Пути повышения самостоятельности учащихся в работе над новыми словами

Разделы: Начальная школа


Словарная работа - неотъемлемая часть любого урока чтения в начальных классах. Чтение художественных произведений, их анализ, осмысление невозможно без специально организованной работы над словом, так как словарный запас младших школьников активно развивается. Поэтому методическая теория и педагогическая практика разработала значительное количество разнообразных приемов, позволяющих интересно и эффективно работать над словом на уроках литературного и внеклассного чтения.

Приведу примеры традиционных приёмов работы над лексическим значением слова: объяснение значения слова путем показа картинки, макета, чучела; словообразовательный анализ; включение нового слова в словосочетание или предложение и т.д.

Все приемы объяснения новых слов адресованы учителю, это способы его деятельности, хотя в коллективной или групповой работе над словарем, учитель опирается на тех учащихся, словарь которых более развит.

Рассмотрим некоторые другие способы раскрытия учащимися значения нового слова, открытия его смысла для себя путем поиска решения проблемы самостоятельными путями. Наиболее простой и доступный прием осознания значения слова - умение вчитываться в текст, перечитывать те отрывки, фразы, которые показались ученику неясными, в которых встретились новые или малознакомые слова. Так, после первого прочтения рассказа Н. Артюховой «Большая берёза», дети назвали семь слов, значение которых они не поняли, а именно: вдребезги, терраса, калитка, дачник, сжимались, развилка, склон. После повторного прочтения и анализа содержания рассказа, непонятных слов осталось только два: терраса, развилка. Эти слова учащиеся правильно употребляли в ответах на вопросы к тексту, но объяснить их значение они не смогли.

Перечитыванию отрывков текста как деятельности, направленной на осознание значения слова, необходимо учить детей как можно раньше, начиная с самых доступных случаев. В рассказах часто приводится объяснение значения слова, учителю лишь надо нацелить внимание детей специальным заданием. «Найдите в рассказе Л.Кассиля «Таран», как объясняется значение слова, являющегося заглавием текста. (А таран - это и есть тот самый смелый удар, которым «ястребок» разрубил фашистский танк.)

Иногда в текстах приводятся синонимы, конкретизирующие значение слова. В этом случае задание можно сформулировать так: «Перечитайте еще раз начало рассказа Н.Носова «Заплатка». Найдите слова, которые помогут вам объяснить название цвета «защитный». Подумайте, почему его так называют? (Защитный - зеленый, солдатский).

Нередко содержащиеся в тексте детали описания какого-либо предмета помогают ученику уточнить значение слова самостоятельно. Например, значение слова «камера» в рассказе М.Зощенко «Иногда можно кушать чернильницы» может быть более точно осознано через чтение отрывка, в котором указывается, где она находилась, какая она была, что в ней находилось. Задание можно дать такое: «Прочитайте рассказ еще раз, объясните, что такое камера». Важно, чтобы в каждом задании были слова: «прочитайте еще раз», «узнайте», что подводит учащихся к поисковой деятельности.

К сожалению, стремление учителя обеспечить осознанность чтения того или иного произведения самостоятельно, тормозит развитие изыскательских навыков школьников при осмыслении слов. Такой подход не нацеливает детей на какие-либо самостоятельные действия.

Особенно большие возможности для повышения самостоятельности школьников в словарной работе открываются в связи с изучением состава слова. Теоретические сведения о составе слова учащиеся получают во 2 классе, но практически и в 1 классе они достаточно осознают близость по значению однокоренных слов и значение сложных слов, состоящих из двух знакомых непроизводных основ. В этом им помогает хорошо развитое чувство языка, способность к самостоятельному словотворчеству.

Действия со словом, направленные на осознание его значения через морфемный анализ, могут производиться с опорой на текст или на ряд однокоренных слов. Приведу пример некоторых заданий, которые могут быть предложены учащимся. «Прочитайте в тексте, как по-другому называется электрический поезд. Почему именно так называется?» «В сказке встретилось слово «рукавицы». Оно связано по значению со словом «рука». Объясните, что такое рукавица. «Почему умение хорошо трудиться назвали «работоспособность»? Почему одного воробья называют «чероноголовый», а другого «желтогрудый»? При объяснении значения слова целесообразно предлагать детям самостоятельно подбирать однокоренные слова (из текста или других источников), объяснять значение слова через корень.

Одним из путей повышения самостоятельности младших школьников в словарно-лексической работе является обучение умению пользоваться толковым словарем родного языка. Кроме того, дети должны научиться подстрочным словарем, имеющимся в книгах для чтения. Детям необходимо сообщить,, что они должны делать при встрече со словом, имеющим помету цифрой: дочитать предложение до конца, посмотреть сноску в конце страницы и прочитать толкование слова. Потом вернуться к началу предложения и прочитать его повторно. Такое перечитывание предложения необходимо для того, чтобы включить осознанное слово в контекст.

Таким образом, мы рассмотрели некоторые методические пути, которые, с одной стороны, помогают проникать в значение слова при чтение различных текстов, С другой - повышают активность и самостоятельность школьников, формируют такие учебные действия, которые совершенно необходимы, когда ученик остается с книгой один.