Мастер-класс для педагогов ДОО "Использование техники «друдл» в развитии воображения, мышления и творческих способностей дошкольников"

Разделы: Работа с дошкольниками, Школьная психологическая служба, Мастер-класс

Класс: д/с


Ход проведения мастер-класса

  1. Игра на знакомство «Топ-хлоп». Настрой «Что я ожидаю от встречи?»
  2. Почему необходимо развивать воображение детям и взрослым?
  3. Что такое «друдлы»?
  4. Проведение имитационной игры (основные приемы работы).
  5. Рефлексия («Оправдались ли мои ожидания»). Напутствие участникам.

1. Игра на знакомство «Топ-хлоп»

Настрой «Что я ожидаю от встречи?»

Вступительное слово ведущего. Уважаемые коллеги, мы собрались сегодня, чтобы обозначить важность развития воображения у детей дошкольного возраста и познакомиться с таким приемом развития воображения, мышления и творческих способностей детей, как «друдлы».

Предлагаем сфокусироваться на следующих задачах:

  1. Познакомиться с идеей создания «друдлов»;
  2. Освоить основные приемы работы с «друдлами»;
  3. Создать модели «друдлов».

Я представлюсь вам с помощью персонального «друдла». Меня зовут Лидия Анатольевна, я работаю педагогом-психологом в МДОАУ 17. Работа моя проходит в условиях многозадачности и в условиях ограниченного времени. В голове моей генерируется много идей и мой рабочий день наполнен большей частью радостными и интересными событиями. Но в потоке этих событий, предстоящих и нерешенных задач, эмоций, волосы на моей голове стоят «дыбом», рот искривился в неоднозначной кривой линии, не то улыбки, не то ухмылки.

2. Почему же необходимо развивать воображение детям и даже взрослым?

В своей книге «Педагогика для все» известный публицист, педагог, журналист, философ, писатель, основатель газеты «Первое сентября» (ныне издательский дом «Первое сентября») Симон Львович Соловейчик называет воображение даром, который развивает душевные качества человека, а именно интерес к человеку и способность сочувствовать ему, «воображением доставлять себе ту же боль, что мучит другого человека».

Симон Соловейчик утверждает, что «Человек без воображения добрым быть не может… Личность нашего ребенка во многом зависит не от характера и не от ума, который волнует нас больше всего (умный? глупый?), а от природных свойств воображения, его живости, его горячности, спокойствия и мятежности, от его силы и слабости».

Своему читателю он раскрывает секрет воспитания ребенка словами: «Ключ к ребенку - не в поведении его, а в воображении. Кто хочет овладеть поведением, тот ничего не добьется; но все сделает с ребенком или подростком тот, кто овладеет его воображением».

«Сколько бы мы ни давали ребенку материальных благ, успех воспитания зависит не от них, а от благ воображаемых - о чем мечтает ребенок?». Автор призывает посвятит мечтам ребенка полчаса в день.

После таких воодушевляющих слов думается, что и мы с вами последуем его призыву.

Приведем несколько научных данных, чтобы добавить нашей встрече серьезности, а не только романтизма.

В норме, воображение становится ведущей функцией на шестом году жизни и остается ею и на седьмом году жизни. У дошкольников 5-6 лет мы наблюдаем проявление творческой активности, развитие фантазии. Ведущая потребность этого возраста - потребность в общении и творческой активности.

При этом психическое развитие ребенка пополняется такими новообразованиями, как: предвосхищение результата деятельности, а к семи годам развивается произвольность всех психических процессов и рождается внутренний план действий.

Развивая воображение, какого результата мы ожидаем?

  • Воображение расширит границы познания и растущая познавательная потребность ребенка во многом удовлетворится с помощью воображения. Оно как бы снимет дистанцию между тем, что ребенок может воспринять, и тем, что недоступно его непосредственному восприятию. Воображение объединится с мышлением, и поможет ребенку при решении познавательных задач.
  • Воображение разовьет умение создавать замысел и планировать его достижение. Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно (сознательно регулируя поведение) создавать образы. А затем дети самостоятельно представляют замыслы и план их реализации. Старшие дошкольники способны фантазировать произвольно, заранее до начала деятельности планируя процесс воплощения замысла. Они намечают план достижения цели, предварительно отбирают и готовят необходимое оборудование.
  • Воображение помогает ребенку решить эмоциональные и личностные проблемы, неосознанно избавиться от тревожащих воспоминаний, восстановить психологический комфорт, преодолеть чувство одиночества.

Ответ на вопрос почему же необходимо развивать воображение детям в том, что возникновение и развитие воображения - социально обусловленный процесс. Именно взрослый закладывает у ребенка механизмы воображения. И только в общении с ним ребенок осваивает общественно выработанные и фиксированные в культуре средства создания новых образов: сначала действия, а позднее - речь.

Как возникла идея создания друдла и что это такое?

«Друдл» - это задача, незаконченная картинка в которой требуется домыслить, додумать, расшифровать что изображено на рисунке или дорисовать.

Они "включают" в работу лобные доли - те области мозга, которые отвечают за программирование, регуляцию и контроль произвольной деятельности. У них нет единственно верного решения - количество ответов ограничено лишь пределами нашего воображения. Очень важным для этого будет назвать как можно больше вариантов ответов для одной картинки. Для ребенка достаточно 3-5 разных вариантов описания того, что изображено на рисунке.

Но на самом деле для каждого изображения возможно не менее 20-30 различных толкований.

«Друдлы» рисуют черным карандашом или черным фломастером на белой бумаге (отказ от декоративности и достижение результата наименьшим количеством выразительных средств). Картинка друдлов является чем-то вроде каракулей, и похожа на то, что обычно студент или школьник рисует машинально на бумаге во время лекций или урока.

Подходящий возраст для работы с друдлами - это дети от 5 лет и взрослые.

Друдлы стали популярны в США после того, как американский комик Роджер Прайс в 1953 году издал книгу Droodles с собранием простых картинок, смысл которых нужно придумать самому. Автор снабдил рисунки смешными и неожиданными подписями, чтобы подтолкнуть читателя к самостоятельному и творческому поиску смыслов. Книгу быстро раскупили, а потом много раз переиздавали, добавляя новые друдлы.

Хотя именно Роджер Прайс сделал друдлы популярными по всему миру, он не был их изобретателем. Сложно установить того, кто первым придумал рисовать простые картинки с возможностью разных интерпретаций, но, например, вы наверняка узнаете «удава, который проглотил слона». Он был придуман за 10 лет до пика популярности друдлов. Подскажите, из какой книги этот друдл? Иллюстрация к «Маленькому принцу» Антуана де Сент-Экзюпери.

Эта картинка тоже друдл. Малыш ведет козу на рынок (видна только веревка).

Друдлы могут стать не только развлечением для взрослых и детей, но и хорошим способом визуализировать, запоминать сложную информацию. Например, в Эстонии придумали друдлы, в которых зашифрованы фольклорные сюжеты. В такой форме дети могут легко запомнить название книги, главных героев сказки или даже математическое понятие. Напоминает прием мнемотехники, правда коллеги?

3. Рассмотрим пример друдла

Что это?

Возможно, это:

  1. Человек в костюме с галстуком-бабочкой, защемленным дверью лифта.
  2. Или бабочка, взбирающаяся по веревке вверх.
  3. Соединение бревен "ласточкин хвост".
  4. Геометрическая задача.
  5. Флюгер на крыше дома (или какой-либо рисунок на крыше).
  6. Песочные часы, стоящие на столе.
  7. Два громкоговорителя на столбе.
  8. Шкаф с ручками.
  9. Два клювика птиц.
  10. Подарочная коробочка.
  11. Ручки двери с двух сторон.
  12. Закрытое окно.
  13. Стрекоза над дорогой.

Вы можете увидеть в данном изображении десятки различных ситуаций. Единственно правильного ответа нет. И необязательно ответ должен быть реалистичным. Ему достаточно быть забавным, интересным и немного похожим на то, что изображено на рисунке. Но вы заметили, как заработал ваш мозг?

Самые простые детские варианты: это придумывание и превращения во что-либо геометрических фигур. И, опять же, нужно придумать как можно больше вариантов.

Далее можно взять 2-3 геометрические фигуры, стоящие рядом.

Когда получается хорошо расшифровывать эти головоломки, то можно начать придумывать свои: вы придумываете для ребёнка, а он для вас. Получается очень интересная и развивающая игра.

Вспомним, что основные геометрические фигуры на плоскости - это точка и линия. Точки превращаются в линии, а линия превращается в плоские геометрические фигуры. И вооружившись школьными знаниями начинаем первую игру.

4. Проведение имитационной игры

«Дорисуй»

1. Возьмите карточки со стола и маркеры, мы предлагаем вам нарисовать на листе бумаги что - то. То, что вы захотите, все, что приходит вам в голову. (рисуете линии, кляксы). Засекаем время 1 минута.

2. Когда игроки закончат рисунки, по моей команде «Руки» два игрока поднимают руку, один игрок с одной команды, а второй игрок с другой команды). Они меняются рисунками. Команда «Руки» звучит до тех пор, пока все игроки не обменяются картинками.

Задание: на рисунке партнера по игре дорисуйте абстрактные закорючки до цельных картинок.

3. Теперь снова предложите напарнику поменяться рисунками. В ваших фигурах и линиях он увидел что-то свое и дорисовал.

Предлагаем напарникам встать и обсудить картинки: спросите название своего рисунка, обговорите линии, фигуры, задайте вопросы: «Что за линии?», «На что похоже?», «А что вы здесь дорисовали?».

Игра между командами

Мы предлагаем вам один общий для двух команд друдл, в течение 3 минут команды придумывают как можно больше вариантов описания картинки. По истечении времени команды по очереди предлагают свои варианты, та команда, которая не сможет дать описание проигрывает.

Игра на вылет

Приглашаем вас в один общий круг, оставим листочки и принадлежности для записи.

Любым образом выберите первого игрока. Он тянет из стопки карточек один друдл, кладёт его на стол картинкой без подписи вверх и даёт своё объяснение нарисованному. Затем все игроки по часовой стрелке тоже высказывают свои версии (описания недолжны повторяться). Повторяться нельзя, на раздумье даётся 5-7 секунд. По требованию соперников игрок должен обосновать свою версию, а если он не сможет этого сделать, попытка не засчитывается. Игрок, который не сумел ничего придумать, выбывает из раунда. Версии выдвигаются, пока в игре не останется только один участник: он выигрывает этот раунд и в знак победы забирает себе карточку.

В следующем раунде звание первого игрока передаётся по часовой стрелке.

В партии должно быть столько раундов, чтобы каждый участник побывал первым игроком равное число раз. Например, игра на четверых может продлиться четыре, восемь, двенадцать раундов.

Победителем становится тот, кто выиграл больше всего раундов, иными словами - собрал больше всего карточек.

5. Рефлексия («Оправдались ли мои ожидания»)

Напутствие участникам.

Презентация