Особенности работы с высокомотивированными и одаренными детьми

Разделы: Общепедагогические технологии

Ключевые слова: одаренные дети


Любому обществу нужны одарённые люди и задача его состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек имеет возможность реализовать свои способности. Задача школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ученика, развить их, поддержать ребёнка, сохранить его неповторимость, подготовить к пониманию того, чтобы его таланты и способности были реализованы.

Какой же он одаренный ребенок?

Ниже перечислены личностные черты и деловые качества, которые учитель встречает у своих учеников. Отметьте знаком «+» те свойства, которые присущи, по вашему мнению, одаренным детям.

  1. Дисциплинированный.
  2. Неровно успевающий.
  3. Организованный.
  4. Выбивающийся из общего темпа.
  5. Эрудированный.
  6. Странный в поведении, непонятный.
  7. Умеющий поддержать общее дело.
  8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
  9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
  10. Занятый своими делами (индивидуалист).
  11. Быстро, «на лету» схватывающий.
  12. Не умеющий общаться, конфликтный.
  13. Общающийся легко, приятный в общении.
  14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
  15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
  16. Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю.

Давайте теперь обратимся к определению и сверим наши результаты.

ОД - это в первую очередь дети, которые не обязательно имеют столь же высокую эмоциональную и социальную зрелость (плохо адаптируются, не имеют развитого самоконтроля, не всегда способны заниматься самостоятельно, нуждаются в индивидуальном обучении и помощи). Они могут заикаться, иметь некоторое отставание в физическом развитии (плохая координация движений и корявый почерк), застенчивость, отсутствие внешнего интеллекта, блеска. Им присущи высокая мотивация к достижениям, стремление быть лучшими, сознательные усилия в учебе.

Совпали наши мнения?

Если чётных «+» больше, то Вы - нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость. На практике такие учителя встречаются редко!

Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60‑70 %, то к четырнадцати годам - 30‑40 %, а к семнадцати - только 15‑20 %.

Интеллектуальное развитие к 5,5 годам имеет положительное ускорение, которое сменяется отрицательным, а к 12 годам в основном завершается. К 8 годам достигается 90% развития интеллекта; По результатам диагностики интеллект 12 -летних подростков и уч-ся 11-х классов существенно не отличаются.

Способным человек бывает часто, одаренным - реже, талантливым - еще реже, гениальным - 1-2 в столетие. В одной области этот человек способен на многое, но в другой он был никем.

По критерию "особенности возрастного развития":

  • ранняя одарённость (вундеркинды - дети с необычайно ранним умственным развитием или с особенно яркими, чрезвычайными достижениями в какой-либо деятельности);
  • поздняя одарённость.

Немного фактов:

  • Музыкальная одаренность: у В.А.Моцарта в 3 года, у Ф.Й.Гайдна - в 4 года, у Я.Л.Ф.Мендельсона - в 5 лет, у С.С.Прокофьева - в 8 лет, у Ф.Шуберта - в 11 лет, у К.М.Вебера - в 12 лет, у Л.Керубини - в 13 лет.
  • Художественная одаренность: у И.Е.Репина и В.А.Серова - в 6 лет, у С.Рафаэля и Ж.Б.Греза - в 8 лет, у А. Ван Дейка и Джотто - в 10 лет, у Б.Микеланджело - в 13 лет, у А.Дюрера - в 15 лет.
  • Математическая одаренность: у Б.Паскаля, Г.В.Лейбница, И.Ньютона, Ж.Л.Лагранжа, К.Ф.Гаусса, Э.Галуа - в 20 лет.

Художественные способности активный период до 9 лет. В этот период легче всего добиться успеха. В системе школьного образования существуют разнообразные формы работы с одаренными детьми. Среди них распространены творческие конкурсы, научно-исследовательские проекты, олимпиады и др.

Наша школа ежегодно принимает участие в городских конференциях «Шаг в будущее», «Юный исследователь» и другие. За последние годы качество и количество работ, представляемых на НПК возросло. Школа имеет и международных призеров. Бабушкин Александр стал одним из победителей конкурса компании «Норникель» по поиску молодых перспективных изобретателей, а также одним из победителей пятой международной выставки юных изобретателей, которая прошла в Индонезии. Он представил на суд жюри свою разработку - «Ящик для пожертвований «Донатор»». В этом учебном году по итогам конференции «Шаг в будущее ЮНИОР» школа имеет 7 призовых мест. Одна работа рекомендована на край.

Традиционные олимпиады и конкурсы дают возможность проявить творческие способности и умения лишь малой части школьников. В настоящее время в Сети существует большое количество образовательных порталов, специализирующихся на проведении Интернет-олимпиад и дистанционных конкурсов.

Минюст зарегистрировал приказ Министерства Просвещения Российской Федерации приказ от 30 августа 2022 г. n 788 Об утверждении перечня олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, на 2022/23 учебный год. (https://voronezharts.ru/sites/default/files/files/2022 - ссылка на сайт)

В список вошли 615 мероприятий различной направленности. В том числе олимпиады такие, как Всероссийская олимпиада школьников, Московская олимпиада школьников, Объединенная межвузовская математическая олимпиада, Турнир городов, олимпиада Курчатов, Турнир имени М.В.Ломоносова, Открытая олимпиада по программированию, «Высшая проба», «Ломоносов», олимпиада СПбГУ, олимпиада Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность», «Покори Воробьевы горы!», «Физтех» и другие.

В чем же преимущества дистанционных мероприятий?

  1. экономия времени и денег (возможность освободить себя от решения транспортных проблем, оформления документов на выезд);
  2. возможность участия не только в школе, но и дома (если это допускается в Положении об олимпиаде);
  3. возможность просмотра рейтинга (сравнение своих результатов с другими участниками или другими школами не только по региону, но и по всей России);
  4. возможность детям (а также и учителям) накапливать своё портфолио.

Правила участия

  1. участвуйте в дистанционных олимпиадах только в «проверенных» источниках (прежде, чем принять участие, почитайте отзывы в сети Интернет о данных организаторах олимпиад);
  2. не ленитесь зайти на сайт организаторов олимпиады и детально его изучите (обязательно найдите контакты учредителей олимпиады: фактический адрес, ответственное лицо, банковские реквизиты), для проверки напишите письмо с каким-либо вопросом;
  3. посмотрите, какова стоимость участия в каждом этапе; сроки проведения и подведение итогов;
  4. посмотрите задания прошлых лет, чтобы знать, как готовить участников;
  5. обязательно скачайте Положение о проведении олимпиады.

За последние годы, учащиеся школы активно принимают участие в дистанционных Интернет олимпиадах, конкурсах:

  1. Всероссийский конкурс исследовательских работ «Шаги в науку»
  2. Всероссийский конкурс научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся Всероссийской конференции «Юный исследователь»
  3. Всероссийский конкурс научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся Всероссийской конференции «Юность. Наука. Культура»» http://www.future4you.ru;
  4. Всероссийская дистанционная олимпиада «Вот задачка» http://вот-задачка.рф;
  5. Международный игровой конкурс по естествознанию «Человек и природа» и др.

Для многих педагогов и родителей их дети открываются с новых сторон, особенно те из них, кого не отбирают в школе на участие в городских конкурсах, а также дети с ОВЗ. (Пешкова Ольга, Зубков Илья). Именно этим учащимся участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах помогает обрести веру в себя, свои возможности, увидеть свой креативный потенциал.

Таким образом, для того, чтобы потенциал одарённого ребёнка раскрылся полностью, необходимо вести ежедневную, кропотливую индивидуальную работу, как на уроке, так и во внеурочное время.