? А глаголы что делают? А служебные части речи что выполняют?

- Ребята, а теперь на партах покажите, как все вместе работают части речи.

- А теперь оцените себя на полях снежинками.

8. Рефлексия. Итог урока

- А сейчас давайте обобщим наши знания и оценим себя на всём уроке. Посмотрите на поля и посчитайте каких снежинок у вас больше. Выберите снежинку в вашем конверте и украсьте наше сказочное окно.

- Скажите, пожалуйста, что мы сегодня делали на уроке?

9. Домашнее задание

- Выполнить в тетрадочках помощницах на с.11.

1) Минутка чистописания

- А мы сейчас с вами потренируемся также красиво писать. На каком этапе мы с вами учимся красиво писать?

- В ваших тетрадочках мы начнём сейчас минутку чистописания.

- Запишите заглавную и строчную букву м, подружите их. Пропишите соединение два раза. Посмотрите соединения букв с верхним и нижним соединением. Выберите два сочетания букв, одно с верхним и одно с нижним соединением и запишите их. А теперь представим, что мы с вами как художники и украсим нашу букву росчерком. Посмотрите.(показ на доске)

- Пропишите росчерк у себя на линеечке.

- Оцените свою работу на минутке чистописания. Нарисуйте на полях снежинку в форме звездочки, если у вас получилось написать, как в образце. Если были затруднения, то в форме пластинки, а если было трудно, то в форме ежа.

2) Орфографическая минутка

Чьи рисунки на окне
Как узор на хрустале,
Щиплет каждого за нос
Зимний дедушка Мороз.

- Посмотрите на нашу доску, есть там такое слово. Да, мороз есть. Поработаем с этим словом. Кто готов поработать? Запишите это слово в тетрадь.

3) Самоопределение к деятельности

- Ребята, а у нас ещё остались слова на доске. Кто прочитает?

- Скажите, что объединяет все эти слова?

- А на какие группы делятся все слова русского языка?(части речи)

- Составим с вами кластер по этой теме.

- На какие две большие группы делятся части речи? (самост-е и служебные)

- Сформулируйте тему урока, цель.

4) Работа по теме урока

- Давайте вспомним, какие относятся к самостоятельным частям речи.

- А теперь вспомним служебные части речи.

- Что вы знаете об имени существительном

- Давайте вспомним, что знаем об имени прилагательном.

- Вспомним о глаголе.

- Назовите служебные части речи. Скажите, а служебные отвечают на вопросы? Употребляются без самостоятельных частей речи?

- А зачем же. Какую роль они играют? Для чего они нужны?

- Хорошо. Молодцы.

- Посмотрите на доску и скажите, каким словом можно назвать небольшой мороз, как его называют?

- А помогать нам определять части речи будет алгоритм. Загляните в нашу тетрадочку-помощницу и вспомним наши шаги алгоритма.

- Итак, чтобы определить части речи нужно (называют шаги)

- Давайте определим к какой части речи относится слово морозец. Кто готов?

- А каким словом можно назвать холодный день?(морозный)

- Давайте определим к какой части речи это слово относится. Кто желает?

- А каким словом можно назвать предметы подвергшиеся действию холода? (заморозить)

- У нас ещё остались слова, давайте их тоже определим в группы. (дети определяют)

- И у нас осталось последнее слово морозно. Оно отвечает на вопрос как и не подходит ни к одной части речи. Ребята, с такими словами мы будем знакомиться позже. А сейчас давайте составим с ним предложение.

- А теперь оцените свою работу на полях. Что мы сейчас делали? (определяли части речи). Оцените себя.

5) - Хорошо. Молодцы. А теперь поработаем в парах. Но сначала вспомним правила работы в паре.

- Для выполнения задания нам понадобится тетрадочка-помощница. Откройте на с.9. Найдите упр.5. Вам нужно выполнить задание «Третий лишний». Выполните задание. На выполнение даю две минуты. Поднимаем руки, кто готов.

- Давайте проверять задание. (дети отвечают, а остальные сигнализируют цветом).

- А теперь оцените себя на этом этапе. Что мы сейчас делали?

- Прекрасно поработали. Давайте отдохнём.

6. Физминутка

7. Самостоятельная работа

- Ребята, скажите, а как я должна проверить ваши знания по этой теме?

- Сейчас мы выполним самостоятельную работу и будем использовать для этого пликерс. Подготовьте свои кюаркоды.

- Напоминаю вам, вы будете отвечать на вопросы. Если у вас ответ правильный эй, би, си или ди, то вы его поворачиваете сверху, чтобы сверху была буква. А я буду проходить и оценивать вашу работу. (работа в приложении пликерс). Ответы зафиксировала. После урока проверю и завтра скажу результаты.

8) - А сейчас поработаем в группах. Вспомним правила.

- Итак, будем выполнять задания в группах. Распределяемся на группы и один человек подходит ко мне за заданием. На выполнение задания у вас будет 5 минут. После выполнения мы с вами проведём проверку и каждая группа отчитается что его группа делала.

- Задание получено. Внимательно читаем, выполняем, следим за временем.

- Итак ребята, время наше вышло, давайте проверять. Присаживайтесь на места.

_ Вы с какими словами работали? К какой группе эти слова относятся?

- Каким цветом мы обозначаем имя существительное? Достаньте из конвертов красный круг, расположите его на парте.

- Следующая группа, кто готов? С какими словами вы работали? (именами прилагательными). Какое лишнее слово у вас оказалось? Почему оно лишнее? На какой вопрос это слово отвечает? (это глагол). А вы работали с прилагательными. Всё верно. Каким цветом обозначено имя прилагательное? (зелёным). Достаньте зелёный круг.

(выходят следующие 2 группы, рассказывают.

- С какими группами мы сегодня работали? Давайте прочитаем текст, который у нас получился.

- Ребята, а получился бы у нас текст, если бы мы не вставили слова существительные? Значит они делают текст понятным.

- А имена прилагательные для чего? А глаголы что делают? А служебные части речи что выполняют?

- Ребята, а теперь на партах покажите, как все вместе работают части речи.

- А теперь оцените себя на полях снежинками.

9) Рефлексия. Итог урока

- А сейчас давайте обобщим наши знания и оценим себя на всём уроке. Посмотрите на поля и посчитайте каких снежинок у вас больше. Выберите снежинку в вашем конверте и украсьте наше сказочное окно.

- Скажите, пожалуйста, что мы сегодня делали на уроке?

Д.з.