Развитие эмоционального интеллекта в образовательном процессе

Разделы: Общепедагогические технологии


Эмоции - физиологические состояния, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека - от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения [2].

Эмоции обусловливают творческий и поисковый характер умственной деятельности («фермент творчества»). Они помогают в усвоении информации (система эмоциональной памяти), а также способствуют воспитанию волевых качеств, надежное средство общения людей (коммуникативная функция).Кроме этого эмоции имеют защитное значение - средство быстрой оценки повреждающих факторов, положительные эмоции повышают жизненный тонус, настроение, увеличивают работоспособность, интерес к жизни, способствуют приспособлению организма к меняющимся условиям среды [3].

Важно владеть эмоциями для достижения высокого результата в своей образовательной, трудовой и творческой деятельности. Эмоциональный интеллект по определению Дж.Мейера, Д.Карузо - способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач [9].

Понятие эмоционального интеллекта появилось, как реакция на частую неспособность традиционных тестов интеллекта предсказать успешность человека в карьере и в жизни. Успешные люди способны к эффективному взаимодействию с другими людьми, основанному на эмоциональных связях, к эффективному управлению своими собственными эмоциями, в то время как принятое понятие интеллекта не включало эти аспекты, и тесты интеллекта не оценивали эти способности [8]. Когда эмоции - не враги, а друзья, они начинают помогать в достижении цели.

Установлено, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и 20% - всем известный IQ - коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей человека. Совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Главное, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта.

Таким образом, обоюдная ассимиляция эмоций и мышления предполагает наличие тесного психологического пространства, в котором осуществление эффективного процесса принятия решения невозможно, если мысль не подкреплена эмоционально, а эмоция не контролируется разумом.

Систематическое применение представленных способов развивает эмоциональный интеллект и как следствие повышает успешность учащихся в обучении

1. Делиться чувствами.

Самым лучшим примером эмоционального регулирования является учитель. Делитесь своими чувствами, своими эмоциями, которые испытываете в течение дня, урока, - это верный способ помочь обучающимся понять связь между чувствами и поведением.

2. Задать нужный тон.

Начинать школьный день, спрашивая учеников о вещах, которые могут их беспокоить. Спросите о домашнем задании, о том, что они ели на завтрак, и так далее. Идея состоит в том, чтобы обсудить любые события, которые, вероятно, вызвали у детей чувства и эмоции. Это задает тон на урок, а также дает вам подсказку, у кого из ребят сегодня может быть трудный день и почему.

3. Учить фиксировать и осознавать эмоции.

Для развития эмоциональной устойчивости необходимо не только мыслить позитивно, но учить подростка принимать и анализировать события, которые влияют на него и его настроение. Когда школьники начинают осознавать, что они чувствуют на протяжении дня, то делают для себя очень много открытий.

Очень хороша для осознания своих эмоций рефлексия, которой дети подводят итоги, высказываются о том, что они сегодня чувствовали, что им понравилось или не понравилось и почему.

Вопрос «почему» - по сути, главный, ведь именно здесь ребёнок начинает понимать свои эмоции: «потому что мне было обидно…», или «потому что я разозлился…», или «мне грустно, потому что я скучаю…» и так далее. По сути рефлексия - это эффективнейший инструмент для развития саморефлексии.

4. Важность эмоционального контроля.

В целом, эмоциональный контроль - это способность влиять на то, что поддается контролю. Например, мы не можем по-настоящему управлять поведением коллеги-грубияна, но в силах справиться с собой. Понимая это, можно применять специальные упражнения, которые помогут нам контролировать свои эмоции и снизить уровень стресса.

Есть множество техник, например, управление эмоциями «через тело». Тело и разум человека - части одной системы, поэтому физическое и эмоциональное состояние тесно взаимосвязаны. Это интересный, а главное, применимый в любых условиях подход, которому мы можем научить наших детей.

Упражнение «Эмоции и тело»

Ребятам предлагается выполнить следующие действия.

  1. Опустите голову, безвольно понурьте плечи и, глядя в пол, грустным голосом произнесите: «Я успешный человек, у меня все получается…»
  2. Затем поднимите руки вверх, глядя в небо с поднятым подбородком, расправьте спину и скажите уверенным голосом: «Я неудачник, у меня все идет наперекосяк, ничего не получается...»

Что вы почувствовали? Оказывается, мозг не понимает слов! А вот мимика и жесты посылают сигналы в подкорку мозга (древнюю лимбическую систему), и мы начинаем чувствовать то, что транслирует тело.

Когда дети, выполняя это упражнение, почувствуют разницу, рекомендуйте им принимать «позу лидера» хотя бы на пару минут в день на протяжении двух недель, на третью неделю они увидят, как поменялся мир вокруг них!

Упражнение «Меняем перспективу»

Подросткам свойственно переоценивать масштаб происходящих с ними неприятностей. Чтобы взять себя в руки, предложите им представить, что они смотрят на то, что их огорчает, с высоты Останкинской телебашни. Обидчики и неприятности находятся далеко внизу, а вокруг кипит жизнь, прохожие идут по своим делам. Можно подняться ещё выше и представить, что они смотрят на свою жизнь с высоты самолёта, а потом - с расстояния земной орбиты. Вспомнив и осознав, что, помимо их проблем, в мире есть ещё много всего, ребята могут возвращаться к делам. Если они правильно выполнят упражнение, паника и лишняя суета должны исчезнуть.

5. Практика эмоциональной грамотности.

Эмоциональная грамотность помогает сфокусировать собственные чувства и желания. Чтобы отточить этот навык, следует учить детей выражать свои мысли через Я-послания.

Я-послание - обращение, в котором человек без обвинений высказывает собеседнику свои чувства и желания. Говорит «я» вместо «ты» (это позволяет овладеть чувством, а не транслировать его на другую личность). Описывает свои эмоции, формулирует пожелания: «я чувствую…», «потому что…», «я хотел бы...».

Слова часто вызывают негативную реакцию только из-за своей окраски, хотя смысл их нейтральный или даже позитивный. Самая яркая реакция обычно бывает на слово «должен»: «ты должен учиться», «должен убраться в комнате», «должен гулять с собакой», «должен слушать, что тебе говорят».

Хороший пример - упражнение, когда из привычных реплик родителей ребята пытаются построить высказывания с положительным эмоциональным окрасом.

Вот как можно расшифровать несколько привычных родительских высказываний:

  • «ты должен учиться» = «я беспокоюсь о твоем будущем»,
  • «ты должен убраться в комнате» = «тебе будет комфортнее»,
  • «ты должен гулять с собакой» = «твой щенок тоже живой, и он по тебе скучает».

Звучит куда более оптимистично!

Далее к каждому «должен» можно написать справа, почему этого стоит хотеть. Например, «ты должен учиться» может значить «я хочу хорошо учиться, чтобы в будущем иметь хорошую работу и достойный уровень жизни».

6. Понять внутренние мотивы.

«Сердце» эмоционального интеллекта - мотивация. Мотивация - это внутренние «моторы», которые заставляют идти вперед и выходить из зоны комфорта. Человека нельзя мотивировать извне. Можно только создать условия, в которых эти «моторы» заработают. Одних мотивация побуждает взбираться на Эверест, других - сбивать ноги в кровь в пуантах, чтобы стать балериной. Чтобы осознать свои мотивы, нужно проделать серьезную внутреннюю работу. Для некоторых людей это становится путем длиною в жизнь.

Упражнение «Мои мотивы»

Подростку предлагается задать себе вопрос «почему?» последовательно 5 раз и последовательно на него ответить.

Например:

  1. Почему я хожу в школу? - Потому что это мое развитие…
  2. Почему для меня важно развитие? - Чтобы доказать себе…
  3. Почему мне нужно доказать себе…? - Мне важно быть достойным…
  4. Почему мне важно быть достойным…? - Я смогу позволить себе…
  5. Почему мне важно позволить себе…? - Чтобы чувствовать себя свободным и делать то, что я люблю…

Эти 5 простых вопросов и ответов дают ребенку видение своих глубинных мотивов к действию.

Упражнение «10 дел»

Школьники записывают десять дел, которыми им нравится заниматься. Затем подбираются глаголы, передающие суть записанных действий. Далее по этим глаголам составляется план на месяц. Ученикам предлагается прожить десять дней, полностью посвящая себя выбранным действиям, определяющим потенциал их роста. Ребята могут смеяться, рисовать, петь, читать, есть - делать все, что им больше всего нравится. Например, если для одного из дней у них написан девиз «Прыгать!», то можно отправиться в батутный клуб и там напрыгаться от души.

7. Развивать эмпатию.

В вопросах развития эмпатии подросткам рекомендуется учитывать следующие принципы взаимодействия:

  • слушать и не перебивать;
  • не спешить давать советы (иногда достаточно просто выслушать);
  • уважать чужое мнение (ставить себя на место другого человека).

Упражнение «От имени...»

Детям предлагается тема беседы, например, о любимых делах, и дается задание составить рассказ от имени своего одноклассника. Прочувствовать и описать все, что может сейчас этого человека волновать, какие эмоциональные импульсы он ощущает.

После проведения такого упражнения решающее значение имеет рефлексия, когда ребята высказываются о том, удалось ли достичь своей цели, каким образом они это делали, какие испытывали эмоции и какие выводы сделали для себя, прожив эту роль.

Литература

  1. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 2. Проблемы и ресурсы преодоления стресса // Психологический журнал. 2016. №2. С. 122-133.
  2. Давыдова Ю.В. Составляющие эмоционального интеллекта // Психолого-педагогические аспекты формирования и развития личности: Материалы Межвузовских психологических чтений студентов, аспирантов и молодых учёных / Сост. и науч. ред.: A.B.Иващенко, A.B.Гагарин, И.А.Тютькова. М., 2017. С. 23-25.
  3. Как поддержать себя: социально-эмоциональный интеллект в условиях кризиса // Электронный ресурс «Смешанное обучение в России».
  4. Как развивать эмоциональный интеллект у школьников // Электронный ресурс «Растим детей. Навигатор для современных родителей».
  5. Как развить эмоциональный интеллект, зачем его развивать // Электронный ресурс «Советы психолога».
  6. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ // Электронный ресурс «LiveLib».
  7. Эмоциональный интеллект как развить - 5 способов развить эмоциональный интеллект // Электронный ресурс «Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы».
  8. Юркевич В.С. Проблема эмоционального интеллекта // Практическая психология образования. 2012. № 3 (4). С. 4-10.