Урок на тему "Имя существительное"

Разделы: Русский язык

Ключевые слова: имя существительное


Цель урока. Введение понятия «имя существительное», знакомство с лексико-грамматическими признаками существительных.

Задачи:

  • Воспитание нравственных качеств личности и эстетических чувств.
  • Развитие познавательного интереса к языку, формирование орфографической зоркости, речевой культуры, мыслительных процессов.
  • Познакомить учащихся с именем существительным, его грамматическими признаками.

Оборудование. Мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Литература

  • О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. Русский язык. Правила и упражнения.// ЗАО «Премьера», ГИППВ, 1999 г.
  • А.И.Тикунова, В.П.Канакина. Сборник диктантов и творческих работ.// М., «Просвещение», 1992 г.
  • Н.В.Елкина, Т.И.Тарабарина. 1000 загадок.// Ярославль, Академия развития, 1997 г.
  • 5000 забавных изображений. Смешные картинки для всех. // WWW. CD BOOM.COM.

Презентация

1. Оргмомент. Сообщение темы, целей урока (слайды 1, 2)

- Здравствуйте, ребята!

- Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие и познакомимся с удивительным миром слов.

- Наша главная задача ответить на вопросы: какие группы слов есть в русском языке? Что они обозначают?

2. Упражнения в чистописании (слайд 3)

- Отгадайте загадку:

Прилетели галки в поле
И уселись на снегу.
Стану я учиться в школе -
Разобраться в них смогу (буквы).

- Сегодня мы напишем прописную и строчную букву Пп и ее соединения с другими буквами.

- Какое слово лишнее? Подчеркните его. Почему? (огурец - нет буквы П, петух - не овощ)

- Составьте предложение с любым из данных слов. Запишите.

3. Актуализация знаний. Повторение изученного (слайд 4-7 )

- Вспомните, ребята, из чего состоит наша речь?

- Из чего состоят предложения?

  • Наша речь состоит из предложений.
  • Предложения состоят из группы слов или одного слова. Слова в предложении связаны между собой по смыслу.

- На какие группы можно разделить эти слова? Почему? Запишите их в три столбика.

Арбуз, думать, весёлый, солнце, играть, большой, медведь, собака, бежать, хороший, рисовать, золотой.

арбуз
солнце
медведь
собака

весёлый
большой
хороший
золотой

думать
играть
бежать
рисовать

- Что обозначают слова каждой группы? (1 - предметы, 2 - признаки, 3 - действия)

4. Физминутка

5. Введение новых знаний (слайды 8-19)

1. Лексико-грамматические признаки имен существительных

- Сегодня мы остановимся только на первой группе слов. Итак, что обозначают слова, записанные в 1 группе (предметы)

- Такие группы слов (части речи) называются именами существительными.

Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предметы, явления природы или события и отвечает на вопросы кто? или что?

- Назовите предметы, которые изображены на слайде. Найдите среди них предметы, явления природы, события. Запишите.

- Приведите свои примеры имен существительных.

Упражнение 1. В каждую группу существительных напишите ещё по три слова

Явления природы: что? мороз, ….

События: что? праздник, ….

Состояние: что? обида, ….

2. Одушевленные - неодушевленные имена существительные

Упражнение 2. Разделите слова на группы.

Свеча, кувшин, врач, голубь, воробей, пальто, карандаш, встреча, стрижи, девочка, класс, чайка.

По какому признаку вы разделили слова? Запишите в два столбика.

врач
голубь
воробей
стрижи
девочка
чайка

свеча
кувшин
пальто
карандаш
встреча
класс

- На какой вопрос отвечают имена существительные в первой группе? (Кто?) во второй? (Что?) Что они обозначают?

Одушевленные имена существительные обозначают людей и животных и отвечают на вопрос кто?

Неодушевленные - отвечают на вопрос что? и обозначают все остальные имена существительные.

- Назовите одушевленные (неодушевленные) предметы, изображенные на рисунках.

- Приведите свои примеры.

Упражнение 3. Вставьте подходящие по смыслу слова. Спишите стихотворение

У _________ высокий рост,
У _________ пушистый хвост,
У _________ крепки рожки,
У _________ тонки ножки.
У _________ толсты губы,
А у _______ остры зубы.
Сам придумай про ежа,
Про ужа и про чижа!
(А.Бродский)
цыплёнок
слон
волк
мартышка
козлёнок
лиса

Подчеркните имена существительные.

Проверьте себя (самопроверка, взаимопроверка)

3. Число имен существительных. Изменение существительных по числам.

- Сколько предметов может обозначать имя существительное? (один - много)

- Понаблюдайте. Назовите существительные, которые обозначают один предмет (много предметов).

Имена существительные употребляются в единственном и во множественном числе.

Для обозначения одного предмета имя существительное употребляется в единственном числе (ед.ч.).

Для обозначения нескольких предметов имя существительное употребляется во множественном числе (мн.ч.)

Упражнение 4. Запишите слова в два столбика.

Дерево, девочка, травы, корзины, города, завод, ученик, сороки, язык, деревни.

По каким признакам вы делили слова? Почему?

дерево
девочка
завод
ученик
язык

травы
корзины
города,
сороки
деревни

- Сколько предметов обозначают слова первой группы (второй группы)? В каком числе употреблены эти существительные? (1 - ед.ч., 2 - мн.ч.)

Упражнение 5. Запишите слова во множественном числе.

ед.ч.
волна
ягода
яблоня
сова
воробей
бревно
помидор
чиж

мн.ч.
волны
ягоды
яблони
совы
воробьи
брёвна
помидоры
чижи

- Что изменилось у имен существительных во мн.ч.? (окончания слов)

Имена существительные изменяются по числам

6. Гимнастика для глаз

7. Повторение. Занимательный материал

- Запишите в клетки кроссворда слова:

  • синим цветом - одушевленные имена существительные;
  • зелёным - неодушевлённые имена существительные.

8. Рефлексия. Итог урока (слайд 22)

- Что называется именем существительным? (слайд 8)

- Какие бывают имена существительные? (слайд 14)

- Как изменяются имена существительные? (слайд 19)

9. Домашнее задание

- Предлагаю домашнее задание выполнить по вариантам (по 8-10 слов):

  • ряд - записать одушевленные существительные ед.ч.
  • ряд - неодушевленные существительные ед.ч.
  • ряд - имена существительные мн.ч.

Методические рекомендации для учителя

Данный урок можно провести как на одном уроке, так и поделить его на фрагменты, поскольку по санитарным правилам и нормам учащиеся начальной школы должны просматривать видео, кино (а в нашем случае мультимедиа) в течение 7-10 мин.

  • фрагмент - введение понятия об имени существительном
  • фрагмент - одушевленные/неодушевленные имена существительные
  • фрагмент - число имен существительных

Слайды «Проверь себя» тоже можно варьировать, применяя различные способы проверки (самопроверка, взаимопроверка, контроль учителя и т.п.).

Занимательный материал можно предложить решить как в парах, так и в группах учащихся, предложить для самостоятельного решения в группе продленного дня.