Смысловое чтение (работа с текстом) на уроках русского языка и литературы

Разделы: Общепедагогические технологии

Ключевые слова: смысловое чтение


1. Мотивация

Слайд 1. Презентация

Уважаемые коллеги, верите ли вы, что…

1. Верите ли вы, что можно детей научить учиться?
2. Верите ли вы, что урок длится 45 минут?
3. Верите ли вы, что школа может существовать без детей?
4. Верите ли вы, что всё это происходит ради детей?
5. Верите ли вы, что учитель находится в постоянном поиске новых идей?
7. Верите ли вы, что работа с текстом не влияет на развитие речи ребёнка?
8. Верите ли вы что формирование читательской грамотности - не играет роли в образовании детей?

Я тоже в это не верю, так как умение читать уже не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

2. Теоретический блок

Сегодня чётко сформулированы понятия «функциональная грамотность» и «грамотность чтения», а также требования к умениям ученика основной школы в области чтения и осмысления текстов разного вида.

Слайд 2

Функциональная грамотность - это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Слайд 3

Функциональное чтение - это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц). слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц).

Слайд 4

Под грамотностью чтения понимается способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Слово «грамотность» подразумевает успешность в овладении учащимися чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в труде и жизни общества. Таким образом, грамотность чтения характеризуется четырьмя главными умениями, которыми должен овладеть ученик:

  • общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла;
  • нахождение информации;
  • интерпретация текста;
  • рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.

Ученик, у которого сформированы навыки фунционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста - для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.». (А.А.Леонтьев). Ученик, у которого сформированы навыки функциональной грамотности, умеет пользоваться различными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным). Он способен переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания и данному виду текстов.

Грамотность чтения оценивается на основании способностей школьников к восприятию и работе с различными текстовыми формами (например, тексты бланков, списки, тексты, заключенные в диаграммы и таблицы) и различными формами изложения текстов (повествование, описание и рассуждение), чаще всего используемыми во взрослой жизни.

Слайд 5

Существуют различные типы заданий, которые позволяют развивать и проверять навыки чтения:

1. Задания «множественного выбора»:
1) выбор правильного ответа из предложенных вариантов;
2) определение вариантов утверждений, соответствующих/не соответствующих содержанию текста/не имеющих отношения к тексту;
3) установление истинности/ложности информации по отношению к содержанию текста.

2. Задания «на соотнесение»:
1) нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями, пунктами плана, картинками, знаками, схемами, диаграммами и частями текста (короткими текстами);
2) нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений, картинок, схем и т.п.;
3) соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста (нахождение синонимов/ антонимов).

3. Задания «на дополнение информации»:
1) заполнение пропусков в тексте предложениями/ несколькими словами/одним словом;
2) дополнение (завершение) предложений.

4. Задания «на перенос информации»:
1) заполнение таблиц на основе прочитанного;
2) дополнение таблиц/схем на основе прочитанного.

5. Задания «на восстановление деформированного текста»: расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной последовательности.

6. Задания с ответами на вопросы могут иметь различные целевые установки и соответственно различаться по степени сложности. В зависимости от цели и конкретного содержания вопросы можно разделить на три основные группы:

  • поиск и целенаправленное извлечение информации («Общее понимание текста» и «Выявление информации»):
    • нахождение фактического материала - в основном вопросы кто (что)? где? когда? что делал (а)?;
    • определение темы;
    • выявление информации, явно не выраженной в тексте.
  • обобщение и интерпретация содержания текста («Интерпретация текста»):
    • нахождение в тексте заданной информации;
    • нахождение в тексте данных, иллюстрирующих определённую мысль;
    • использование информации из текста для подтверждения своей точки зрения;
    • установление смысловых связей между частями текста или двумя (несколькими) текстами;
    • определение основной мысли (идеи) текста;
    • соотнесение конкретной детали с общей идеей текста;
    • выяснение намерений автора текста;
    • интерпретация (комментирование) названия текста;
    • формулирование вывода на основании анализа информации, представленной в тексте.
  • оценка содержания и формы текста, рефлексия («Рефлексия содержания» и «Рефлексия формы подачи текста»):
    • сопоставление содержания текста с собственным мнением;
    • соотнесение информации текста с собственным опытом;
    • оценка поступков (действий) героев текста;
    • обоснование своей точки зрения на основе ранее известной информации и сведений из текста;
    • оценка утверждений, содержащихся в тексте, с учётом собственных знаний и системы ценностей;
    • определение назначения, роли иллюстраций;
    • «предугадывание» поведения (поступков) героев текста, последовательности событий;
    • «предвидение» событий за пределами текста, исходя из содержащейся в нём информации;
    • определение жанра и стиля текста;
    • выяснение типа речи (описание, повествование, рассуждение);
    • нахождение средств художественной выразительности и определение их функций.

Слайды 6-9

3. Практический блок

Слайд 10

1. Практическая работа с текстом по русскому языку

2. Работа по группам

Группа 1. Приём «Письмо с пробелами».

Группа 2. Приём «Диктант значений».

Группа 3. Приём «Ассоциативный куст».

4. Подведение итогов

Слайд 11

Рефлексия

Слайд 12