Конспект образовательной деятельности по лепке с элементами коллективной аппликации и национально-регионального компонента "Румяный Колобок"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: младшая группа, лепка из пластилина


Возраст: вторая младшая группа (3-4 года).

Цель: создать условия для развития художественных умений и навыков через продуктивную деятельность и погружение в татарское устное народное творчество.

Задачи:

  • Образовательные: упражнять детей в технике скатывания шара между ладонями, закреплять и обогащать знания детей о видах лепки, познакомить детей с героями народной сказки «Колобок» в татарской вариации, обогащать речь детей татарскими словами «эби» (бабушка), «бабай» (дедушка), «ипекэй» (колобок), дать представление о тюльпане как основном элементе татарского узора.
  • Развивающие: развивать творческое мышление, фантазию, аккуратность при работе с пластилином, развивать мелкую моторику рук, умение воспринимать и последовательно выполнять предложенную инструкцию, развивать устойчивый интерес к лепке, аппликации, интерес к татарской культуре и орнаменту.
  • Воспитательные: воспитывать желание доводить начатое дело до конца, воспитывать умение слушать речь педагога, отвечать на вопросы, воспитывать умение действовать с уважением к другим ребятам.
  • Оздоровительные: обогащать двигательный опыт детей, формировать правильную осанку, укреплять моторику рук при помощи пальчиковой гимнастики, артикуляционную мускулатуру посредством проговаривания звуков.

Наглядный материал и оборудование:

  • Демонстрационный материал: герои бабушка и дедушка из кукольного театра, игрушка Колобок, 2 вырезанных плаката с нарисованным окном, подставкой для результатов лепки и наличником, украшенных татарским орнаментом, 2 доски для подвешивания плаката, магниты (при необходимости).
  • Раздаточный материал: пластилин желтого цвета, клеенка, доска для лепки, вырезанный красный тюльпан, клей.

Словарная работа: эби, бабай, ипекэй, тюльпан.

Организация детей: сидя за столом, сидя на ковре, фронтальная работа.

Методы и приемы: рассказ, беседа, показ способов действий, просмотр эпизода кукольного театра, рассматривание иллюстраций, художественное слово, пояснение, вопросы, динамическая пауза, упражнение «Закончи узор».

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Колобок», просмотр настольного театра по сказке, проигрывание по ролям, рассматривание иллюстраций из детских книг.

Ожидаемый результат: дети познакомятся с названиями героев народной сказки «Колобок» в татарской вариации, обогатят свой словарь новыми словами, узнают об основном татарском орнаменте, закрепят навыки лепки и аккуратного приклеивания элементов.

Ход занятия

Части

Содержание

Время

I. Вводная часть

1. Приветствие

Воспитатель: Добрый день, ребята! В этот прекрасный день я хочу поделиться с вами своим хорошим настроением, а если и вы хотите подарить другу улыбку, то давайте скажем нужные слова:

Становитесь, дети, в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

Дети: (повторяют слова, выполняют движения)

2. Знакомство с новым героем

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие в сказку. А в какую сказку попробуйте угадать сами.

Он по коробу скребён,
По сусекам он метен,
У него румяный бок,
Он веселый…

Дети: Колобок!
Воспитатель: Верно. Только мы сегодня отправимся не в русскую народную сказку про Колобка, а в татарскую сказку. В татарском языке, на котором говорят очень много людей в Татарстане, Казани и даже в Иннополисе есть сказка очень похожая на наш «Колобок». Давайте узнаем, кто в этой сказке живет.
Дети: (ответы детей)

3 мин.

II. Основная часть

1. Игровая ситуация: работа над словарем

Воспитатель: В одной татарской деревне жили эби и бабай (показываются кукольные герои). Кто это, вы поняли, ребята?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это бабушка и дедушка. Давайте вместе повторим: эби, бабай.
Дети: (повторяют слова)
Воспитатель: Жили эби и бабай бедно, детей у них не было. Вот однажды попросил бабай испечь ипекэй. Еще одно новое слово появилось! Вы поняли, ребята, что попросил испечь дедушка?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, в татарском языке колобок называют ипекэй. Давайте повторим вместе это слово.
Дети: (повторяют слово «ипекэй»)
Воспитатель: Эби по сусекам поскребла, помела и нашла две горсточки муки, потом начала месить тесто.

2. Продуктивная деятельность: лепка

Давайте узнаем, кто быстрее и лучше сделает ипекэй: мы или эби. Подходите к столам и возьмите кусочек желтого пластилина. Начнем мы мять пластилин и катать в шарик, чтоб получился красивый ипекэй и будем приговаривать:

Он по коробу скребён (одна рука скребет по другой),
По сусекам он метен (одна рука метёт по другой),
У него румяный бок (двумя ладошками имитируем катание шарика),
Он веселый колобок.

Дети: (выполняют)
Воспитатель: Не забывайте держать ровно спинку для хорошей осанки.
Подскажите, как называется наш герой на татарском языке?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Правильно.

3. Артикуляционная гимнастика

Воспитатель: Такие красивые они у вас получились. Вот и у эби ипекэй готов. А что потом произошло в сказке?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Верно, потом поставили в печку. Давайте мы тоже представим, что ставим их в печку: берите ипекэй на ладошку и жарьте «ш-ш-ш» (дети имитируют звуки и движения). А теперь нужно подуть, чтобы остыло (дети дуют).

4. Физкультминутка

Воспитатель: Вот какие у вас колобки получились! Пора немного отдохнуть.

Колобок, колобок, тёплый и румяный. (наклоны вправо, влево)
Прыг да скок, прыг да скок, припустился наш дружок, (прыжки, бег на месте)
То направо повернул, то налево он свернул, (повороты направо и налево)
То с листочком закрутился, (поворот на 360 градусов)
То с бельчонком подружился. (приседание)
Покатился по дорожке, (легкий бег на месте)
И попал ко мне в ладошки. (дети подбегают к воспитателю)

5. Упражнение «Закончи узор»

Воспитатель: Что же сделали в сказке, чтобы остыл быстрее колобок?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, поставить нужно на окошко студиться.
Посмотрите, какое красивое окошко у нас в группе появилось, как в настоящей сказке. (подходят к доске)
Посмотрите, какие красивые татарские узоры. Они вам нравятся? Какие там цвета использованы? Какой цветок нарисован?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Главный символ татарских узоров - тюльпан. Это такой красивый, нежный цветок. Эти окошки одинаковые, ребята? Почему?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Художник, когда рисовал эти окошки, постарался сделать их одинаковыми, но где-то позабыл нарисовать тюльпаны. Посмотрите внимательно. Давайте это исправим.
Дети: (приклеивают недостающие тюльпаны)
Воспитатель: Вы такие молодцы! Такие красивые окошки у нас получились. Сейчас здесь точно можно оставить наши ипекэй.

10 мин.

III. Заключительная часть

Воспитатель: Вот и заканчивается наше путешествие в татарскую сказку «Ипекэй». Какие герои у нас сегодня были? Кого они означают? А как зовут Колобка в татарской сказке?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, молодцы. Мы с вами вместе сделали настоящие ипекэй и поставили на окошко студиться. А окошко у нас не простое, а украшенное узорами. Какой главный татарский узор вы запомнили?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Верно, ребята. Вы сегодня очень хорошо постарались.

2 мин.