Методическая разработка на развитие функциональной грамотности «Анализируй! Сомневайся! Принимай решение!»

Разделы: Мастер-класс

Ключевые слова: Функциональная грамотность


Цель:

  • способствовать развитию визуального самовыражение, которое предполагает, что учащиеся исследуют, экспериментируют и выражают различные идеи с помощью разнообразных изобразительно-выразительных средств;
  • развивать способности подростков, которые помогут находить новые нестандартные (креативные) решения.

Задачи:

  • развитие креативности,
  • осознание личных барьеров, причин возникновения и технологий их преодоления;
  • развитие творческого потенциала, способности к импровизации.

Ход занятия

1. Мотивирование

Вы пришли домой, и выяснили, что ключей от квартиры нет. Ваши действия? (предлагаемые варианты показывают уровень развития дивергентного мышления).

А знаете ли вы, что привычка мыслить креативно помогает людям достигать лучших результатов в преобразовании окружающей действительности, эффективно и грамотно отвечать на возникающие вызовы.

2. Актуализация

Подумайте, и о том, что конкретно вам мешает достичь лучших результатов, приблизиться к своей мечте?

Заранее можно провести тестирование по данным методикам и выяснить уровень осознании личных барьеров.

  • «Методика измерения ригидности» - онлайн тест https://b17.ru›tests/326/
  • «Конформность-внушаемость» https://onlinetestpad.com/ru/test/907170-konformnost-vnushaemost-klauchek-delaryu

3. Целеполагание

Посмотрите на картинки, постарайтесь описать свои ощущения. Попробуйте сопоставить картинку и текст.

Проанализируйте полученный результат, может вы хотите что-то добавить, а что-то убрать?

Как вы считаете, если вы уберёте один из барьеров, которые мешают идти к цели, вам станет легче до неё дотянуться?

4. Осуществление учебных действий

Есть предложение, попробовать приблизиться к своей мечте и постараться получить возможность отвлечься, сделать паузу, отдохнуть, осмыслить что я могу и для чего.

В зависимости от детской возрастной аудитории и временных рамок можно предложить ребятам следующие методики (ВАРИАНТЫ МОГУТ БЫТЬ ДРУГИЕ):

Методика

Алгоритм действия

Вариант выполнения

Ситуация

В течении 5 мин. необходимо придумать и выдать НОВЫЙ продукт. Например, приготовить салат только из тех продуктов, которые есть в холодильнике;
организовать свободное креативное пространство в данной комнате; придумать оригинальный подарок на день рождения

Изобретатель

Придумать новые способы применения обычного предмета (консервная пустая банка, скотч, скрепка и т.д.)

Тест креативности Торренса.
https://psycabi.net›

Три краски

Выбрать любых 3 понравившихся цвета, которые сочетаются между собой. Заполнить этими красками весь лист. Описать, на что похож получившийся рисунок. Обменяться с товарищем и подумать вместе.

Музыка в рисунке

Включаем классическую музыку и предлагаем её прослушать с закрытыми глазами. Ребенок, слушая, представляет и воображает то, о чем рассказывает музыка. Рисует и комментирует. В конце можно посмотреть рисованный фильм под музыку.

Метафора

Завершить фразы:
Небо синее, как…
Кричит громко, как…
Холодный, как…
Устал, как…

Ассоциации

Выбрать предмет, например, окно. Написать 5 прилагательных, которые относятся к данному предмету. Добавить еще 5, которые не подходят по смыслу. Какая часть работы выполнялась быстрее. Как вы думаете почему? (шаблон)

Стеклянное, мокрое, прозрачное, большое, открытое.
Горячее, быстрое, громкое, живое, любопытное.

5. Применение полученных знаний в новых ситуациях

Мы с вами прекрасно поработали, у нас получились интересные, креативные работы. Давайте подумаем, что мы приобрели, а к чему нам следует стремиться.

Ребятам предлагается список внутренних стимуляторов, которые позволяют мыслить креативно. Варианты, в зависимости от возраста ребят: произвести ранжирование - 1 у меня это получилось классно…10 - есть к чему стремиться или прикрепить стикеры к тому, что лучше всего удалось на данном занятии.

  1. Целеустремленность и уверенность в своих силах
  2. Сотрудничество
  3. Знание предмета
  4. Мотивация на выполнение задания
  5. Открытость
  6. Навыки умственных действий
  7. Творческое выражение
  8. Культурные нормы и ожидания
  9. Получение нового знания
  10. Разрешение проблем

Проанализировать полученный результат, акцентировать внимание на том, что хорошо получилось и как это можно использовать в дальнейшем.

6. Выполнение межпредметного задания и задания из реальной жизни

Направление в маркетинговых коммуникациях, в рамках которого производится распространение информации для привлечения внимания к объекту рекламирования с целью формирования или поддержания интереса к нему. Основные функции - повышение дохода от реализации продукта либо услуги. Правильно организованная кампания по раскрутке в течение длительного времени удерживает заинтересованность общества к товару. Помимо этого, происходит продвижение определённой торговой марки и привлечение новой аудитории.

О чем данный текст? О рекламе!

Ребята разбиваются на команды по 4 человека (можно использовать методики «Конэрс», «Клок Баддис» - методики работы в сотрудничестве), получают инструкцию по выполнению, выполняют его и защищают полученный продукт.

МОДЕЛЬ СОСТАВЛЕНИЯ РЕКЛАМЫ (ТРИЗ-технология)

1. Что рекламируем?

Признак в словесной (зрительной) упаковке на завышение или на занижение.

2. Для кого?

Формулировка проблемы потребителя: Что имею? Что хочу? Что мешает?

Мотивация (потребность)

  • физиология (тело);
  • познание (разум);
  • самореализация (духовность)

3. Для чего, какую функцию помогает выполнить?

  • сохранение признака
  • изменение признака

Рефлексия (определение уровня новизны):

  • репродуктивный (Так могут все. Новизны нет. Дублирование прототипа)
  • репродуктивно-творческий (Так могут некоторые. Новизна есть. Прототип изменен за счет 1-2 признаков)
  • творческо-репродуктивный (Так могут единицы. Комплексное изменение прототипа за счет изменения вида, появления новых функций)
  • творческий (Так может только один. Появление новой идеи. Свертка функций. Выход в надсистему)

Примеры для рекламы:

7. Защита рекламного продукта (вариант оценки экспертным сообществом)

Критерий «Глубина раскрытия темы проекта»

Тема проекта не раскрыта
Тема проекта раскрыта фрагментарно
Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы
Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы

Критерий «Разнообразие источников информации, целесообразность их использования»

Использована не соответствующая теме и цели проекта информация
Большая часть представленной информации не относится к теме работы
Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников
Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников

Критерий «Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе»

Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора
Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода
Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества
Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта

Критерий «Качество проведения презентации»

Презентация не проведена
Материал изложен с учетом регламента, однако автору не удалось заинтересовать аудиторию
Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки регламента
Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в регламент

Критерий «Качество проектного продукта»

Проектный продукт отсутствует
Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям)
Продукт не полностью соответствует требованиям качества
Продукт полностью соответствует требованиям качества
(эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям)

8. Рефлексия

Тема нашего сегодняшнего занятия звучала так: «Для нас не должно существовать никаких преград» Это слова Ричарда Баха (Писатель философ, публицист, лётчик. Человек, который бесконечно любит жизнь и рассказывает о ней в своих книгах. Его романы воздействуют на читателя изнутри и пробуждают в нём самые светлые чувства и желание изменить себя и мир, в котором он живёт). А вы согласны с этим утверждением? Какие преграды вы сегодня преодолели?

Вариант использования методики «Эр Ар Гайд» (до и после):

9. Функциональная грамотность (информация ИСРО РАО по заданиям и оценке креативного мышления)

В 2021 году в исследование PISA впервые в качестве одного из ведущих компонентов вводится оценка креативного мышления, что многократно повышает как значимость этого направления исследования, так и имеющийся к нему интерес. Чем мотивируется такое решение?

Прежде всего необходимо отметить, что способность к творческому мышлению, озарения и открытия - это основа развития всех сфер человеческой культуры: науки, технологии, философии, искусства, гуманитарных наук и других областей.

Исследования показывают, что способностью к творческому, инновационному, креативному мышлению в большей или меньшей степени обладает каждый человек. Привычка размышлять и мыслить креативно, соотносимая с вовлеченностью в продуктивную деятельность, привносит неоценимый вклад в развитие всех сторон личности [Plucker, Beghetto and Dow, 2004].

Креативное мышление проявляется не просто в случайном выплеске новых идей, оно может приносить и реальную весомую отдачу. Привычка мыслить креативно помогает людям достигать лучших результатов в преобразовании окружающей действительности, эффективно и грамотно отвечать на возникающие вызовы.

Важно также и то, что способность к креативному мышлению базируется на знании и опыте и, следовательно, может быть предметом целенаправленного формирования [Авдеенко и др., 2018].

Одним из критериев оценки креативного мышления является визуальное самовыражение, которое предполагает, что учащиеся исследуют, экспериментируют и выражают различные идеи с помощью разнообразных изобразительно-выразительных средств. В заданиях используются различные модели:

  • выдвижение идей для своих проектов, основываясь на заданном сценарии и исходных установках (например, на тех деталях, которые должны быть включены в проект, или тех инструментах или способах, которые необходимо использовать);
  • оценка креативности собственных или чужих идей с позиций их ясности, привлекательности или новизны;
  • совершенствование изображений в соответствии с данными инструкциями или дополнительной информацией.

Способность выдвигать разнообразные идеи предполагается измерять с помощью заданий, в которых учащихся просят на основе мозгового штурма или анализа прототипов предложить несколько разных решений, значимо отличающихся друг от друга (например, методом); при этом все решения должны соответствовать исследуемой проблеме / задаче. Могут использоваться различные форматы заданий: придумать заголовок или написать рассказ, составить художественную композицию, предложить научные методы или поставить вопросы и т.п.

Для оценки способности выдвигать креативные идеи используются следующие три критерия:

  1. правомерность, адекватность ответа заданию;
  2. оригинальность;
  3. значимость, полезность, ценность ответа.

В заданиях на визуальное самовыражение креативный ответ - это, как правило, решение, способное привлечь к себе внимание, изящное, тщательно отработанное и, конечно, оригинальное, необычное.

В заданиях на визуальное самовыражение учащиеся должны оценить такие свойства дизайна, как чёткость и понятность, композиция, производимое впечатление и оригинальность.

P.S. На протяжении двух лет в своей педагогической практике я использую методики по развитию критического мышления в урочной и внеурочной деятельности. Являясь членом региональной команды по формированию функциональной грамотности (направление креативное мышление) делюсь опытом работы с коллегами (мастер-классы и педагогические мастерские в рамках «Мобильного наставника», Образовательного экспресса, Методических семинаров). Являясь руководителем ассоциации наставников координирую работу по данному направлению в регионе.

Список литературы

  1. Авдеенко Н.А., Денищева Л.О., Краснянская К.А., Михайлова А.М., Пинская М.А. Креативность для каждого: внедрение развития навыков XXI века в практику российских школ // Вопросы образования. 2018. № 4. С. 282-304.
  2. Любарт Т., Муширу К., Торджман С., Зенасни Ф. (2009) Психология креативности. М.: Когито-Центр.
  3. Фрумин И.Д., Добрякова М.С., Баранников К.А., Реморенко И.М. (2018). Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования. М.: НИУ ВШЭ. URL: https://publications.hse.ru/books/228988538
  4. Чиксентмихайи М. Креативность. Поток и психология открытий и изобретений [Пер. с англ. И.Ющенко]. - М.: Карьера Пресс, 2018.
  5. https://tlgrm.ru/channels/creativity101
  6. 6.https://систематикус.рф - техники-креативного-мышления
  7. Особенности креативной методологии CRAFT. https://vc.ru›flood
  8. Brain Test: Хитрые головоломки. https://brain-test.ru