Урок русского языка в 6-м классе по теме «Повторение по теме "Имя существительное"»

Разделы: Русский язык

Класс: 6

Ключевые слова: имя существительное


Система образования в Сингапуре была создана практически с нуля и за 45 лет независимого существования государства достигла огромных успехов, выгодно выделивших ее на мировом уровне. Многие страны берут эту систему образования в качестве примера для развития собственной, поскольку в ней используются самые современные технологии.

Данные методы используется в школах Сингапура, он основан на командных формах работы, создании психологически комфортной, безопасной среды для обучающихся, использовании разнообразных структур как для академических целей, так и для классбилдинга (объединение класса), тимбилдинга (объединение команды).

Использование обучающих структур сингапурской методики на различных этапах урока считаю приемлемым, когда идет повторение домашнего задания и закрепление темы: при общении со своими партнерами учащийся вынужден несколько раз повторить материал, что способствует его отработке и усвоению. Детям интересно. С большим удовольствием готовят они вопросы для своих одноклассников, общаются. Да и перемещение по классу во время урока, поиск партнера для сотрудничества оказывают положительное влияние на весь ход обучения.

Обстановка на уроках способствует более успешному усвоению материала детьми. Работа в группах помогает ребятам мыслить творчески и реактивно, в общении они совместно решают поставленные задачи, находят и объясняют ошибки друг друга, выслушивают каждого участника в группе, с уважением относятся к его выбору и мнению. Применение Сингапурской системы обучения помогает раскрыться учащимся с новой стороны, так как главным на уроке сам ученик и его деятельность, а учитель - помощник, наставник. Новые методы развивают личность каждого ученика, заставляет его думать, проявляться, позволяет изменять видение материала, повышает его эмоциональный уровень, а значит, и благотворно влияет на здоровье организма.

Цели:

  • закрепить, обобщить все изученное по теме «Имя существительное», подготовиться к контрольному диктанту по данной теме;
  • развивать умения в определении и употреблении имен существительных в устной и письменной речи;
  • развивать умения анализировать, выделять главное: мышление, память, сообразительность, умение отстаивать свою точку зрения, анализировать ответы товарищей;
  • создать атмосферу, способствующую воспитанию личности в условиях социального партнерства (ученик - ученик, ученик - учитель, ученик - коллектив), прививать любовь к русскому языку.

Тип урока: урок повторения-обобщения.

Форма урока: урок-практикум.

Методы работы: репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.

Оборудование, техническое оснащение: мультимедийный экран, проектор, листочки, маркеры, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент

Вступительное слово учителя. - Здравствуйте, ребята! Садитесь. На нашем уроке присутствуют гости, поприветствуем их. Ребята, этот урок необычный, потому что мы будем работать по Сингапурской методике и будем применять разные обучающие структуры. (Слайд №1) Тема сегодняшнего урока: «Повторение по теме «Имя существительное».

II. Повторение изученного материала

1. Разбор имен существительных по Сингапурской методике с использованием обучающей структуры Конэрс («углы»).

Учащиеся выбирают понравившиеся существительные, распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта. Получается группа из нескольких человек. И каждый участник из каждой группы дает определение и приводит примеры.

  • Существительные общего рода
  • Разносклоняемые существительные
  • Имеющие форму только множественного числа
  • Имеющие форму только единственного числа

2. Определение грамматических признаков имен существительных по Сингапурской методике с применением обучающей структуры Модель Фрейер.

Учащиеся рассматривают понятие «имя существительное» с разных сторон, записывая его обязательные и необязательные (постоянные и непостоянные признаки) характеристики, приводят примеры и антипримеры.

3. Синтаксическая разминка. Составление предложений со словами, связанными с понятием «русский язык» по Сингапурской методике с применением обучающей структуры - Тик Тек Тоу («крестики-нолики»)

Учитель раздает заранее приготовленные и пронумерованные листочки. Каждый учащийся громко проговаривает свой пример и записывает его на листочек, это слово больше не должно повторяться. Участники работают по кругу. Итак продолжается до тех пор, пока все 9 листочков не заполнятся. Учащиеся составляют по 3 предложения, используя три слова, расположенных в любом ряду по вертикали, горизонтали и диагонали.

тетрадь

упражнение

задание

текст

правила

предложение

время

тетрадь

карандаш

Примерные ответы: Для того чтобы переписать текст в тетрадь, нужно время.

Ученики прочитали задание, в тетрадях выполнили упражнение.

Задание было такое: разбор предложения сделать карандашом.

4. Закрепление орфографических навыков. Выполнение задания с применением обучающей структуры Сималтиниус Раунд Тэйбл.

4 участника в команде одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках и по окончанию передают друг другу по кругу на взаимопроверку. После этого один или 2 учащихся анализируют данные примеры.

Задание: вставь пропущенные буквы, определи падеж и склонение у существительных.

а) шли от деревн…

б) стоял на алле…

в) выступал на лекци…

г) букет из сирен…

д) вышел из метр…

е) о внимани… на урок…

ж) время от врем…н…

5. Разбор текста по Сингапурской методике с применением обучающей структуры Таймд Раунд Робин.

Дается 1 минута на размышление. Учащиеся читают фрагмент текста, и в течение определенного количества времени (25-30 секунд) проговаривают ответы по кругу один раз.

Задание: прочитать, определить стиль текста, тип речи, основную мысль. Кроме этого, найти в тексте существительное, которое может называть лиц и мужского и женского пола.

Мама и папа ушли в кино. Скоро придут. Наташа дома одна. Звонок. В дверях Мария Петровна. Она врач, работает вместе с мамой.

- Здравствуй, Наташа! Мама дома?

- Нет мамы, - Наташа нетерпеливо глядит на гостя. Ее рука на щеколде задвижки.

- Жаль. До свидания.

Вывод: (Разговорный стиль. Тип речи - повествование.

Основная мысль - Наташа - невежа (невоспитанный, неучтивый человек).

Существительное - врач.

Учащиеся отвечают на дополнительный вопрос: «Правильно ли поступила Наташа? Чего она не знает? Как бы вы поступили на ее месте? Какие качества должен иметь человек, для того чтобы считаться настоящим человеком?

6. Работа с утверждениями с применением обучающей структуры Эй Ар Гайд.

В столбике «До» ставят «+», если согласны с утверждением, или «-», если не согласны с утверждением. Через 2-3 минуты слушание выступления одного из учащихся. После выступления, учащиеся еще раз читают свои утверждения, сравнивают столбики «До» и «После». Проговаривают ответы. Изменились ли их убеждения?

  • Имена существительные изменяются по родам
  • Все существительные в русском языке склоняются по падежам
  • Нам известно о 7 разносклоняемых именах существительных
  • Не с существительными всегда пишется слитно
  • В русском языке 6 падежей
  • Имя существительное - служебная часть речи

7. Повторение при помощи Фо Бокс Синектикс. Рассмотрение темы «Имя существительное» с разных сторон путем составления аналогий.

Учащиеся должны сложить листок бумаги вдвое и еще раз вдвое, нарисовать квадратик в центре, записать и зарисовать по одному неодушевленному предмету в каждый квадрат, один из которых должен уметь двигаться (цветок, дерево, самолет, ведро)

  • Имя существительное похоже на цветок, потому что…
  • Имя существительное похоже на самолет, потому что…
  • Имя существительное похоже на дерево, потому что…
  • Имя существительное похоже на ведро, потому что….

8. Лексический диктант. Выполнение задания при помощи обучающей структуры Микс Пэа Шэа. Учащиеся смешиваются под музыку, образовывают пару, когда музыка прекращается и в течение одной минуты два участника обмениваются короткими ответами.

а) Здание, предназначенное для стоянки, ремонта электровозов и вагонов(депо)
б) Сигнальный щит, на котором автоматически показываются какие-либо результаты (табло)
в) Спортивная игра в мяч на воде (поло)
г) Низкорослая шотландская лошадь (пони)
д) Кусок мяса или рыбы, очищенный от костей (филе)
е) Знак препинания в виде длинной горизонтальной черточки (тире)

III. Итог урока

Подведение итогов урока при помощи обучающей структуры Коннект - Экстэнд - Чэлендж.

Учащиеся отвечают на вопросы:

а) Что нового узнали?

б) Над чем вам еще нужно поработать?

в) Вопрос, который возник у вас во время урока?

IV. Постановка домашнего задания

Подготовиться к контрольному диктанту по теме «Имя существительное».

V. Выставление оценок