Сенсорное восприятие в системе развития познавательных способностей дошкольников с общим недоразвитием речи

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: дети с ОНР


Развитие восприятия в дошкольном возрасте происходит на основе усвоения сенсорных эталонов и мер. Сенсорные эталоны - это система звуков речи, цветов спектра, геометрических форм, шкала музыкальных звуков и т.д.

Развитие восприятия ощущения и - это необходимый элемент формирования мыслительных процессов у ребенка. Формирование сенсорных процессов имеет существенное значение для совершенствования практической деятельности дошкольника.

Успех речевого, умственного, физического, эстетического воспитания зависит от уровня сенсорного развития детей.

Многие исследователи отмечают, что сенсорное развитие детей с нарушениями речи разного уровня имеет свои особенности: они затрудняются в обследовании предметов, выделении свойств, а главное - в обозначении этих свойств одним словом. Дети путают названия цветов, геометрических фигур (плоских и объемных), испытывают затруднения в ориентировке в пространстве и во времени.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов:

  • их форме,
  • цвете,
  • величине,
  • положении в пространстве,
  • запахе,
  • вкусе и т.п.

Именно ранний дошкольный возраст является благоприятным временем для совершенствования деятельности органов чувств и накопления знаний об окружающем мире.

Так, для познания окружающего мира выделяют пять сенсорных систем: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

Сенсорный опыт способствует спонтанному формированию речи, не заучивая ее механически.

В работе с детьми с общим недоразвитием речи стимулируется несколько видов восприятия. Используются реальные предметы, дети видят их цвет, размер, форму, могут потрогать, понюхать и попробовать на вкус, послушать их звучание. При отсутствии возможности работы с реальными предметами и вещами рекомендуется использовать картинки и игрушки, их замещающие либо приближённые к реальности.

Игры направлены на разностороннее развитие личности дошкольника.

Развитие концентрации слухового внимания

  • "Узнай, что звучит?",
  • "Сколько раз ударил барабан?",
  • «Где позвонили?», "Чья песенка?",
  • "Звучащие шарики",
  • "Волшебные киндеры",
  • "Повтори за мной" и т.п.

Развитие ритмики

Это хлопки в ладоши, отстукивание ритма ногой, на металлофоне, барабане и т.п. Виды заданий могут быть следующими:

  • Хлопни в ладоши столько раз, сколько точек на данной карточке;
  • Сосчитать, сколько раз хлопнул воспитатель и поднять карточку с соответствующей цифрой (или показать карточку с нужным количеством точек). Ритм задается от простого к сложному;
  • Воспроизведение определенного ритма по образцу учителя-логопеда или воспитателя;
  • Выполнение упражнений на развитие динамического праксиса рук "кулак-ладонь-ребро", "Пальчики здороваются" (в различной интерпретации).

Развитие тактильного восприятия

  • "Чудесный мешочек"
  • "Поймай киску"
  • "Угадай на ощупь», « Из чего сделан этот предмет?"

Развитие тактильно-двигательного восприятия

Любые игры с разнообразными предметами:

  • Сенсорные дорожки.
  • Губки шершавые.
  • Шишки сосновые и ольховые.
  • Мячи.
  • Щетки с длинным жестким ворсом.
  • Прищепки (обычные, с цифрами, с буквами, с различными изображениями).
  • Мелкие игрушки от киндер-сюрприза.
  • Игрушки пальчикового театра.
  • Набор "Веселые бусинки".
  • Пуговицы (разных размеров, цветов, форм, с разным количеством дырочек).
  • Разноцветные декоративные камни.
  • Камешки Марбл.

Развитие зрительного восприятия

  • «Чего не хватает?»,
  • «Что изменилось?».
  • «Четвертый - лишний»,
  • «Что не так?»
  • «Найди отличия на картинке».
  • «Нелепица».
  • «Посмотри и запомни».
  • «Узнай по следам»,
  • «Чья здесь тень?».
  • «Разрезные картинки».
  • «Узнай целое по его части».

Вся игровая деятельность и упражнения по сенсорному воспитанию соответствует задачам ФГОС и ведется в интеграции познавательных областей.

В результате сенсорного воспитания дети овладевают способами чувственного познания мира, наглядно-образным мышлением, улучшается мелкая моторика, активизируются все виды памяти, развиваются внимание и наблюдательность. Происходит дальнейшее совершенствование всех видов детской деятельности, формируется самостоятельность в познавательной и практической деятельности.

Работа по сенсорному воспитанию строится на основе тесного взаимодействия ребенка, воспитателя, учителя-логопеда и родителей.

Литература

  1. Айрес Э.Д. Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. - М.: Теревинф, 2009.
  2. Битова А.Л. Формирование речи у детей с тяжёлыми речевыми нарушениями: начальные этапы работы. - М.: Центр лечебной педагогики, 1999.
  3. Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2011.
  4. Лынская М.И. Преодоление алалии и задержки речевого развития у детей. Метод сенсорно-интегративной логотерапии. Конспекты занятий. - М.: ЛОГОМАГ, 2015.